Самый первый репер в мире. Кто был самым первым репером в мире? Как мы считали

К сожалению, история современного российского рэпа хоть и насчитывает свыше 20 лет, но она небольшая и ей мало чем гордится. Однако исторические предпосылки, как раз сформировали ту современную российскую рэп-культуру, которая завладела умами нашей молодежи.

Первое событие, связанное с появлением рэпа в СССР, произошло как это ни странно в городе Куйбышев (ныне г. Самара). В 1984 году ди-джей студенческой дискотеки «Канон» Александр Астров совместно с местной группой «Час Пик» записали 25-минутную программу, которая вскоре разошлась по всей стране в виде магнитоальбома «Рэп». Альбом был записан под влиянием альбомов групп Grandmaster Flash & The Furious Five и Captain Sensible. Текст первого речитатива был таким:

«С текстом все предельно сложно», - твердят уж много лет
Что это просто невозможно - на русском делать рэп.
Мол, и слова у нас длинней, и туго дело с рифмой
К тому же, в нашем языке слишком мало ритма...»

Две рок-н-ролльные и наиболее танцевальные композиции «Часа пик» («Суббота», «Проходит время») были разбавлены откровенно дискотечными номерами, записанными нонстопом в стилистике «Stars On 45». В рамках одной композиции сэмплировались примитивные рэп-монологи (от чтения алфавита до таблицы умножения), «вырезки» из «Let’s Twist Again», фрагменты буги, бита, фанка и прочие рок-стандарты.

«Эй, диск-жокей! Крутись быстрей! Все успевай! И не зевай!» - это 84-й год, Куйбышев, магнитоальбом «Рэп».

Помимо этих экспериментов, хип-хоп в России приобрёл известность, достаточно узкую, во второй половине 80-х гг., когда началось увлечение брейк-дансом, хотя собственно англоязычные композиции в стиле рэп были малоизвестны любителям музыки. В основном они пополнялись за счет тех немногих граждан СССР, которые имели возможность посещать другие страны.
Многие источники указывают на то, что в начале 90-х брейк-данс пользовался определенным успехом, затем появилось увлечение граффити, а уж за тем повальное увлечение рэпом.
Первые русскоязычные исполнители рэпа появились в начале 1990-х гг., известностью пользовался Богдан Титомир и группа «Мальчишник», с другой стороны более андеграудные формы русского хип-хопа («MD&C Павлов») не имели успеха.

Сам по себе «русский рэп» молодое явление, по сравнению, скажем, с русским роком. Так же, как и у рока в нежном возрасте, у «русского рэпа» есть одна главная проблема - подражательность. Многие не воспринимают «русский рэп», возможно справедливо считая его калькой с западных образцов, со всей присущей атрибутикой стиля «черных братьев».

В тоже время «русский рэп» очень своеобразен. Он стремится придерживаться корней хип-хопа, но часто в исполнении русских это выглядит нелепо. Иногда настолько нелепо, что это противоречит русским традициям и действительности. С другой стороны - начинает появляться в России рэп, который пытается быть привязанным исключительно к отечественным нормам - возможно, это и есть правильный путь, но при этом пропадает что-то очень важное, неотъемлемое, такой рэп часто бывает без «изюминки».

Сегодня главная беда русского рэпа в том, что очень мало «народных» талантов в рэпе и слишком много предрассудков вокруг этой темы, что ставит рэп в России в невыгодную ситуацию. Весьма интересен тот факт, что если хип-хоп зарождался как музыка и субкультура «негритянского гетто» с резко агрессивным отношением к белому населению (причем это справедливо не только для США, но и, например, для Франции), то в России он появился как интернациональная культура, воспринятая, преимущественно, «белой» частью населения, поэтому ни о какой «субкультуре гетто» в России не может быть и речи.

В этом смысле лидеры хип-хопа в России оказались в странной ситуации, так как для появления хип-хопа в нашей стране не было объективных социальных причин. Однако был найден выход из ситуации, и сейчас тексты в духе русского рока приспосабливаются к новым музыкальным формам, то есть к рэпу. Противопоставление строится не по расовому признаку, а по социальному (бедные - богатые), культурному (конформисты - нонконформисты) и другим признакам. Этот подход оправдал себя в 90-е года.

Одной из первых рэп-групп, которые существовали на протяжении 90-х годов и стали пионерами рэп-культуры были участники питерской группы «Bad Balance». Ее основали молодые питерские студенты, которые уже в 1991 году выиграли гран-при Всероссийского рэп-фестиваля.

На протяжении 90-х годов различные группы, а так же выходцы из «Bad Balance» (LA (DJ), ШеFF и Михей (MC)) формируют рэп-культуру. В основном увлечение рэпом было уделом столичных мегаполисов, а в регионах России формировались небольшие фан-клубы в основном западных исполнителей. Именно концентрация рэп-культуры в двух городах Москва и Санкт-Петербург заложила фундамент «коммерческого рэпа» в нашей стране.

Рынок русского хип-хопа, как индустрии, сформировался лишь в конце 1990-х гг., подтверждением чему стало появление множества коллективов этого жанра («Bad Balance», «Каста», «Легальный бизнес», «Многоточие»). В 1999 году глобальное возрождение брейк-данса способствовало его повторному оживлению и в России.

Русский хип-хоп противоречив, как и его западный оригинал, при этом элементы рэпа эпизодически включаются различными музыкантами в свои песни. После 90-х годов в российском шоу-бизнесе сформировались крупные компании, которые были заинтересованы в развитии различных молодежных стилей музыки. Им была нужна молодежь мегаполисов России.

Из-за сложившейся в нашей стране исторической системы интеграции западных инноваций, как в бизнесе, так и в культуре, отечественные лидеры шоу-бизнеса ориентировались на так называемую группу «новаторов». «Новаторами» в маркетинге называют ту группу людей, которые раньше всех пробует «новинки» и являются лидерами мнениями. Их всего около 2,6 %. Однако, эти новаторы формируют потребительские предпочтения всей оставшейся покупательской аудитории. В среде молодежи такими «новаторами» являются представители «золотой молодежи». Дети «богатых и знатных» родителей, которые не ограничены в средствах, постоянно организовывают и участвуют в «тусовках и вечеринках».

Российские «золотые новаторы» довольно часто путешествуют по странам мира и знают последние новинки. Одной из таких новинок после 2000 года стал музыкальный стиль R&B (rhythm-and-blues). В России он получил название r`n`b. Мы не будем подробно останавливаться на особенностях этого стиля и его длинной истории, а затронем только в вкратце влияние хип-хопа на ритм-энд-блюз.

Сращение ритм-энд-блюза с хип-хопом началось в 1984 году и вылилось в три этапа:

Первый этап (1987-1993) - так называемый «нью джек свинг» (new jack swing) - был замешан на утяжелённом фанке и выделялся среди ритм-энд-блюзового мейнстрима заимствованием у хип-хопа традиции ритмической импровизации. Нью джек свинг был ориентирован на аудиторию подростков-тинэйджеров. Работавшие в рамках этого течения исполнители старательно поддерживали агрессивно-сексуальный образ «плохих мальчиков и девочек», который диссонировал с «правильными мальчиками и девочками» стандартного ритм-энд-блюза;

Второй этап (1993-1998) - период «хип-хоп-соула» - обозначил более тесное сближение двух музыкальных направлений. Ритм-энд-блюз заимствует у хип-хопа его непредсказуемый ритмический рисунок, композиции становятся менее однородными и более энергичными. Отличительная черта записей этого периода - общая атмосфера телесной чувственности и даже цинизма. Откровенные на грани фола тексты многих исполнителей свидетельствовали о взрослении аудитории этого направления: по сравнению с «нью джек свингом», это были не только подростки старшего школьного возраста, но и более возрастные слои молодёжи;

Третий этап - Современный этап - «нео-соул» (nu soul). Это отчасти ретроспективное направление состоит в возврате к винтажному звучанию классического соула 1960-х и 1970-х гг. Помимо классического соула, «нео-соул» активно впитывает элементы альтернативного хип-хопа, джаза и даже классической музыки. Более коммерчески ориентированное направление ритм-энд-блюза, которое представляют в первую очередь Ашер и Бейонсе, продолжает развиваться в русле хип-хоп-соула 1990-х.

Ориентируясь на «новаторов» отечественные компании из шоу-бизнеса начинают создавать различные отечественные проекты, которые выступают как в стиле R`n`B, так и рэпа. Однако весь рэп начинает носить в себе отпечаток не музыки, а стиля жизни. Это важное различие накладывает основной отпечаток на формирование субкультуры.

Требование жить «богато и красиво», трансформирует R`n`B в «richly & beauty». Стиль поведения, жаргона, одежды участников рэп-культуры начинает коммерциализироваться, становится массовым и носить в себе не музыкальное начало.

Современные российские клубы для современной молодежи являются не сколько местом отдохнуть и послушать музыка, а сколько показать себя, продемонстрировать соответствие неким групповым стандартам. Для таких мест не подойдет тот рэп, который говорит о бытовых проблемах, социальных и политических неурядицах.

Новые лица русского рэпа Тимати, Лигалайз, Банд"Эрос, Бьянка - являются желанными гостями на вечеринках в R&B-клубах. Нужно констатировать - хип-хоп больше не музыка улиц, а вполне себе легкий развлекательный жанр. Для некоторых, кто хочет услышать «шокирующий» «грязный рэп» создаются группы подобного стиля репа - Кровосток. Для почитателей т.н. интеллектуального рэпа другие менее «попсовые группы» - 2H Company, Трэш-Шапито, Кач.

Экспериментирует и смешивает рэп и r’n’b украинско-белорусский проект «Серега», участники которого переманили в свой коллектив лауреата эстрадного конкурса «Славянский базар-2003» Максима Сапатькова.

Для молодежи, которая увлекалась «шансоном» шоу-бизнесом создаются молодые группы из Ростова-на-Дону. Такие команды, как «Каста», «Крестная семья» и «Ю.Г.», рассказывают о том, что происходит вокруг них: о нищете, о криминале, о драках, о любви и о надеждах нового поколения.

Единственной нишей для рядовых почитателей репа, которые хотят следовать правилам «старой» или «новой» школы» в нашей стране стал интернет. Создается некое сообщество рэперов самоучек, которые самостоятельно пишут тексты, микшируют сэмплы, записывают и выкладывают свои произведения в интернет. Рунет является пока единственным местом, куда не проникают отечественные компании шоу-бизнеса, для которых рэп - это прежде всего бизнес, а уже потом музыкальная культура.

Хотя стоит отметить, что эти компании ищут в интернете «новых звезд» рэпа и исполнителей. Последние удачные находки позволили, широкой массе молодежи, познакомится со St1m, Noize MC, рэппершей Mad-A.

В 2005 и 2006 году Россию посетило большое количество американских рэпперов высшего эшелона. Московские клубы приняли DMX, Busta Rhymes, Ja Rule. На Красной площади выступили Black Eyed Peas, участники которой первый свой контракт подписали еще в начале 90-х с отцом гангста-рэпа Eazy-E.

В 2006-ом ведущие музыкальные телеканалы РФ избирали победителями своих премий именно рэпперов. На церемонию MTV RMA была приглашена Missy Elliott, а чуть раньше на церемонию вручения наград «Муз-ТВ» был приглашен «50 Cent», автор наиболее продаваемого рэп-альбома предыдущего года....

3. Eminem

Маршалл Брюс Мэтерс III, более известный под сценическим псевдонимом Эминем и альтер-эго Слим Шейди - рэпер, музыкальный продюсер, композитор и актёр. Помимо сольной карьеры, Маршалл также состоит в группе D12 и хип-хоп-дуэте Bad Meets Evil.

Эминем является одним из самых продаваемых музыкальных артистов в мире, а также самым продаваемым артистом 2000-х. Он назван одним из самых великих музыкантов всех времён многими журналами, включая Rolling Stone, который разместил Эминема под 83-м номером в списке 100 самых великих артистов. Этот же журнал провозгласил его Королём хип-хопа.

2. Jay Z

Шон Кори Картер, более известный как Джей-Зи - американский рэпер, имел собственный капитал более 500 млн $ по состоянию на 2012 год. 13 его альбомов отметились на вершине Billboard 200. Это рекорд среди всех сольных исполнителей и второе место в истории после The Beatles, у которых 19 альбомов поднимались на первое место в США. Многократный обладатель премии "Грэмми".

Ещё в 1999 году Джей-Зи читал рэп в песне в клипе Мэрайи Кэри «Heartbreaker», которая возглавила Billboard Hot 100. В 2003 году Джей-Зи вернулся на вершину поп-чартов США с треком «Crazy in Love», записанным совместно с его подругой, а ныне супругой Бейонсе. Он является основателем и совладельцем лейбла Roc-A-Fella Records, а также бывшим генеральным директором лейбла Def Jam Recordings, совладельцем 40/40 Club, создателем линии одежды Rocawear и совладельцем клуба НБА - Бруклин Нетс.

1. Notorious B.I.G.

Кристофер Джордж Лейтор Уоллес (21 мая 1972, Бруклин, Нью-Йорк - 9 марта 1997, Лос-Анджелес, Калифорния) - американский рэпер, выступавший под псевдонимами Biggie Smalls, Frank White и, наиболее известный, - The Notorious B.I.G. Являлся лидером хип-хопа Восточного побережья.

13 сентября 1994 года вышел дебютный альбом Бигги Ready To Die, имевший ошеломляющий успех. Первый сингл, «One More Chance», стал платиновым за несколько недель, а к концу года альбом стал трижды платиновым. По последним подсчётам, альбом был продан в количестве четырёх миллионов экземпляров.

Второй альбом рэпера, Life After Death, вышедший в 1997 году, удостоился нескольких наград, в том числе звания «R’n’B Альбома года» по версии Billboard и двух наград ASCAP Awards. Альбом был выпущен посмертно, через несколько недель после трагической смерти Бигги. Life After Death, побив все рекорды, дебютировал на первом месте в первые же недели продаж и оставался в чартах в течение многих месяцев с такими синглами как «Mo Money, Mo Problems» и «Sky’s The Limit».

Подписывайтесь на нас в Instagram:

Реп относительно молодое музыкальное направление, но прочно укоренилось в современную, культуру породив десятки героев, и никуда не собирается исчезать. Довольно трудно выбрать несколько лучших певцов и команд хип-хоп сцены, но мы все таки рискнем представить десять лучших реперов, куда вошли наши современники и представители старой школы, стоявшие у истоков репа.

Ice Cube считается одним из самых великих реперов всех времени и народов который начинал в составе группы N.W.A., став автором большинства её песен, а потом продолжил карьеру как соло исполнитель. Первый сольный альбом AmeriKKKa’s Most Wanted сразу стал хитом, став его планкой, ниже которой он никогда не опускался.


Конечно же, десятка лучших реперов не могла обойтись без Snoop Dogg. Музыканту помог подняться на вершину хип-хоп сцены его хороший приятель Dr. Dre. Выделяется на фоне других реперов довольно спокойным лирическим стилем исполнения песен.

Представитель старой школы репа, ставший символом 80-х хип-хоп сцены, а его песня Mama Said Knock You Out стала настоящей классикой. LL Cool J оказался не только талантливым репером, но и неплохим актером, телеведущим и бизнесменом владеющим брендом собственной одежды, совладельцем нескольких звукозаписывающих лейблов.

7. Kurtis Blow (Кёртис Блоу)

Кёртис Блоу стал пионером который сделал реп музыку популярной и доказал что на ней можно зарабатывать деньги. Именно он стал крестным отецом старой школы репа. Если вы не согласны берем и слушаем The Breaks.

6. Rakim (Раким)

Раким представитель старой школы, ставший в один момент знаменитым после записи мега хита Paid in Full который сразу попал в десятку самых популярных песен на радиостанциях. Именно его четкое артикуляция и сложные тексты, которые он доводил до идеала неделями, оказала сильное влияние на современное поколение реперов.

Это не один человек, а группа, стоявшая у истоков хип-хопа определившая современный облик репа, которые смело, сочетали различные стили. Они первые рискнули выпустить альбом с песнями, который сразу стал хитом. Именно они помогли вернуться обратно на сцену Aerosmith записав с ними песню Walk This Way в 1986 году. Настоящая старая школа, которая вернулась обратно на сцену снова собирает целые залы, заводя их.

4. Eminem (Эминем)

Единственный белый попавший в десятку лучших реперов мира. На большую сцену ему помог попасть Dr. Dre, а дальше все сделал талан, тексты на больны для общества темы и неповторимый стиль исполнения текста Эминема.

3. The Notorious B.I. G.

Notorious B.I. G. также известный как Biggie, был королем репа восточного побережья. Ранняя смерть не дала стать ему номером один в мире репа, но все равно это одна из легенд мира хип-хопа. Во время траура несколько сотен радиостанций по всей Америке почтили его память 30 секундным молчанием.

2. Jay-Z

Новый король репа восточного побережья, выбившийся из самых низов и заработавший состояние в полмиллиарда долларов. Его манера и стиль исполнения неповторим за что его любят миллионы людей по всему миру.

Думаю, вы уже догадались, кто считается репером номер один в мире, король западного побережья 2Pac. Он был убит молодым в 25 лет, по слухам его заказал Notorious B.I. G. король репа восточного побережья, но все равно вошел в сотню лучший исполнителей всех времен и народов, только при жизни продав более 75 миллионов альбомов.

Всемирно известное издание Billboard, регулярно публикующее рейтинги самых богатых и успешных людей, составило топ лучших рэперов мира за всю историю существования хип-хопа.

Топ «рэперы мира», по мнению издания, выглядит так:

Список «рэперы мира» был бы совершенно невозможен без этого парня. Кристофер Джордж Латор Уоллес, больше известный как The Notorious B.I.G., Biggie или же Biggie Smalls, родился в Бруклине, Нью-Йорк. Его первый альбом под названием Ready to Die вошел в список самых культовых: именно с него началось господство хип-хоп культуры в Нью-Йорке, а сам город в итоге начали называть меккой и родиной хип-хопа.

Артист был лидером Восточного побережья, который противоборствовал с Западным побережьем в лице его лидера Тупака Шакура. В 1997 году The Notorious B.I.G. был убит из огнестрельного оружия в результате уличной стрельбы. Через 16 дней после гибели мир увидел вторую пластинку исполнителя – Life After Death, которая впоследствии получила бриллиантовый сертификат, говорящий о том, что тираж разошелся в количестве более 10 млн копий.

Jay Z

Шон Кори Картер – один из самых успешных представителей рейтинга «рэперы мира». Его 13 пластинок возглавляли рейтинги все того же Billboard. Если бы не еще более ошеломляющий успех The Beatles, Jay Z побил бы абсолютный рекорд по количеству альбомов, удостоившихся лидирующих позиций чарта.

Артист начал карьеру в далеких 1990-х, в то время он выступал с The Notorious B.I.G. Примечательно, что манера исполнения у Jay Z основана на чистом экспромте. Он засветился в запоминающихся дуэтах с Мэрайей Кэри и теперешней супругой Бейонсе. В данный момент артист кроме музыки занимается бизнесом – является совладельцем нескольких клубов и выпускает собственную линию одежды.

Маршалл Брюс Мэтерс – артист, без которого был бы невозможен любой топ рэперов. Это один из самых востребованных и продаваемых артистов в мире, в том числе, журнал Rolling Stone отвел ему почетную 83 строчку в списке 100 самых великих артистов мира. Это же издание присвоило Эминему звание Короля хип-хопа, и не зря: артист продал более 100 млн копий своих релизов по всему миру.

Кроме музыки, Эминем ведет и другую активную деятельность. Имеет собственную радиостанцию, владеет музыкальным лейблом, снимается в кино и стал первым рэпером мира, который удостоился Оскара за лучший трек к фильму («Восьмая миля» – прим. ред .).

Rakim

Вильям Майкл Гриффин-младший в своем творчестве отражает идеологию, которой был увлечен с ранних лет. Он принадлежал организации «Нация ислама», основная деятельность которой заключалась в расистском отношении к белым людям и к государству в целом. Тексты песен Ракима так или иначе обращаются к тематике исламской религии, а Аллах, по утверждению самого артиста, уберег его от необдуманных действий – драк и воровства.

В своем творчестве Раким отходит от популярной в 1980-х годах техники исполнения в духе импровизации. Его авторский стиль, многочисленные рифмы и их новаторское применение сделали его одним из первых исполнителей, чьи композиции звучали плавно и медленно. В то время как его коллеги по сцене были полны энергии, голос этого артиста, входящего в топ рэперов, звучал джазово, почти гипнотически. Rakim выпустил 7 альбомов (4 из которых совместно с Eric B). Его альбом Paid in Full вошел в рейтинг 500 самых великих альбомов по версии издания Rolling Stone.

Насир бин Олу Дара Джонс – считается наиболее успешным и выдающимся артистом жанра хип-хоп, мировое сообщество даже присвоило его альбому Illmatic звание величайшего в истории. Релизы артиста разошлись по миру тиражом в более чем 25 млн копий. Nas обязан старту своей успешной карьеры студии Columbia Records, подписав контракт с которой ему выпала возможность поучаствовать в саундтреке к фильму Оливера Стоуна Zebrahead. Талант артиста был замечен и высоко оценен публикой, после чего началось успешное восхождение звезды и присутствие в рейтингах лучших рэперов мира.

Примечательно, что Nas долгое время имел конфликт с другой звездой мировой величины – Jay Z, утверждавшим, что творчество Насира поддельное. Однако в 2005 году знаменитости объявили о перемирии, а Nas заключил многомиллионный контракт с лейблом Def Jam Records под управлением все того же Jay Z.

Андре Лоуренс Бенджамин активно проявляет себя в разных творческих ролях: выступает в составе популярного рэперского коллектива OutKast, который он основал в 1991 году, играет в кино, является музыкальным продюсером и дизайнером собственной линейки одежды – Benjamin Bixby.

Музыкальные критики тепло отзывались о творчестве коллектива, однако настоящую популярность и любовь миллионов людей парням принес трек Ms. Jackson из альбома Stankonia.

Единственная женщина, которая удостоилась чести быть представленной в данном рейтинге лучших рэперов.

Лорин Ноэль Хилл выступает в жанре нео-соул и ее творчество имеет ошеломительный успех. Подтверждением тому стал факт, что к 25 годам девушка 8 раз становилась обладательницей престижной премии Грэмми.

Артистка начинала свою карьеру в составе популярной группы The Fugees, которая впоследствии распалась, а участники занялись сольными проектами. Дебютный альбом Лорин The Miseducation of Lauryn Hill принес исполнительнице положительные отзывы критиков. По их мнению, манера исполнения артистки смягчила границы между такими музыкальными жанрами как соул, регги и хип-хоп.

Именно благодаря этому альбому Lauryn Hill впервые в истории премии Грэмми была номинирована на 10 категорий и победила в пяти из них.

Денис Коулз известен как участник популярного коллектива Wu-Tang Clan. Ошеломляющий успех группы дал зеленый свет всем ее участникам, которые начали выпускать сольные проекты с той или иной степенью популярности.

Ironman – именно так назывался первый сольный альбом артиста Ghostface Killah. Пластинка получила одобрение критиков, после чего последовали не менее успешные релизы Supreme Clientele и Fishscale. В 2006 году исполнитель удостоился звания лучшего МС всех времен по версии MTV и попал в топ рэперов престижного издания Billboard.

Кендрик Ламар Дакворт – успешный хип-хоп артист, чьи совместные работы с такими именитыми исполнителями как Busta Rhymes, Snoop Dogg, Lil Wayne были высоко оценены как публикой, так и критиками. Последние, кстати, называют его новым Королем Западного побережья, что вполне оправдывает его присутствие в списке «рэперы мира».

Самой успешной пластинкой оказался третий альбом под названием To Pimp a Butterfly. Релиз имел столь большой успех, что оказался на первом месте в списке лучших альбомов 2015 года таких мировых изданий как The New York Times и Rolling Stone. Кроме того, артист на протяжении своей карьеры успел получить 7 статуэток Грэмми.

Дуэйн Майкл Картер-младший считается одним из самых продаваемых артистов, выступающих в жанре хип-хоп. Артист начал увлекаться музыкой с раннего детства и уже в 9 лет стал участником лейбла Cash Money. Позже Lil Wayne в содружестве с другими исполнителями создал собственный лейбл Young Money.

Первая пластинка артиста – Tha Block Is Hot получила статус платиновой, две последующие (Lights Out и 500 Degreez) стали золотыми. Шестой альбом исполнителя Tha Carter III укрепил его позиции на музыкальной арене и принес еще более громкий успех в виде 1 миллиона проданных копий в первую неделю продаж. Этот же альбом стал лучшим на 51 церемонии вручения премии Грэмми.

Таким видят топ рэперов всех времен создатели рейтинга Billboard. Интересно то, что список раскритиковали поклонники хип-хопа. Например, их возмутил тот факт, что в нем не нашлось место самому культовому представителю жанра – Тупаку Шакуру.

Рифмованные куплеты

Среди любителей музыки найдется немало и таких, которые являются поклонниками ритмичного речитатива под названием рэп. Как зародилось это направление и кто был самым первым рэпером в мире?

Рэп появился чуть более 40 лет назад. Возник он в начале 1970-х гг. в южных районах американского Бронкса, то есть там, где проживали афроамериканцы, поэтому не случайно исполнение рифмованных речевок по сей день остается прерогативой чернокожих. Родоначальником этого направления считают ямайского диджея Кула Герка (Клайва Кэмпбелла) . Кул в конце 1960-х гг. переехал в Нью-Йорк и стал одним из первых диджеев в Бронксе.

Со своей родины первый репер привез с собой так называемую ямайскую традицию «зажигания»: на ходу сочинял рифмы и выкрикивал их под минусовку рэгги. Поскольку людям нравилось то, что он делал, это нововведение подхватили и другие диджеи, читая под музыку незамысловатые рифмованные куплеты собственного сочинения, обращённые к аудитории. Новое движение тут же обрело свое название, однако в то время оно называлось не rap, а Mcing.

Распространение рэпа

Распространению рэпа в большой степени поспособствовало любительское негритянское радио, крутившее музыку, которая была в то время популярна у афроамериканцев, и новое движение начало обретать все больше поклонников. Название стиля и его исполнителей – рэп и рэперы, соответственно, – прочно закрепилось за направлением в 1979 г. , когда появился сингл группы The Sugarhill Gang под названием «Rapper’s Delight».

Кстати, именно эту композицию принято считать самым первым рэпом, поскольку она содержала в себе типичные рифмы и основополагающие темы современного хип-хопа: детали бытовой жизни, секс, состязания эм-си, ерничество, показное тщеславие. Так как широкая американская публика впервые узнала о существовании рэпа с появлением этой группы и их дебютного сингла, Джек Гибсон, бывший радиоведущий, а теперь основатель и солист The Sugarhill Gang, был официально удостоен звания самый первый репер в мире. Позднее Джек Гибсон стал организатором одного из самых первых, посвященных рэпу, конвентов.

Искусство 21 века

Очень часто, особенно в разговорной речи, термин «хип-хоп» используют в качестве синонима для обозначения стиля рэп, однако это не совсем правильно. Хип-хоп – это музыкальная форма, одним из элементов которой является рэп, и в не такие уж и далекие 1980-е гг. он, действительно, появился для обозначения всего жанра. Однако в XXI веке рэп превратился в настоящее искусство, у которого множество граней и в наши дни ритмичный речитатив широко используется и в других музыкальных стилях: драм-н-бэйс, альтернативный рок, современный ритм-энд-блюз, ню-металл, раггамаффин, поп-рэп, его можно услышать даже в некоторых направлениях хардкор-музыки, поэтому считать «рэп» и «хип-хоп» синонимами будет не совсем правильно.

Динозавры движения

«Динозаврами» движения, которые внесли неоценимый вклад в становление рэпа и хип-хопа, считают, прежде всего, Грэндмастера Флэша и Африку Бомбату, невероятно популярных исполнителей 1980-х гг. , однако сейчас их творчество уже относится к «олд-скул». Современные исполнители, например, Eminem, Jay-Z, 50 Cent и другие читают уже совершенно иной рэп, который сильно отличается от того, что был в самом начале, рэп как направление зажило уже совершенно другой, новой жизнью.

Остается сказать, что в Россию рэп пришел в 1980-е, когда в СССР стали популярны дискотеки, а деятельность диджеев начала развиваться. Ну а самый первый рэп-альбом был записан в Куйбышеве в 1984 г. диджеем Александром Астровым.