Переходный возраст у мальчиков. Как вести себя родителям? Гормональные нарушения у мужчин и женщин - причины, симптомы, методы лечения Гормональная перестройка у подростков

Хотите, чтобы ваш ребенок развивался гармонично? Не забывайте показывать его эндокринологу — так утверждает наш эксперт, детский эндокринолог к. м. н. Татьяна Варламова.

У ребенка портится характер, он слишком бурно растет или, наоборот, страдает из-за того, что в классе самый маленький, слишком плотненький и все время жует, или, напротив, худенький и есть отказывается категорически? «Переходный возраст, — говорим мы, — время все скорректирует». И, обмениваясь опытом с другими родителями, убеждаемся, что наша-то малышка еще ничего, а вот сын у соседей...

Диабет помолодел?

Современные дети стали ниже ростом, зато толще, потому что неправильно питаются, чаще болеют и нервновозбудимы, если не сказать больше — неуравновешены психически. К таким невеселым выводам пришли специалисты, занимающиеся вопросами здоровья детей на Всероссийском форуме «Здоровье нации», прошедшем в Москве этой весной. Результаты последних научных исследований позволили дать оценку реальному состоянию здоровья детей, которое сильно отличается от официальной статистики.

Рискованное наследство
Сахарный диабет I типа. Риск унаследовать инсулино-зависимый сахарный диабет, так называемый диабет молодых, невелик.
Вероятность заболевания у ребенка:
2-3% — если больна мать
5-6% — при диабете у отца
15-20% — если больны оба родителя
10% — такова частота возникновения диабета среди братьев и сестер, больных диабетом.
Сахарный диабет II типа обусловлен наследственной предрасположенностью гораздо сильнее:
40-50% — если болен один из родителей. Правда, возникает заболевание обычно в возрасте после 40 лет.
50-80% — если у родителей диагностировано еще и ожирение в комбинации с диабетом II типа, так называемый сахарный диабет тучных взрослых.

По данным Научного центра здоровья детей РАМН, всего 2% выпускников школ можно считать здоровыми. За последние несколько лет ребят с нормальным физическим развитием стало на 8,5% меньше. Растет поколение условно здоровых детей, или, как говорят медики, «здоровых больных». Появился термин «ретардация», то есть замедление физического развития и формирования функциональных систем у детей и подростков.

И количество эндокринных нарушений у детей за 15-20 лет значительно возросло. Это связано, во-первых, с эпидемией нашего века — ожирением. Во-вторых, с увеличившимся количеством случаев диабета (как инсулинозависимым — диабетом I типа, так и с диабетом II типа, который раньше называли диабетом пожилых), он значительно помолодел и сейчас все чаще стал развиваться и у детей.

Естественно, это связано и с экологией, и с урбанизацией, то есть с издержками городской жизни. И, конечно, с питанием. С одной стороны, дети стали есть больше, с другой, — далеко не всегда то, что им необходимо. Часто даже дома детей угощают фаст-фудом и сладкими напитками — не только газированными, но и переслащенными «морсиками» и «компотиками».

Кроме того, дети меньше двигаются, а это способствует развитию функциональных нарушений.

Но главный фактор риска — отягощенная наследственность. Правда, если есть случаи диабета в семье, это не означает, что ребенок обязательно заболеет, но он попадает в группу риска. А это означает, что ему необходимы особое наблюдение эндокринолога (2-3 раза в год) и коррекция питания. Сейчас встречается очень много случаев ожирения у детей — I и II степени! А нарушение жирового обмена ведет к нарушению углеводного обмена и развитию диабета.

Типичные ошибки родителей:

  • Перекармливание ребенка. Если ребенок здоров, но худенький, и у него плохой аппетит, это может быть проявлением гастроэнтерологических заболеваний или повышенной возбудимости. Значит, есть смысл показать его неврологу и гастроэнтерологу, но только не заставлять есть насильно, устраивая из кормлений мучительные истерические спектакли.
  • Неправильное питание: продукты, содержащие трансжиры (печенье, чипсы) и избыток сладкого. Рацион ребенка должен быть обязательно сбалансированным.
  • Отказ регулярно проверять индекс массы тела ребенка.
  • Кормление новорожденных в течение суток без перерыва на ночь. Типичная ошибка мам — давать младенцу грудь ночью каждый раз, когда он проснется. Так у него возникает потребность все время есть и пить. А ведь количество жировых клеток закладывается именно в этот период развития — в возрасте до двух лет!

Тревожные симптомы:

  • Ребенок после перенесенных аденовирусных инфекций, или детских заболеваний долго не может оправиться.
  • Часто испытывает жажду и пьет слишком много жидкости.
  • У него частое и обильное мочеиспускание.
  • Он подолгу пребывает в состоянии вялости, раздражительности.
  • Начинает заметно худеть.

Это возможные признаки диабета. Поэтому надо сразу же проверить уровень глюкозы в крови.

Рост и костный возраст

Когда ребенок отстает в росте от сверстников, это воспринимается как трагедия и родителями, и им самим, особенно болезненно это переживают подростки.

Отчего же зависит рост человека? На него влияют два главных фактора — это гены, то есть наследственность, и опять же питание в раннем детстве. У рослых родителей и дети обычно более высокие, и наоборот. И, если родители выше среднего роста, а ребенок отстает, нужно проверять у него уровень соматотропный гормона (СТГ).

Темпы роста могут снижать и тяжелые (особенно хронические) заболевания. Ослабленный малыш временно переключает энергию, которая должна была расходоваться на рост, на процесс выздоровления.

Важную роль играют состояние здоровья матери во время беременности, а также индивидуальные особенности процессов обмена веществ в организме самого ребенка.

И очень большое влияние на рост имеют функции желез внутренней секреции — щитовидной железы и полового гормона тестостерона. Увеличение его выработки стимулирует рост костей до определенной границы, но в дальнейшем он начинает подавлять ростовые зоны, прекращая рост. Это можно наблюдать у юношей в период полового дозревания, когда ускорение роста сменяется в периоде возмужания (в 16-18 лет) его остановкой.


Норма и отклонения:

Очень важно проследить за темпами роста в течение первых двух лет жизни.

  • За первый год дети вырастают в среднем на 25-30 см, за второй — до 12 см, а за третий — 6 см. Затем быстрый рост сменяется так называемым равномерным ростом, то есть прибавляется по 4-8 см в год.
  • В начале пубертатного периода у детей, как правило, опять происходят скачки роста. Этот период быстрого роста вызван влиянием половых гормонов — гормональным «всплеском».
  • У девочек такой период начинается в 10 лет (максимум в 12), когда они в среднем прибавляют по 8 см за год.
  • У мальчиков в 12-14 лет прибавка роста составляет в среднем 10 см за год, с возможными индивидуальными отклонениями в 1-1,5 года.
  • В период пубертатного «скачка» (у мальчиков обычно это происходит в 13-16 лет, у девочек — в 12-15) интенсивно проявляются оба основных показателя физического развития — рост и масса тела. За относительно короткий промежуток времени рост может увеличиться на 20%, а масса тела — даже на 50%.
    У девочек этот «скачок» может начинаться в 10,5 лет, достигая наибольшего выражения к 12,5. А рост тела у них продолжается до 17-19 лет.
  • Мальчики в начале периода полового созревания отстают от девочек, а примерно в 14,5 лет начинают интенсивно их догонять, и рост у них продолжается примерно до 19-20 лет.

Тревожные симптомы:

  • Показатели веса и роста могут варьироваться — это зависит от индивидуальных особенностей конкретного ребенка, так что поводом для волнения должна быть не одна цифра, а устойчивая возрастная тенденция отставания или ускорения роста. Здесь большую роль играют гены, но наследственная программа может дать сбой по некоторым внешним причинам.
  • Подростки в физическом и половом развитии могут задерживаться на 1-2 года по сравнению со своими ровесниками, которые интенсивно занимаются видами спорта с постоянными физическими нагрузками (гимнастикой, борьбой и т. п.).
  • Хронические заболевания, например, гастрит, гастродуоденит, которые иногда у подростков протекают почти бессимптомно, могут существенно повлиять на замедление роста.
  • Заболевания сердечно-сосудистой системы, такие как артериальная гипертония, ревматизм, дефекты сердца, некоторые легочные заболевания, также способствуют уменьшению роста.
  • Ну и, конечно, эндокринные заболевания, первые признаки которых иногда появляются в раннем возрасте, а иногда только в подростковом, приводят к замедлению физического — и в первую очередь к уменьшению роста.

Важно не потерять время, своевременно заметить, что рост ребенка не соответствует норме, и обязательно обратиться к специалистам — педиатру и эндокринологу.

Необходимо также проверить костный возраст — его соответствие паспортному — и зоны роста. Для этого делают рентгеновский снимок кистей и лучезапястных суставов. На снимке отчетливо видны зоны роста. Если эти зоны закрылись в 14-15 лет, значит, ребенок уже не будет расти, и это неблагоприятный признак.

Щитовидная железа

Последние два десятилетия отмечены неуклонным ростом заболеваний щитовидной железы у детей. Помимо отягощенной наследственности важную роль играет и регион проживания. Если отмечена нехватка йода в регионе, его дефицит нужно восполнять с помощью препаратов йода — йодомарина, йодида калия и др.

Как функционируют гормоны
Эндокринная система — это железы внутренней секреции, такие как гипоталамус, гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, поджелудочная железа, яичники, яички и др. Гормоны (вещества внутренней секреции) выделяются эндокринной системой прямо в кровоток и регулируют жизненно важные процессы в организме. Во всем мире в последнее время отмечен рост заболеваний, связанных с нарушением эндокринной системы. Причем большинство эндокринных заболеваний проявляется еще в детстве. Типичные симптомы эндокринных нарушений — беспричинная утомляемость, резкая смена настроения, раздражительность, ожирение или резкая потеря веса, слишком раннее или запаздывающее половое созревание — должны послужить серьезным поводом для обращения к эндокринологу.

В какой-то степени недостаточная физическая активность и даже излишне долгое пребывание у компьютера в раннем возрасте могут провоцировать развитие заболеваний щитовидной железы, таких как аутоиммунный тиреодит — недостаточность гормона щитовидной железы, которая приводит к дальнейшим функциональным нарушениям.

Если после внимательного осмотра и УЗИ выясняется, что железа увеличена, но уровень гормонов щитовидной железы в норме, тогда достаточно препаратов йода. Если же уровень гормона повышен или понижен, необходима серьезная коррекция, лечение гормональными препаратами.

Распространенное мнение о том, что гормоны, которые мама принимала во время беременности, также приводят к развитию эндокринных нарушений у детей, врачи не подтверждают. Гормоны, как правило, назначаются женщинам с проблемами репродуктивной системы — невынашиванием беременности и т. д. Такой курс лечения под контролем врача практически никогда — на эту тему существует много исследований — не влияет на здоровье детей. Наоборот, в правильной, точно подобранной дозировке гормональный препарат помогает сохранить беременность. Гипотиреоз может быть и врожденным — это наследственное заболевание, когда ребенок уже рождается с «плохой» щитовидной железой. Поэтому у нас с 1992 г. проводят скрининг новорожденных на эндокринные болезни.

Такая ранняя диагностика очень важна: если сразу начать лечение (а дети с гипотиреозом нуждаются в пожизненном лечении), то можно избежать отставания в развитии.

Случаи врожденного гипотиреоза в России составляют в среднем 1 на 4000 новорожденных. Поэтому лучшая профилактика нарушений эндокринной системы у детей — обследование беременных женщин в ранние сроки, когда происходит закладка нервной системы и щитовидной железы у плода.

Тревожные симптомы:

  • Замедление темпов роста.
  • Нарушения веса — как его дефицит, так и избыток. Если ребенок слишком полный, это может свидетельствовать о нарушении обменных процессов.
  • При недостаточности гормонов щитовидной железы дети вялые, пастозные, слабые — они быстро устают в сравнении со сверстниками, очень тяжело встают по утрам.
  • Если железа работает излишне активно, наблюдаются потеря веса, повышенная эмоциональная возбудимость, особенно у девочек. Они становятся плаксивыми, даже агрессивными, может появиться тремор рук, увеличение глазных яблок, разница в давлении — сниженное диастолическое и повышенное систолическое (пульсовое), тонкая, нежная, даже сухая кожа и общая суетливость движений.

Опытный врач может определить нарушения уже по тому, как ребенок входит в кабинет: это заметно по его пластике, гиперактивной манере поведения, излишней суетливости.

Вопросы пола

Половое созревание у детей, главным образом, обусловлено наследственностью, но не только генетические особенности определяют тип развития ребенка, а национальная, расовая принадлежность родителей — дети южных или восточных народов, например, созревают раньше.

Как определить идеальный вес ребенка?
Для детей от 1 года до 12 лет отклонение массы тела от идеальной можно оценить в баллах — от пятерки до двойки. Индекс массы тела (ИМТ) для детей с 2 лет рассчитывается по той же формуле, что и для взрослых: вес в кг делится на показатель роста в см, возведенный в квадрат.
5 баллов — точное соответствие веса ребенка его возрасту
+4 — легкое превышение веса
+3 — умеренное превышение веса
+2 — выраженное превышение веса
-4 — легкая недостаточность веса
-3 — умеренная недостаточность веса
-2 — выраженный дефицит веса

Оценка массы тела у девочек

Возраст, лет Оценка ИМТ в баллах
-2 -3 -4 5 +4 +3 +2
1 14,7 15,0 15,8 16,6 17,6 18,6 19,3
2 14,3 14,7 15,3 16,0 17,1 18,0 18,7
3 13,9 14,4 14,9 15,6 16,7 17,6 18,3
4 13,6 14,1 14,7 15,4 16,5 17,5 18,2
5 13,5 14,0 14,6 15,3 16,3 17,5 18,3
6 13,3 13,9 14,6 15,3 16,4 17,7 18,8
7 13,4 14,4 14,7 15,5 16,7 18,5 19,7
8 13,6 14,2 15,0 16,0 17,2 19,4 21,0
9 14,0 14,5 15,5 16,6 17,2 20,8 22,7
10 14,3 15,0 15,9 17,1 18,0 21,8 24,2
11 14,6 15,3 16,2 17,8 19,0 23,0 25,7
12 15,0 15,6 16,7 18,3 19,8 23,7 26,8

Оценка массы тела у мальчиков
Возраст, лет Оценка ИМТ в баллах
-2 -3 -4 5 +4 +3 +2
1 14,6 15,4 16,1 17,2 18,5 19,4 19,9
2 14,4 15,0 15,7 16,5 17,6 18,4 19,0
3 14,0 14,6 15,3 16,0 17,0 17,8 18,4
4 13,8 14,4 15,0 15,8 16,6 17,5 18,1
5 13,7 14,2 14,9 15,5 16,3 17,3 18,0
6 13,6 14,0 14,7 15,4 16,3 17,4 18,1
7 13,6 14,0 14,7 15,5 16,5 17,7 18,9
8 13,7 14,1 14,9 15,7 17,0 18,4 19,7
9 14,0 14,3 15,1 16,0 17,6 19,3 20,9
10 14,3 14,6 15,5 16,6 18,4 20,3 22,2
11 14,6 15,0 16,0 17,2 19,2 21,3 23,5
12 15,1 15,5 16,5 17,8 20,0 22,3 24,8

Можно рассчитать идеальный вес для вашего ребенка с учетом его конституционного типа телосложения по формуле: ИМ = (Р х Г) : 240, где ИМ — идеальная масса тела в кг; Р — рост в см; Г — окружность грудной клетки в см; 240 — постоянный расчетный коэффициент.

Признаком нормы или отклонения может быть последовательность появления вторичных половых признаков: у девочек вначале должны развиваться молочные железы, потом происходит оволосение в области лобка, потом возникает менструация. Если последовательность нарушена, это еще не признак заболевания, но повод для консультации у эндокринолога. При появлении у девочек волос на руках, ногах и спине надо исключить избыток андрогенов, сделав специальные исследования. При их избытке можно говорить о патологии надпочечников. Если же гормональный фон в норме, это может быть проявление конституциональной особенности.

В норме у девочек в 8-9 лет появляются первые признаки созревания: ареалы сосков начинают немного выдаваться, слегка меняют цвет и форму. А потом уже, с 10-12 лет, постепенно начинает происходить перераспределение жировой ткани, развитие молочных желез и т. д. Первая менструация в норме появляется в 12-14 лет, но колебания возможны и в пределах от 10 до 16 лет — в северных областях.

Нормальное половое созревание у мальчиков обычно происходит между 9 и 14 годами. Первые признаки — увеличение яичек, затем, через 6 месяцев, — появление волос на лобке, достигая пика в финальной стадии роста половых органов.

У мальчиков в этом возрасте иногда встречается набухание грудных желез — одной или обеих, как правило, это вызвано избытом пролактина и в лечении не нуждается. Это не болезнь, а физиологическое явление — так называемая геникомастия. Она может быть следствием ожирения.

Тревожные симптомы:

  • Лобковое оволосение у девочек при отсутствии других вторичных половых признаков может быть вызвано сбоем в работе надпочечников, например, опухолью надпочечников. Это серьезный повод для обращения к эндокринологу.
  • Отставание в росте от сверстников. В таком случае нужно обязательно провести обследование на соответствие костного возраста биологическому.
  • Ожирение у мальчиков тоже может способствовать патологии развития гениталий.
  • Эндокринное отклонение — крипторхизм, когда одно или оба яичка не опускаются вовремя в мошонку, а остаются в брюшной полости.
  • Недоразвитие гениталий, если, например, у мальчика в 13 лет началось оволосение (подмышечное и в области лобка), а размеры гениталий еще детские, ребенок берется под наблюдение эндокринологов.
  • У детей обоего пола может происходить преждевременное половое созревание. Это тревожный симптом, если вторичные половые признаки проявляются у мальчиков до 9 лет или у девочек до 8 лет. В любом случае показываться эндокринологу необходимо хотя бы раз в год даже при отсутствии выраженных отклонений.

Татьяна Варламова

Период с 12-13 до 16-18 лет. В физиологическом отношении подростковый возраст характеризуется созреванием и началом функционирования половых желез, деятельность к-рых находится под регулирующим воздействием нервной системы. Гормоны половых желез влияют на течение всех процессов в организме, в т. ч. на состояние вегетативной и центральной нервной системы.

У девочек половое созревание начинается приблизительно с 12-14 лет и заканчивается к 16-18 годам; у мальчиков продолжается с 13-15 до 18- 20 лет. Прежде всего появляются так наз. вторичные половые признаки: вырастают волосы на лобке и в подмышечных впадинах, у девочек развиваются молочные железы, у мальчиков «ломается» голос и пр. Признаком зрелости половых желез и их готовности к функционированию служит появление менструаций у девочек (см. Менструальный цикл) и поллюций у мальчиков.

Отмечается прибавка в весе, подростки прибавляют в весе за год в среднем 3-5 кг. Для детей П. в. характерен быстрый рост, нарушение пропорций тела. Прибавка в росте составляет около 10 см в год, у девочек бурный рост начинается раньше, чем у мальчиков.

У подростков быстро растут и развиваются все части тела, ткани и органы. Но темпы их роста неодинаковы. Больше всего заметно увеличение длины рук и ног. Туловище у мальчиков вытягивается после того, как длина рук, ног и таза в поперечнике достигнет своего максимума. Изменяется лицо. Грудная клетка приобретает форму грудной клетки взрослых. Неравномерность роста отдельных частей тела вызывает временное нарушение координации движений - появляется неуклюжесть, неповоротливость, угловатость. После 15-16 лет эти явления постепенно проходят. В этот период особенно тщательно нужно следить за осанкой подростков, особенно за тем, чтобы они правильно сидели за партой, т. к. неправильное положение корпуса ребенка при письме и чтении может привести к искривлению позвоночника.

Рост истинных голосовых связок особенно интенсивен на первом году жизни и в 14-15 лет; с 12 лет голосовые связки у мальчиков длиннее, чем у девочек. Этим объясняется «ломка» голоса у мальчиков, связанная также и с гормональной перестройкой организма.

В П. в. происходит усиленный рост легких; довольно быстро нарастает и общий их объем.; к 12 годам он увеличивается в 10 раз по сравнению с объемом легких новорожденного. Тип дыхания с 10 лет у мальчиков брюшной, у девочек - грудной и брюшной.

В П. в. могут быть функциональные расстройства различных органов. Часто наблюдается так наз. «юношеское сердце» или «сердце подростка», характеризующееся увеличением его размеров, появлением шума при выслушивании. Нередко наблюдаются также повышение артериального давления (так наз. юношеская гипертония), сердцебиение, учащение пульса (иногда давление может понижаться, пульс уре-жаться), может быть одышка, головная боль в области лба. У нек-рых подростков отмечаются головокружения, обмороки (чаще наблюдаются у девочек), спазмы различных отделов жел.-киш. тракта.

При длительном стоянии, продолжительном неподвижном сидении может появляться головокружение, неприятное ощущение в области сердца, живота, в ногах, потребность переменить положение. При вынужденном длительном стоянии может развиться даже обморочное состояние, рвота. Лицо бледнеет, кисти рук холодны, могут приобретать синюшный оттенок. Все эти явления в положении лежа быстро проходят. У таких подростков наблюдается повышенная потливость, красный дермографизм (при проведении ногтем по коже появляются красные полосы), быстрая смена настроения. Причиной этих расстройств часто является неустойчивость вегетативной нервной и эндокринной систем, к-рая характерна для этого

возраста, а также психич. и физич.

перенапряжение. С возрастом все эти

симптомы обычно проходят самостоя

тельно, однако в случае их появления

следует обязательно обратиться к вра

чу для выяснения их истинной при

Режим дня. В П. в. необходимо обращать особое внимание на режим дня. Он необходим для того, чтобы избежать утомления и перенапряжения нервной системы. Следует так спланировать день подростка, чтобы у него было время на занятия, спорт и отдых. Ночной сон должен быть не менее 8-9 час, он необходим для восстановления работоспособности. Нельзя разрешать подросткам проводить много времени перед телевизором, очень много читать.

Примерный режим для подростков представлен в таблице.

Гигиена подростков. Подростки должны соблюдать правила личной гигиены. В период полового созревания в связи с вегетативно-эндокринной перестройкой организма отмечается усиленное функционирование сальных желез, что ведет к закупориванию их протоков и появлению на коже угрей, к-рые могут воспаляться и нагнаиваться. Поэтому необходимо регулярно мыться (не реже одного раза в неделю), чаще принимать душ. Если у подростка имеется повышенная потливость, можно пользоваться различными присыпками и дезодорантами, устраняющими запах пота, чаще менять белье. Девушки должны подмываться теплой водой с мылом утром и вечером. Во время менструаций не рекомендуется принимать хорячие ванны, нужно мыться под душем или обливать тело теплой водой с мылом над тазом. Нельзя во время менструаций купаться в открытых водоемах, нужно избегать длительного хождения,"бега, прыжков (см. Личная гигиена).

Питание играет важную роль в правильном течении физиологических процессов организма подростков. От правильного питания зависит нормальное функционирование органов и систем организма, сопротивляемость его различным болезнетворным факторам.

С пищей подросток должен получать все те вещества, к-рые входят в состав его органов и тканей. Это белки, жиры, углеводы, минерал, соли, витамины, вода.

Белок - основной «строительный материал», входящий в состав каждой живой клетки (см. Белки). При недостатке белка в питании у подростков отмечается слабость, вялость, падает вес (см. Вес человека), отстает рост (см. Рост человека), снижается сопротивляемость различным заболеваниям. Это отражается на его успеваемости и трудоспособности.

Наиболее полезен белок молока и молочных продуктов, мяса, рыбы и яиц. Лучшей усвояемости белков способствуют овощи, поэтому мясные и рыбные блюда рекомендуется давать с овощными гарнирами.

Жиры и углеводы - источник энергии, наше «топливо». Жиры улучшают вкус пищи и дают длительное насыщение. Однако избыток жира ведет к нарушению обмена и ожирению. Хорошо усваиваются сливочное масло, жир молока, яиц, сливок, в к-ром содержится витамин А и D. Свиное сало, говяжий и особенно бараний жиры плохо усваиваются и содержат очень мало витаминов. В пищу школьников ежедневно необходимо вводить 10-15 г растительного масла (подсолнечное, оливковое, кукурузное).

Для организма подростков необходимы минеральные вещества. При недостатке их могут возникнуть различные заболевания. Так, напр., при недостатке в пище солей йода нарушается функция щитовидной железы (см. Эндокринная система). Витамины участвуют во всех обменных процессах, происходящих в организме, повышают выносливость и устойчивость организма к различным заболеваниям. При недостатке их школьник делается раздражительным, быстро утомляется, у него снижается работоспособность, аппетит, замедляется рост.

Очень важно, чтобы дети в П. в. получали разнообразную пищу. Принимать пищу школьники должны 4 раза в день, примерно через 4-часовые промежутки.

Молоко и молочные продукты особенно полезны для подростков, т. к. они содержат полноценный белок, жир, кальций и витамины. Ежедневно подросток должен выпивать не менее 400- 500 мл молока.

См. также Питание.

Закаливание. Принимать воздушные ванны следует в помещении при температуре воздуха не ниже 14-15°, сначала их продолжительность должна быть не более 3-5 мин., затем прибавляют по 1 мин. каждый день, доводя длительность процедур до 15- 20 мин. Полезно дома ежедневно ходить по полу босиком, начинают с 1 мин. и прибавляют через каждые 5-7 дней по 1 мин., доводя продоллш-тельность ходьбы до 10-15 мин. В теплое время года для закаливания используются длительные прогулки на свежем воздухе, сон в помещении с открытым окном при температуре не ниже 16°. Наиболее распространенные формы закаливания водой в домашних условиях - ежедневное обтирание и обливание. Температура воды сначала должна быть не ниже 34-35°, затем через каждые 6-7 дней температуру снижают на 1°, доводят ее до 22-24° и продолжают делать обтирания и обливания водой такой температуры в течение 2-3 мес. Если отсутствуют различные реакции в виде катара верхних дыхательных путей, слабости, разбитости, раздражительности, возбудимости, расстройства сна и т. д., можно перейти к закаливанию водой более низкой температуры: с 22°, снижая через каждые 10 дней на 1°, доводят температуру воды до 10-12° (обычная температура водопроводной воды).

В П. в. физич. воспитание проводится по утвержденным программам, соответствующим этому возрасту. Родители должны быть активными помощниками и организаторами полноценного физич. воспитания детей. Подростки каждое утро должны делать зарядку. Это постепенно входит в привычку.

Психогигиена подросткового возраста. П. в.- один из ответственных этапов психич. развития человека, становления его личности. Именно в этом возрастном периоде интенсивно формируется самосознание, способность к анализу окружающих явлений, возрастает интерес к отвлеченным проблемам. Вместе с тем в психич. сфере подростка нередко выявляются признаки эмоциональной неустойчивости: немотивированные колебания настроения, сочетание повышенной чувствительности, ранимости в отношении собственных перелшваний и известной черствости и холодности к другим, сочетание застенчивости и подчеркнутой развязности, самоуверенности. В этом возрасте повышается интеpec к своей внешности, чрезмерно остро воспринимаются любые критические замечания по этому поводу. В мыслительной деятельности подростков часто отмечается стремление к мудрствованию, разрешению сложных философских проблем, наблюдается склонность к фантазированию, вымыслам. Именно в этом возрасте пробуждается сексуальное влечение, что нередко приводит к сложным конфликтным переживаниям.

В психике подростков отчетливо выступает противоречивость, что связано с неравномерностью психич. и физич. созревания. Черты «детскости» , сочетаются у них с чертами «взрослости», в результате чего поведение подростков часто выглядит непоследовательным, возможны различные формы его нарушения. Так, при чрезмерных требованиях к подростку (непременно быть отличником в учебе, заниматься иностранными языками, музыкой и т. п.) без учета его склонностей и способностей часто возникают реакции протеста, к-рые могут проявляться демонстративными прогулами или побегами из дома. В основе такого поведения лежит стремление подростка избавиться от трудностей или привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие. Подобные реакции возникают и в случаях потери привычного внимания и ласки со стороны родителей, близких (напр., при появлении в семье отчима, мачехи, другого ребенка).

Другой типичной формой реакции подростка является стремление освободиться от опеки или контроля взрослых (родителей, воспитателей). В основе подобных реакций обычно лежит утрированное стремление подростка к самоутверждению, к достижению самостоятельности. В этих случаях подросток стремится в любой ситуации поступать по-своему, старается как можно раньше отделиться от родителей и семьи, поступить на работу или учиться в другом городе и т. п. Чаще подобные реакции возникают, когда родители злоупотребляют своим авторитетом, подавляют стремление подростка к самостоятельности. Одним из вариантов самоутверждения является подражание определенному лицу, литературному образу, киногерою (так наз. реакции имитации). К сожалению, в этих случаях кумиром и эталоном для подражания может стать и антисоциальный герой, что резко усугубляет тяжесть нарушений поведения подростка.

Часто нарушения поведения у подростков могут быть связаны также с так наз. реакциями компенсации. В этих случаях подростки на глазах у окружающих стремятся к совершению каких-либо отчаянных или безрассудно смелых поступков, чтобы доказать им и себе «силу воли», «храбрость» и т. д.

Огромную роль в формировании стиля поведения подростка играет свойственное этому возрасту стремление к образованию подростковых групп, подчиняющихся определенным лидерам, причем вне стен школы лидером становится наиболее авторитетный и сильный, но не всегда достойный подражания подросток.

Нарушение поведения в подростковом возрасте в значительной мере связывается с хорошо известным явлением акцелерации. При этом роль феномена акцелерации заключается не только

в ускорении темпов физич. развития и

полового созревания, но и в диспропор

ции между физич. и социальным раз

витием подростка. В результате под

ростки, зрелые в физич. и половом

отношении, в течение нек-рого периода

времени нередко обнаруживают черты

психич. инфантильности, «детскости»

(повышенную внушаемость, подчиняе-

мость постороннему влиянию и т. д.).

Указанная диспропорция нередко спо

собствует возникновению тех или иных

нарушений поведения у подростка,

а отсутствие необходимых условий вос

питания и обучения может стать причи

ной неправильного формирования его

личности.

Большое значение в П. в. имеет правильное половое воспитание. Необходимо своевременно и тактично разъяснить подростку характер тех физиоло-гич. изменений организма, к-рые сопутствуют наступлению половой зрелости (первые менструации у девочек и поллюции у мальчиков). У неподготовленных подростков наступление этих естественных физиологич. явлений может вызвать невротич. реакции.

Ошибочно стремление взрослых максимально ограждать подростка от любых сведений, касающихся взаимоотношения полов, избегать любого упоминания о сексуальных проблемах. В этих случаях подростки неизбежно получают соответствующую информацию от старших ребят, приобретших уже известный опыт, что нередко приводит к превратному, циничному представлению о половой жизни.

П. в. является особо ответственным периодом в отношении предупреждения психич. заболеваний. Необходимо помнить, что трудности поведения подростков нередко ошибочно расцениваются окружающими как дефекты воспитания, результат влияния неблагоприятной окружающей среды и т. д., в связи с чем к ним длительное время применяются меры общественного или административного воздействия, в то время как эти подростки должны находиться. под наблюдением психоневролога и получать соответствующее лечение. Особого внимания требуют подростки, у к-рых имеются остаточные явления после перенесенных инф. болезней, ревматизма, черепно-мозговых травм.

См. также Школьный возраст.

Понятие «переходной возраст» нередко связывают с нестабильным психологическим состоянием подростков. Видимо потому, что эта часть процесса становления личности наиболее заметна для окружающих и особенно волнует родителей. Резкие смены настроения или даже замкнутость, депрессия еще вчерашнего ребенка, представляют собой лишь верхушку айсберга всех изменений. Гораздо больше метаморфоз происходит внутри юного пока неокрепшего организма.

Самым активным периодом развития внутренних органов человека считается возраст от 8 до 14 лет. Резкий скачок в росте провоцирует огромные затраты энергии, сбои гормонального фона, нехватку витаминов и минеральных веществ.

В этот период у детей часто встречаются нарушения сна, нервозность, повышенная утомляемость, головные боли, плохой аппетит. Порой заботливый родитель, наблюдая за своим чадом, может отметить: «У него внутри все неспокойно». И будет не далек от истины: внешние признаки начала переходного периода сигнализируют о запуске процессов формирования жизненно важных систем организма. Что же происходит «внутри» у ребенка и какие могут быть последствия для его здоровья?

К примеру, развитие сердечно-сосудистой системы отстает от роста всего тела. Такой запоздалый эффект может неблагоприятно сказаться на функциях сердца и сосудов, особенно при физических и эмоциональных нагрузках. Как последствие возможны функциональные отклонения в деятельности сосудов: вегето-сосудистая дистония с колебаниями артериального давления.

Претерпевает изменения желудочно-кишечный тракт, органы которого растут не одновременно. Увеличивается размер желудка, кишечника, печени и поджелудочной железы, однако функциональная зрелость опаздывает от резкого роста внутренних органов. Большинство болезней пищеварительной системы вызваны ухудшением питания и повышенной психологической нагрузкой.

Не секрет, что в еде подростки отдают предпочтение фаст-фудам и консервантам, вместо необходимых овощей и фруктов. В этом возрасте слизистая детского кишечника очень чувствительна. Несбалансированное питание вполне может привести к синдрому нарушенного кишечного всасывания. На его фоне у ребенка часто проявляются различные аллергические состояния.

Так же происходит адаптация функции дыхания к мышечным нагрузкам. Частота дыхания с возрастом уменьшается: к концу первого года жизни она равна 30-35 в минуту, в 4-7 лет - 22-26. Просто с возрастом мы начинаем дышать не чаще а глубже, компенсируя тем самым нехватку кислорода при легочной вентиляции.

Что касается роста и веса, подростки нередко комплексуют из-за своей угловатой и неуклюжей внешности. Нелепый внешний вид связан с формированием новых пропорций тела: головы, туловища, удлинением рук и ног. Скелет начинает расти по 4-7 см в год, значительно опережая развитие мускулатуры. Отсюда и непропорциональные фигуры подростков.

На гормональном уровне, у мальчиков увеличивается выработка тестостерона, а у девочек яичники стимулируют повышение уровня женского гормона - эстрогена. За счет этого, к 14 годам, примерно у 97% мальчиков и девочек начинают проявляться вторичные половые признаки: увеличение яичек (у мальчиков) и молочных желез (у девочек).

Не удивительно, что при такой активной перестройке организм подростка как никогда нуждается в дополнительных витаминах и минеральных веществах. Наибольшее их количество содержится в кисломолочных продуктах питания, а так же овощах, фруктах, крупах и орехах.
Однако, для поддержания метаболических процессов, быстро растущему организму ребенка понадобиться дополнительный источник минеральных веществ. Им могут стать капли Береш Плюс - средство с высоким содержанием водорастворимых солей минеральных веществ и микроэлементов, которые играют важную роль в жизнедеятельности организма.

Общетонизирующее действие препарата способствует восстановлению дефицита макро- и микроэлементов. Береш Плюс рекомендуют при повышенной утомляемости, отсутствии аппетита, астенических состояниях, а также для ускоренного восстановления организма после перенесенных заболеваний.

Таким образом, подпитывая организм на его клеточном уровне, капли Береш Плюс помогают в укреплении костной и мышечной массы тела, способствуют пропорциональному формированию внутренних органов, тем самым облегчая для ребенка процессы внутренней перестройки.

В 1 мл капель Береш Плюс содержится 2 мг железа, 1,1 мг цинка, 0,4 мг магния, 0,31 мг марганца, 0,25 мг меди, 0,11 мг никеля, 0,1 мг бора и 0,09 мг фтора - жизненно необходимых элементов для нормализации обеспечения витаминов и гормонов в организме.

Капли можно принимать, совмещая с любыми другими лекарствами, соблюдая интервал в 30 минут. Исключение составляют лишь препараты, содержащие в составе железо или микроэлементы.

Курс Береш Плюс рассчитан на 6 недель, но при необходимости его можно продлить, предварительно проконсультировавшись с доктором. Принимать капли рекомендуют во время еды, с 50 мл жидкости (вода, фруктовый сок, сироп, фруктовый чай) Дозировка составляет: 1 капля на 1 кг массы тела в сутки за 3 приема.

Береш Плюс помогут насытить организм ребенка необходимыми минеральными веществами, способствуя его гармоничному развитию. А в дополнении с моральной поддержкой от родителей период перестроек подросткового организма, пройдет для ребенка быстро и безболезненно.

Ваш ребенок перестает быть маленьким, примеряя на себя это чувство – быть взрослым. Многие из родителей боятся наступления этого переходного периода, нередко вспоминая себя в этом возрасте и считая, что вслед за взрослением чада проблем не избежать. Переходный возраст – время тяжелое, но не только для родителей, но и для самих детей. Что же такое происходит в это сложное, трудное время, как понять психологию подростка?

Что это такое

Переходный возраст, или отрочество – период развития человека в процессе перехода от детства к юности. Отрочество длится с 10-11 до 15 лет. Этот переходный период, называемый также пубертатным, относится к числу критических, поскольку в этом возрасте происходит не только бурный рост и половое созревание юнца, но и кардинальные изменения в сфере сознания, системе взаимоотношений. Подробная информация об этом есть в учебниках по обществознанию.

Начинается отрочество с полового созревания – выработки гормонов, стимулирующих развитие репродуктивной системы, мозга, мышц, костей и кожи. Для этого возраста характерно «чувство взросления», развитие самооценки и самосознания. На переходном этапе онтогенеза развивается интерес к самому себе как личности. Если условия для реализации возможностей, индивидуализации отсутствуют, самореализация тинейджера кризисного возраста может принять неблагоприятную форму.

Признаки переходного возраста:

Во время полового созревания, приблизительно в 10 лет, у человека начинается активный рост – до 10 сантиметров в год. Девушки перестают расти к 16-18 годам, а юноши могут продолжать вытягиваться до 22 лет. Внешними признаками начала переходного периода считается рост у мальчиков яичек, груди – у девочек, у обоих полов рост волос подмышками и в паху.

Физическое развитие девочек проходит быстрее, чем мальчиков, но признаком того, что у вашего ребенка начался переходный возраст, считаются не только физические перемены. Среди изменений – и перемены в характере. Ласковое, послушное чадо этого возраста может стать грубым, категоричным и обидчивым. Рассмотреть признаки взросления более детально у представителей разного пола лучше всего по отдельности.

У мальчиков:

Знание родителей о том, что происходит в переходное время с их сыном, поможет им и мальчику справиться с этим непростым бременем трудного возраста, называемого переходным. Признаки взросления у мальчиков подразделяются на три основные группы — физические, эмоциональные и половые. Все они взаимосвязаны между собой, вытекают одна из другой под влиянием выработки тестостерона — гормона, с помощью которого мальчик постепенно превращается в мужчину. Какие же основные признаки этого превращения?

  1. Мускулатура начинает резко развиваться.
  2. Расширяются плечи.
  3. В области подмышек, на лице и в паху начинают расти волосы, в этом возрасте пока еще пушковые.
  4. Ломается голос.
  5. На спине и лице появляется угревая сыпь.
  6. Запах пота становится более резким.
  7. Появляются перепады настроения, свойственные этому возрасту агрессивность, рассеянность и невнимательность, максимализм.
  8. Активно развиваются половые органы, появляется сексуальное влечение.
  9. Возможно ночное неконтролируемое семяизвержение – так называемые поллюции, которые с возрастом пройдут.

У девочек:

У девочек отрочество начинается во время увеличения выработки половых гормонов, приблизительно к 10-11 годам. Репродуктивные органы девочки начинают меняться, готовиться к материнству. Гормональный всплеск, свойственный переходному этапу, приводит к дисбалансу нервной, эндокринной и вегето-сосудистой системы. Появляются первые признаки взросления девочки:

  1. Расширяются тазовые кости, ягодицы и бедра округляются.
  2. К 10 годам становится ярко выраженной пигментация около сосков. Сами соски припухают и выступают.
  3. К 11 годам молочные железы развиваются уже заметнее, область подмышками и лобок покрывается волосами. С этого же возраста может начаться менструация. У кого-то она наступает раньше, у кого-то позже. По достижении 16-летнего возраста цикл должен стабилизироваться, приняв регулярный характер.
  4. В связи с увеличением массы тела, свойственным переходному периоду, у девушек может начаться депрессия и резкое ограничение себя в питании. Поэтому внимательно следите за тем, как питается ваша дочь, чтобы ограничения не привели ее к серьезному психическому заболеванию – анорексии.

Почему подростковый возраст называют переходным

Переходный возраст представляет собой переход к взрослости из детства, за счет чего получил свое название. С переходным периодом в онтогенезе (развитии человека) во многом связан и кризис подросткового возраста. В это переходное время становления личности ребенок становится «трудным» – ему свойственны неустойчивость психики и поведения, неадекватность.

Развитие человека на переходном этапе претерпевает качественную перестройку, происходит половое созревание. Человек усиленно растет — причем, в этом периоде рост скелета протекает быстрее мышечной массы. Активно развивается сердечно-сосудистая система. В процессе перестройки у юнца как раз могут возникнуть депрессия, тревожность и другие признаки.

Проблемы и трудности у подростков

Трудности переходного периода зачастую связаны с активной гормональной перестройкой организма. Из-за резкого всплеска гормонов возникает частая смена настроения. Этому возрасту свойственны депрессия или агрессия, тревожность или замкнутость. Нередко подросток становится просто невыносимым, доставляя немало проблем не только родителям, но и самому себе.

Растущему организму необходимо личное пространство – он хочет быть самостоятельным, норовит выйти из-под родительского контроля. На этом фоне нередко возникает конфликт между родителями и детьми. Лучше позволить своему взрослеющему ребенку побыть наедине с собой, не лезть к нему в душу. Если подросток посчитает, что вам стоит доверять, он расскажет что посчитает нужным, сам.

Появляются трудности и при вхождении парня или девушки в какой-либо коллектив, где происходит своеобразная борьба за лидерство. В компании людей с подобными проблемами, сложным характером редко бывает равенство. То же стремление к лидерству может подтолкнуть к необдуманным поступкам – к примеру, привязаться к плохой компании, а как следствие — пристраститься к выпивке, сигаретам хулиганству, а иногда даже наркомании.

Изгоям среди ровесников тяжело, такой изгнанник замыкается, становится некоммуникабельным, испытывает стресс и чувство унижения или самоуничижения в компании ровесников. В этом случае родителям необходимо помочь своему чаду адаптироваться в социуме во избежание серьезных психологических проблем в будущем.

Большое значение для взрослеющего парня или девушки имеет проблема внешнего вида. Особенно тяжело переживают это девушки — ведь все внимание достается красивым, ярким и самоуверенным. Плюс ко всему появляются подростковые прыщи, жирная кожа и прочие атрибуты подросткового периода. Поэтому первая задача родителей в данном направлении — научить сына или дочь ухаживать за собой, своей внешностью, привить хороший вкус в одежде, развить чувство уверенности в себе, что потребуется впоследствии им в любом периоде жизни.

Возникают проблемы также на фоне неразделенной любви. Первая любовь, к тому же подогреваемая различными сериалами, зачастую очень сильна, а неудача в совокупности с повышенной эмоциональностью подростка и склонностью этого возраста раскрашивать все жизненные моменты яркими красками, могут подорвать психическое здоровье. Лучше всего, если родители объяснят своим влюбленным детям, что лучшее обязательно ждет их впереди, неудачи вполне переживаемы, а с возрастом они иначе воспримут свои чувства.

Виды подростковой депрессии

Депрессию трудно распознать, поскольку поведение юных чад этого возраста зачастую вызвано не отрицательными эмоциями, а перепадами настроения, вызванными процессом полового созревания. Но постоянное плохое настроение, ухудшение успеваемости в школе и некоторые другие проявления трудного возраста могут указать на наличие депрессии. Следует учитывать, что это заболевание, и оно является не видом настроения, а психическим расстройством. В целом выделяется несколько видов депрессии:

Классическая депрессия. ­ В этот период юные люди нередко чувствуют печаль, подавленность, тревогу. Человек перестает испытывать удовольствие от привычных ему дел. Любимые фильмы, фото, еда вызывают приступ раздражительности. К симптомам классической депрессии у подростка относятся замедленность движений и мышления, внешнее безволие.

Невротическая депрессия. Этот вид депрессии, иногда присущей подростковому периоду, возникает в результате длительной ситуации, травмирующей психику. Начинается заболевание со снижения настроения, слезливости и ощущения несправедливого отношения к себе. Симптомами невротической депрессии могут быть проблемы с засыпанием, тревожное просыпание, слабость, утренние головные боли, низкое артериальное давление.

Психогенная депрессия. Развивается при утрате жизненно важных для подростка (и не только) ценностей. Это может быть смерть близких людей, разрыв отношений. Психогенная депрессия может развиться за короткое время. К признакам ее относятся внутреннее напряжение, беспокойство за судьбу, тоска и заторможенность, жалобы на свою малоценность. При появлении таких симптомов необходимо сразу обратить внимание на парня или девушку, и отвести их к психологу, пока они не сочли лучшим выходом из ситуации самоубийство.

Особенности контакта с подростком

При достижении ребенком отрочества, все предъявляемые к нему требования условно разделяются на три группы: не обсуждаемые (к примеру, время возвращения домой), обсуждаемые (планирование свободного времени) и принимаемые им самостоятельно. Эти группы обязательно подлежат предварительному обсуждению.

Единые требования в семье к взрослеющему ребенку имеют немалое значение. Сам юнец больше жаждет прав, чем стремится к обязанностям. Если подрастающее поколение поймет, что от него ожидают слишком много, то постарается уклониться от обязанностей. Поэтому ко всем требованиям необходимо приводить серьезные аргументы – простое навязывание подростку на этапе становления личности может не пройти.

Стоит учесть, что нередко взрослеющее поколение совершает свои поступки под влиянием сиюминутных эмоций, свойственных переходному периоду. Поэтому не стоит проводить беседу, обсуждать поведение подростка или слова, когда вы видите, что ваше чадо возбуждено, раздражено или расстроено. Кроме того, следует учитывать нестабильное состояние психики, на данном этапе не сильно придираться. Особого отношения требует чувство взрослости у подростка. Ощущение значимости и независимости в этом сложном возрасте очень важно поддержать разными способами.

Позволяйте ребенку самому разбираться в объектах своей привязанности или влюбленности и самому принимать решения в данном направлении, хоть это еще и не вполне взрослый возраст. И не забывайте, что даже если подросток нуждается в помощи родителей, одновременно он старается оградить собственный мир от вторжения, и имеет на это право. Старайтесь не контролировать его поведение и относиться к своему чаду с уважением, в тоже время, косвенно влияя на поступки.

Но не всегда стоит обращать внимание и на противодействие, свойственное данному периоду – подросток все же испытывает потребность в поддержке со стороны взрослых. Лучше всего, если взрослый будет выступать в качестве друга. Тем самым вы облегчит ребенку поиск себя при самопознании. При таком взаимодействии появляется возможность создания глубокого духовного контакта.

Как пережить кризис

  1. Внимательно отнеситесь к развитию своего ребенка. Не пропустите первые, пусть даже слабые признаки вступления его в отрочество.
  2. Серьезно отнеситесь к тому, что любой человек развивается индивидуальными темпами, не всегда соответствующими конкретному возрасту. Не стоит считать взрослеющего юнца маленьким ребенком. Но и не пытайтесь сделать ребенка подростком раньше, чем он сам к этому готов, даже если его возраст как таковой считается переходным.
  3. Серьезно отнеситесь ко всем высказываниям вашего чада, какими бы глупыми они ни казались.
  4. Дайте взрослеющему организму максимум самостоятельности – столько, сколько он сможет выдержать для своего возраста. Старайтесь советоваться с детьми по любому поводу – даже самому пустячному. Они должны почувствовать себя наравне с вами, равноправным членом семьи.
  5. То, чего вы хотите добиться от дочери или сына, выполняйте сами – к примеру, всегда звоните, если задерживаетесь.
  6. Старайтесь исправить ошибки в воспитании, сделанные ранее. В этом возрасте все ошибки имеют склонность выползти наружу.
  7. Проявите интерес ко всему, что имеет значение для вашего сына или дочери. В переходном, богатым сюрпризами возрасте у них происходит переоценка интересов и ценностей, и лучше, если вы примете в данном процессе непосредственное участие.
  8. Используйте поощрения, обсуждайте правила. Но некоторые вещи, особенно касающиеся безопасности, в любом возрасте, а переходном особенно, должны соблюдаться беспрекословно.

Чтобы такой трудный и сложный переходный период у вашего ребенка прошел безболезненнее, как для него, так и для вас, вы можете обратиться за помощью к психологу. Правда, мало какой подросток пойдет на это, считая, что проблемы как таковой нет. Как вариант помощи, вы можете прочитать книгу по психологии подросткового возраста или посмотреть видео.

ВСД, или вегето-сосудистая дистония, в подростковом возрасте – это симптомокомплекс, значительно распространенный среди этой возрастной категории детей. Отношение к ВСД неоднозначное даже среди врачей: многие из них считают дистонию не заболеванием, а лишь преходящим состоянием, связанным с гормональной перестройкой в организме в пубертатный период.

Проявления ВСД чаще отмечаются в 13-15 лет и наблюдаются в настоящее время почти у 50% подростков. После периода полового созревания у многих из них симптомы исчезают. Течение ВСД может быть острым и хроническим. При остром течении патология проявляется в виде приступов, чаще всего как реакция на стрессовую ситуацию.


Основные причины ВСД


Стрессы, переживания, конфликты с родителями способствуют возникновению ВСД у подростков.

Проблемы в организме современных подростков не случайны, учитывая их образ жизни: значительные нагрузки при получении образования, малоподвижное времяпрепровождение (в основном за компьютером), несоблюдение режима дня и т.д.

Основными факторами, способствующими развитию ВСД, являются:

  1. Изменение гормонального фона в пубертатном периоде.
  2. Интенсивный рост скелета и органов, за которым «не поспевают» кровеносные сосуды, в результате чего страдает кровоснабжение жизненно важных органов и систем; недостаточное их снабжение кислородом. Гипоксия в этих органах вызывает возникновение многих проявлений ВСД.
  3. Перенесенные ранее заболевания, особенно инфекции.
  4. Травматические повреждения.
  5. Вредные привычки: многие подростки начинают в этом возрасте курить, употреблять спиртные напитки. Неокрепший организм реагирует на токсическое влияние развитием ВСД.
  6. Частой причиной ВСД является нарушение баланса между , неврозы.
  7. Стрессовые ситуации разного уровня: тестовый контроль знаний, поступление в ВУЗ, отношения с родителями, конфликты с ровесниками, психологические комплексы и др.
  8. Врожденные аномалии развития.
  9. Наследственная предрасположенность: если родители страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями, то вероятность развития ВСД у ребенка выше.

Негативное влияние любого из этих факторов (или нескольких одновременно) может привести к возникновению ВСД.

Симптомы

До конца ВСД не изучена. Считают, что первичным является нарушение нервной системы, а сердечно-сосудистые изменения уже вторичны. Так как нервная система регулирует функцию всех органов, включая температуру тела, показатели пульса и давления, секрецию потовых желез и др., то и проявления ВСД у подростков могут быть очень разнообразными.

Чаще всего наблюдаются такие симптомы:

  • перепады артериального давления;
  • учащение и нестабильность пульса;
  • боли в области сердца;
  • эмоциональная лабильность;
  • одышка, чувство нехватки воздуха;
  • повышенная потливость;
  • холодные конечности;
  • повторяющиеся головные боли;
  • бледность или покраснение лица;
  • головокружение и потемнение в глазах;
  • возможны ;
  • внезапные повышения температуры;
  • расстройства пищеварения (понос или запор, тошнота, позывы на рвоту, боли в животе);
  • изменения аппетита (повышение или снижение);
  • чувство разбитости, повышенная утомляемость;
  • нарушение мочеиспускания (частые позывы).

У юношей чаще отмечаются болезненные проявления. Для девушек более характерны психоэмоциональные реакции.

Психика в этом возрасте неустойчива, поэтому любые сложности и проблемы становятся стрессом для организма. Чаще ВСД подвержены легковозбудимые, эмоциональные подростки, у которых любой повод вызывает глубокие переживания.

При ВСД часто отмечается плохое настроение вплоть до депрессии, развивается много фобий (страхов). Характерна мнительность, плаксивость, не исключены истерики. Помимо потливости, повышается секреция сальных желез, могут появляться отеки, плохая переносимость жары и холода.

Для острой формы ВСД характерны приступы:

  1. Гипертонический криз: повышенное артериальное давление, головная боль, боль в сердце, учащение пульса, онемение конечностей, дрожь в теле, чувство страха.
  2. Гипотонический криз, проявляющийся сниженным артериальным давлением, урежением пульса, чувством страха, ощущением замирания сердца.
  3. Криз смешанного типа, при котором сочетаются проявления гипотонического и гипертонического кризов.