Что такое совместимость в отношениях супругов – признаки полной совместимости и гармонии в браке. Что такое психологическая совместимость? Психологическая несовместимость на работе

Психологическая несовместимость и совместимость – очень интересные понятия, ведь каждый из нас знает, что с одними людьми общаться легко и приятно, а с другими – практически невыносимо. В этом контексте очень важно понимать, что такое психологическая совместимость.

Одинаковые и разные

Каждый человек представляет собой индивидуальную личность с определенным набором черт характера, привычками, ценностями, установками и т.п. В зависимости от этого он подбирает себе круг общения и может легко или трудно сходиться с другими людьми.

Кстати, на способность понимать партнера влияют разные факторы: возраст, социальный статус, образование, культурный уровень и т.п. Если все это у людей слишком разнится, то зачастую у них могут появиться разногласия, и наоборот, если у людей много общего, то можно говорить о социально-психологической совместимости. Это весьма многогранное понятие, можно даже сказать – многоуровневое.

Во взаимоотношениях между людьми в плане психологической совместимости большое влияние играют темпераменты. Представьте себе общительного, скорого в своих мыслях и поступках, взрывного холерика. Ему, допустим, очень сложно общаться с флегматиками, которые сосредоточены на собственных мыслях, несколько замкнуты и не могут легко переключиться с одного дела на другое.

Но не все зависит только от темперамента или характера. Весьма большое значение имеет уровень культурного и личностного развития. Психологическая совместимость людей возможна тогда, когда они имеют общие представления о жизни и солидарны в ожиданиях друг от друга.

Коллектив

Ни для кого не секрет, что большую часть своей взрослой сознательной жизни мы проводим на работе, поэтому весьма важна психологическая совместимость в коллективе. Если человек чувствует, что на работе ему комфортно и спокойно, то и в жизни у него все складывается отличным образом.

Поэтому не удивительно, что многие люди предпочитают высокому заработку и плохому коллективу хорошую рабочую атмосферу с более низким заработком. Для них хорошая эмоциональная обстановка, положительное настроение, взаимовыручка и понимание оказываются важнее карьерного роста и денег.

Для того чтобы коллектив функционировал наиболее оптимально, психологи советуют менеджерам, директорам и другим руководящим сотрудникам при подборе персонала учитывать не только уровень образования, профессиональные знания, умения и навыки, но и то, каково у них взаимопонимание, как они взаимодействуют друг с другом, т.е. есть ли между ними психологическая совместимость и срабатываемость.

Примечательно, что в любом коллективе, будь то школа, институт или какая-то организация (например, завод), понятие психологической совместимости зависит именно от каждого из ее членов. Если все они могут вместе производительно трудиться и при этом чувствуют себя комфортно, спокойно и удовлетворенно в эмоциональном плане, то это будет хорошо влиять как на каждого из них по отдельности, так и на группу в целом и на производительность труда. Причем психология определяет, что в коллективе эмоциональный комфорт является тем более важным, чем дольше этот самый коллектив существует.

Кстати, на настроение будет влиять еще и численность сотрудников: для большой организации проблема психологической совместимости не стоит так остро, как для коллектива, в котором насчитывается до 10 человек. Для небольшой группы весьма важно хорошо чувствовать себя эмоционально. Для такого коллектива профессиональные навыки не так важны, потому что им можно научиться в ходе жизни, а вот характер, темперамент, привычки и ценности практически невозможно поменять.

Несовместимость

Как уже отмечалось, имеется понятие психологической несовместимости. О ней можно говорить в свете как дружбы, семьи, так и рабочих отношений. В последнем случае психологическая совместимость членов группы сводится к нулю.

Члены коллектива относятся друг к другу не как товарищи и друзья, не уважают другу друга, а порой просто ненавидят и стараются вставлять палки в колеса. В таких условиях люди не просто испытывают массу негативных эмоций, в конечном счете это крайне негативно влияет на производительность их труда и деятельность компании в целом.

Психологи выделяют несколько основных видов психологической несовместимости:

  • Психофизиологическая – нетерпимость к физическим характеристикам другого человека. Например, одного может раздражать, что другой громко размешивает сахар ложечкой в стакане, а другой ненавидит запах одеколона первого.
  • Социально-психологическая – возникает тогда, когда в коллективе несправедливо распределены роли. К примеру, руководителем подразделения является человек, который не соответствует занимаемой должности и не обладает соответствующим уровнем знаний.
  • Идеологическая – когда не совпадают убеждения, ценностные установки и мировоззрения. К примеру, один человек является расистом, а окружающие его не понимают; один или несколько членов коллектива – заядлые коммунисты, а другие – представители демократической партии. В таком случае идеология может влиять на отношения и даже на производительность труда.

Все вышеперечисленное мешает взаимодействию членов команды. А по большому счету, несовместимость мировоззрений порой приводит к гражданским войнам и революциям.

Семейная жизнь

В семейной жизни совместимость тоже чрезвычайно важна. Ее можно описать двумя характеристиками – психологическая и физиологическая. В первом случае речь идет о том, насколько человек в плане эмоций удовлетворен своим партнером, а во втором – по большей части имеется в виду интимная близость – о гармонии ласк и взаимной удовлетворенности от близости. Стоит отметить, что нормальная супружеская жизнь невозможна без духовной и бытовой совместимости.

Психологическая совместимость супругов в некотором плане может быть отождествлена с удовлетворенностью браком. Если один из членов семьи или же оба супруга недовольны тем, как они живут в браке, рано или поздно это, скорее всего, приведет к разводу.

Отметим, что оптимальные отношения в браке складываются между теми супругами, у которых правильно распределены роли и не возникает конфликтов. Кстати, если говорить о темпераментах, то психологи считают самым удачным союз между (муж) и (жена). Их совместимость в браке считается наилучшей.

Если брак был заключен между и сангвиником, то о длительности и прочности такого союза говорить не приходится. Оба они являются сильными личностями, мало готовы идти на уступки, часто соперничают за власть и лидерство в семье. Получается, что кто-то из них обязательно победит, а второму придется мириться с его мнением. В конечном счете ни к чему хорошему это не приводит.

В паре между меланхоликом и удовлетворенность отношениями обычно низкая, также не очень хорошим можно назвать союз между меланхоликом и холериком. Сложными психологи склонны считать взаимоотношения между партнерами одинакового типа темперамента, такие союзы не могут скрепить даже дети – и они не могут помочь родителям в решении межличностных вопросов.

Подводя итоги, скажем, что психологическая совместимость возможна тогда, когда люди имеют приблизительно одинаковые ценности, интересы, цели, образ жизни, культурное развитие, образование и т.п. Однако в реальной жизни такое встречается не всегда, и для того чтобы жизнь была более гармоничной, приходится быть терпимее друг к другу. Автор: Елена Рагозина

Страница 1

Схема данного конфликта предполагает, что два нормальных (без внутренних конфликтов) человека при отсутствии каких-либо заметных противоречий в содержании их взаимодействия начинают конфликтовать именно из-за несовместимого сопряжения их индивидуальных характеристик. Чаще всего это проявляется в ситуациях достаточно тесного, близкого, длительного взаимодействия. Конфликтная ситуация созревает по мере накопления сторонами раздражительности, неудовлетворенности определенными аспектами поведения другой стороны. При этом никакого сознательного умысла на обострение отношений обычно нет.

Развитие данного конфликта определяется следующими факторами:

чувствительность, наблюдательность, самокритичность партнеров по взаимодействию, их способность замечать различные аспекты своего поведения, видеть их влияние на партнера;

психологическая толерантность партнеров, способность спокойно, без раздражения реагировать на различные особенности поведения людей, терпимость, помехоустойчивость;

степень связи неприятных, фрустрирующих аспектов поведения партнера с содержанием и результатами взаимодействия (от второстепенности, поверхностности этих аспектов до их определяющего влияния на способы достижения результатов и само понимание цели и результатов взаимодействия);

характер отношений партнеров, возможность открыто заявить о своей неудовлетворенности и быть при этом правильно понятым, возможность скорректировать свое поведение в данной ситуации;

склонность видеть в особенностях поведения партнера злой умысел.

Основные варианты детерминации конфликта по данной модели:

1. Психофизиологическая несовместимость. Это вносящая помехи во взаимодействие и мешающая партнерам определенная несовместимость их темпераментов, психофизиологических качеств, двигательных привычек. В качестве примера достаточно сослаться на ситуацию, когда холерик и флегматик двуручной пилой распиливают бревно. В этот вариант могут вписаться также известные представления о несовместимости биополей, психоэнергетических характеристик отдельных людей.

2. Несовместимость психотипов. В психологии накоплено довольно много различного рода типологий людей. Сочетание во взаимодействии определенных психотипов партнеров при соответствующих условиях чревато конфликтом. Одну из наиболее развернутых типологий на основе разработок Юнга предложила соционика. Конфликтогенны сочетания во взаимодействии как некоторых разных, так и одинаковых типов.

3. Социально-психологическая несовместимость. Речь идет о сопряжении взглядов, убеждение, верований, ценностей взаимодействующих людей различных национальностей, вероисповеданий, принадлежащих к разным социальным, профессиональным и иным группам. При определенных условиях это вызывает конфликтные столкновения.

4. Деловая несовместимость. Это устойчивые различия во взглядах и убеждениях относительно методов и принципов работы, понимания самих целей деятельности взаимодействующих сторон. Чаще всего здесь есть определенная профессиональная основа - учились у разных учителей, придерживаются различных подходов, школ и т.п.

При диагностике данного конфликта полезно учитывать следующее:

полярность, разнополюсность, явная противоположность соответствующих психологических характеристик сторон - наиболее очевидный индикатор здесь, хотя таковым может быть в ряде случаев и их совпадение, тождественность (не только "лед и пламя", но и "два медведя" вписываются в данную модель);

психологическая несовместимость обычно мало осознается участниками конфликта, при этом причины конфликта часто связываются со злонамеренным умыслом другой стороны;

в отдельных случаях, в частности, при варианте 2, для обнаружения психологической несовместимости может потребоваться обследование с помощью специальных методик;

опора на чисто формальные признаки без содержательного изучения личностных особенностей конфликтующих может привести к ошибкам (так, причины конфликта двух сотрудников, скажем, разных национальностей могут быть связаны и с различием взглядов на "дело" и с чем-то иным).

При урегулировании такого конфликта полезно: дистанцирование сторон - самый простой, надежный, хотя и не всегда легко осуществимый путь конфликтоурегулирования и конфликторазрешения; при этом дистанцирование может быть временным, парциальным, т.е. частичным, связанным только с определенными аспектами взаимодействия; коррекция внутренней картины конфликта, обеспечение осознания конфликтующими их психологических различий, устранения комплекса злонамеренного конфликтного умысла другой стороны, понимания "естественности" соответствующих аспектов поведения другой стороны; обычно такое изменение внутренней картины конфликта резко меняет саму ситуацию, помогает переосмыслить все события и найти ресурсы решения проблемы; психологическая помощь, инструктирование, обучение в сфере конфликтогенных аспектов поведения (преодоление соответствующих привычек, выработка новых навыков поведения).


Другие материалы:

Психоаналитическая теория личности
Разработанная З.Фрейдом теория личности представила человека не как существо разумное и осознающее свое поведение, а как существо, находящееся в вечном конфликте, истоки которого лежат в другой, более широкой сфере психического - в неосоз...

Исследование проблемы управления конфликтами в педагогическом коллективе
Классики теоретической конфликтологии не давали четкого определения понятию «конфликт». Лишь по их общим высказываниям можно представить некоторые подходы к тому, что же такое конфликт. Одна группа ученых-социологов считает, что конфликт...

Развитие темперамента в дошкольном возрасте
Под темпераментом понимается совокупность индивидуально-психологических свойств, характеризующих человека со стороны его динамических способностей. Различия в темпераменте - это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобрази...

Культура (лат. cultura возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. В культуре может фиксироваться способ жизнедеятельности отдельного индивида (личная культура), социальной группы (например, культура класса) или всего общества в целом. Культура характеризует также особенности сознания, поведения и

деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура управления, культура труда, культура общения и т.д.). Таким образом, из вышесказанного следует, что соблюдение культуры делового общения способствует результативному достижению поставленных целей в процессе деловых контактов.

Для рассмотрения вопроса выделим некоторые индивидуальные особенности характера, создающие у человека предрасположенность к конфликтным отношениям с другими людьми. Чаще других конфликтные люди – люди с неадекватной завышенной или заниженной самооценкой. Одинаково плохо, если человек переоценивает или недооценивает себя и свои возможности. И в том, и в другом случае индивидуальная самооценка может вступить в противоречие с оценкой окружающих.

Определенный набор отрицательных эмоциональных качеств личности (тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность и др.) и отрицательные интеллектуальные качества, такие, как ригидность (отсутствие гибкости) и косность (неспособность воспринимать новое) – питательная среда для формирования конфликтных отношений. Перечисленные качества личности в разном сочетании и количестве могут быть присущи тому или иному человеку. Однако наличие этих качеств не означает, что они с неизбежностью приведут к возникновению конфликтных отношений.

Для того, чтобы такие отношения возникли должна зародиться межличностная несовместимость – несоответствие индивидуально-психологических особенностей одного человека индивидуально- психологическим особенностям другого. Это означает, что два человека обладают некоторыми личностными чертами,

среди которых есть трудно совместимые или несовместимые при определенных объективных условиях. Основой межличностной несовместимости могут стать различия в индивидуальных интересах или в представлениях об интересах коллег.

В качестве примера рассмотрим типы темперамента (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик). В нормальной спокойной обстановке холерик и флегматик успешно справляются с порученными им заданиями. В острых аварийных ситуациях медлительность флегматика и вспыльчивость, неуравновешенность холерика могут стать причиной конфликтных отношений между ними.

Социально-психологические причины конфликтных отношений обусловлены особенностями внутригрупповой жизни людей. Они лежат в основе социально- психологической несовместимости. Для их понимания рассмотрим дефиниции «внутриролевой конфликт» и

«межролевой конфликт».

Внутриролевые конфликты возникают при противоречивости представлений о совокупности прав и обязанностей людей, выполняющих одну и ту же роль, т.е. окружающие люди предъявляют к личности трудносовместимые или практически несовместимые требования.

Межролевые конфликты возникают в ситуациях, когда личность вынуждена одновременно исполнять роли, которые предъявляют к ней несовместимые или трудносовместимые требования (например, токаря переводят на должность бригадира).

Основой социально-психологической несовместимости может стать расхождение представлений о групповых нормах поведения и тех, на которые ориентирован данный человек. Такая ситуация складывается у людей, которые психологически

ориентированы на нормы поведения референтной для них группы, а не той, в которой они работают.

Кроме социально-психологических отношений причинами конфликта могут быть: материально- технические, хозяйственно-политические, хозяйственно- организационные, социально-профессиональные, социально-демографические и др.

В практике различают потенциальный и реальный конфликт. Различие между ними заключается в том, что в случае реального конфликта его участники, осознав сложившиеся между ними отношения, переходят к конфликтному поведению. Стратегия этого поведения может быть различной. Однако все многообразие форм конфликтного поведения можно свести к трем основным стратегиям:

– выход из системы отношений с тем человеком, с которым может произойти конфликт;

– длительные переговоры с выяснением многих деталей сложившихся отношений и готовность обеих сторон пойти на взаимные уступки, т.е. компромисс;

– борьба с попыткой отстоять свои позиции, которые могут оказаться как верными, так и ошибочными.

Стратегия конфликтного поведения может быть выбрана как неосознанно, так и сознательно. Независимо от избранной участниками конфликта стратегия поведения любой конфликт завершается или разрешается

определенным исходом. Конфликт может полностью

угаснуть – в этом и состоит истинный его исход. Это означает, что конфликт устраняется не только на уровне поведения, но и на внутреннем уровне, когда бывшие участники конфликтных отношений уже не воспринимают друг друга как оппоненты.

Любой конфликт может играть двойственную роль, сочетая в себе конструктивную и деконструктивную функции.

Деконструктивная функция заключается в том, что наносится ущерб здоровью участникам конфликтов, и проявляется это, прежде всего, в неврозах. При самых неблагоприятных отношениях плата за конфликт может быть очень высокой – инфаркт, инсульт и даже смерть. Немалый ущерб наносится и производству (потере рабочего времени, снижение производительного труда и др.).

Качества, которые необходимо учитывать в достижении гармонии в отношениях с другими людьми, по мнению Е.Я. Мелибруды, следующие:

1. Эмпатия. Умение видеть мир глазами других, понимать его так же, как они воспринимают их поступки с их же позиций и в то же время иметь способность сказать другим о своем понимании и дать возможность подтвердить или опровергнуть эти представления.

2. Доброжелательность. Способность е только чувствовать, но и показывать людям свое доброжелательное отношение, уважение и симпатию, умение принимать их даже тогда, когда не одобряешь их поступки, готовность поддержать других.

3. Аутентичность. Умение быть естественным в отношениях, не скрываться за масками или ролями, открытая демонстрация другим своего отношения к разным проблемам и людям, способность быть самым собой в контактах с окружающими.

4. Конкретность. Отказ от общих рассуждений, многозначных и невнятных замечаний, умение говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, действиях, готовность отвечать однозначно на все вопросы.

5. Инициативность. Склонность к деятельной позиции в отношениях с людьми, к тому, чтобы «идти впереди», а не только реагировать на то, что делают другие, способность устанавливать контакты, не дожидаясь инициативы со стороны, готовность браться за какие-то дела в ситуации, требующие активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать.

6. Непосредственность. Умение говорить и действовать напрямую, четкое представление об отношении других людей и четкая демонстрация своего отношения к ним.

7. Открытость. Готовность открыть другим свой внутренний мир, твердая убежденность в том, что открытость способствует установлению здоровых и прочных отношений с окружающими, умение говорить о своих мыслях и чувствах.

8. Принятие чувств. Отсутствие страха при непосредственном соприкосновении со своими чувствами или чувствами других людей, умение не только испытывать какие-то чувства в общении с другими людьми, но и показать их, выражать готовность принимать эмоциональную экспрессию со стороны, других. Однако при этом должно отсутствовать стремления навязать окружающим свои чувства, чтобы они осознавали свою ответственность за них.

9. Конфронтация. Умение «с глазу на глаз» обращаться с другими людьми с полным осознанием своей ответственности и заинтересованности, в случае несходства мнений – готовность пойти на конфронтацию, но не с целью испугать или покарать другого, а с надеждой на установление подлинных и искренних отношений.

10. Самопознание. Познавательное отношение к собственной жизни и поведению, стремление воспользоваться для этого помощью со стороны

окружающих, готовность принимать от них любую информацию о том, как они воспринимают тебя. Однако при этом необходимо быть автором своей самооценки; оценивать отношения с другими людьми и новому опыту как к центральному материалу, важному для более глубокого самопознания .

Для практических целей окажется полезной информация о том, что каждая психометрическая форма личности предпочитает разные стили поведения в конфликтных ситуациях из выделенных пяти классических стилей (табл. 6).

Таблица 6

Классические стили поведения в конфликтных ситуациях

Стили поведения в конфликте

Формы личности

Состязание, атака,

агрессия

Треугольник,

Проявление гибкости,

поиск компромисса

Круг, треугольник

Отклонение от

столкновения, избегание

прямоугольник,

Приспособление вплоть

до сдачи позиций

Сотрудничество,

образование союзов,

объединение с другими

Круг, квадрат, зигзаг,

прямоугольник

Психологическая несовместимость - неудачное сочетание темпераментов и характеров взаимодействующих лиц, противоречие в жизненных ценностях, идеалах, мотивах, целях деятельности, несовпадение мировоззрения, идеологических установок и др.

Личностные причины конфликтов связаны с индивидуально-психологическими особенностями его участников: оценка поведения другого как недопустимого, низкий уровень социально-психологической компетентности (когда, например, человек не представляет себе, что есть много выходов из конфликтной ситуации), недостаточная психологическая устойчивость, плохо развитая способность к эмпатии, завышенный или заниженный уровень притязаний, холерический тип темперамента, чрезмерная выраженность отдельных черт характера.

Особенности межличностных конфликтов в высшей школе

В среде студентов на первых курсах идет процесс самоутверждения в группе. В это время на мотивацию их поведения большое влияние оказывают темперамент, черты характера и уровень воспитанности. Исследователи указывают, что первокурсников характеризует обостренное чувство собственного достоинства, максимализм, категоричность и однозначность нравственных критериев, оценки фактов, событий, своего поведения. Свойственные этому периоду рационализм и нежелание принимать все на веру создают недоверие к старшим, в том числе и к преподавателям вузов. К старшим курсам межличностные взаимодействия студентов приобретают более осознанный характер, происходит формирование микрогрупп по принципу межличностной совместимости, в которых межличностные конфликты становятся редким явлением. Конфликты разрешаются самими студентами, но могут заканчиваться разрывом отношений.

Наиболее распространенная причина конфликтов между студентами и преподавателями - неадекватность оценки знаний студентов. В таких ситуациях субъективной стороной могут выступать необъективные претензии студента на более высокую оценку и субъективность преподавателя, занижающего оценку студенту. Есть преподаватели, которые почти никогда не ставят оценку «отлично», они убеждены в том, что в совершенстве знают предмет только они сами. Такой преподаватель постоянно находится в конфликтной ситуации со студентами. Влияние на оценку могут оказывать личностные качества студента, его поведение на лекциях и практических занятиях (реплики, пререкания, вступления в споры).

Иногда студенты, считая оценку их знаний неадекватной, вступают в конфликт с преподавателем в открытой форме, но чаще студент уносит с собой скрытые формы протеста в виде отрицательных чувств: недоверия, ненависти, враждебности, ревности, жажды мести и т.д., которыми делится со всем своим окружением или на форумах студенческих сайтов в интернете.


Межличностные конфликты с коллегами и руководством существуют и среди преподаватели высшей школы. Противоречия могут возникать из-за несовпадения мнений по какой-то обсуждаемой на кафедре проблеме, не обязательно научной, например, при обсуждении требований трудовой дисциплины (это различного рода дежурства, присутственные дни и т.п.); из-за неравномерного распределения учебной нагрузки, особенно в тех случаях, когда предоставляется возможность дополнительного заработка.

Если конфликтные ситуации при взаимодействии студент - студент разрешаются самими студентами, то разрешение межличностных конфликтов на уровне преподаватель - студент принимает более сложные формы. Основную роль в их предупреждении и разрешении играет преподаватель, который может использовать для этого некоторые обязательные в этих случаях методики и требования:

v при отчете студента необходимо психологически расположить его к максимально возможному плодотворному ответу, исключить возникновение стрессовой ситуации;

v в случае неудовлетворительного ответа студент должен осознать, что его ответ не удовлетворяет не преподавателя, а не отвечает требованиям программы;

v ни в какой форме и ни по какому поводу не допускаются оскорбления студента.

Предупреждение конфликтных ситуаций при взаимодей­ствии преподаватель - преподаватель, преподаватель - руководство зависит от многих факторов, в том числе и от следующих:

компетенции руководителя и его искусства управления межличностным взаимодействием;

высокого уровня личностного развития каждого преподавателя;

предоставления возможностей для реализации творческого потенциала каждого участника учебной группы;

равномерного распределения рабочей нагрузки на всех преподавателей;

постоянного совершенствования методики взаимодействия с обучаемыми;

культивируемого на кафедре доброжелательного межличностного взаимодействия между руководителем и лидерами.

Так случается, что с одними людьми мы чувствуем себя комфортно и уверенно, а с другими постоянно находимся на грани конфликта. С первыми быстро сближаемся, со вторыми никак не можем найти В чем причина?

Мы такие разные...

На способность понять партнера (по общению, совместной работе) и взаимодействовать с ним влияют многие факторы: образование, возраст, круг знакомых и даже культурный уровень. Если что-то из вышеперечисленного у людей кардинально отличается, между ними часто возникают разногласия и недопонимание, вплоть до полного неприятия. В таком случае говорят о психологической несовместимости.

Что такое психологическая совместимость? Можно ли ее определить заранее, не доводя дело до конфликтов? Что означает термин "психологическая совместимость"?

Уровни психологической совместимости

Психологическая совместимость - понятие довольно многогранное и многоуровневое.
Большое значение имеет психофизиологическая совместимость темпераментов.
Социально-психологическая совместимость зависит от социального статуса партнеров, их профессий, уровня образования. Впрочем, образование обычно существенного влияния на совместимость людей не оказывает, а вот уровень общей культуры для взаимопонимания очень важен, как и уровень общего развития личности. Психологически совместимы люди, представления которых об организации их совместной деятельности для решения общих задач достаточно согласованы. То есть, психологическая совместимость людей во многом зависит и от их функционально-ролевых ожиданий.

А высшим уровнем совместимости можно назвать такое ценностно-ориентационное единство, когда партнеры не просто соглашаются с мнением друг друга, а разделяют совместно принятое решение и возлагают ответственность за него не только на другого, но и на себя.

Психологическая совместимость в коллективе

Большую часть времени мы проводим на работе. Поэтому вполне понятно желание каждого человека чувствовать себя среди коллег легко и уверенно. Часто люди между высокой зарплатой среди ненавистных коллег и более низкой в дружеском коллективе выбирают последний вариант. Спокойствие и положительные эмоциональные контакты оказываются для многих важнее денег и карьеры. Ведь напряженные отношения на рабочем месте могут здорово отравить нашу жизнь. И таких «отравленных» непониманием на работе людей довольно много. Чтобы этого избежать, при комплектовании каждого коллектива руководитель должен учитывать не только профессиональные качества претендента, но и предусмотреть результаты совместной деятельности с остальными членами коллектива. Иными словами - учесть психологическую совместимость сотрудников. Но что означает термин "психологическая совместимость членов коллектива"?

Это проявление определенных психологических свойств отдельных его членов, от которого во многом зависит успех выполнения групповой деятельности. Проще говоря, термин "психологическая совместимость членов коллектива" определяется как возможность или невозможность входящих в него людей продуктивно работать вместе, чувствуя себя при этом комфортно и защищенно.

Когда совместимость особенно важна

Теперь, когда стало понятно, что означает термин "психологическая совместимость коллектива", можно утверждать, что возможность плодотворного сотрудничества коллег определяется несколькими решающими факторами. Психологи уверены, что личностная совместимость становится тем важнее для психологического комфорта в коллективе, чем дольше люди работают вместе.

Важность совместимости зависит и от численности коллектива. В группах с большим количеством сотрудников факторы психологической совместимости имеют меньшее значение.

А вот в небольших - от 3 до 7 человек - коллективах большое значение для создания нормального психологического микроклимата имеет максимальное сходство природных свойств коллег, сочетаемость их характеров, типов нервной системы, уровней физической выносливости, работоспособности, эмоциональной устойчивости.

В немногочисленных группах психологическая совместимость членов команды часто даже важнее, чем их профессиональные навыки. Последним можно научить, а вот возможно ли побороть психологическую несовместимость?

Виды психологической несовместимости

Психологическая несовместимость членов одного коллектива проявляется в неспособности понять друг друга в критических ситуациях, несинхронности психических реакций, различии в мышлении, внимании, ценностных установках. Такие люди не вступают в дружеские связи, не уважают друг друга, а иногда даже испытывают по отношению к коллегам неприязнь. Психологическая несовместимость не только отравляет людям жизнь, но и отрицательно влияет на качество работы.

Такая несовместимость проявляется по-разному:

  • Психофизиологическая несовместимость проявляется как нетерпимость к привычкам другого человека, а иногда даже к его запаху.
  • Социально-психологическая несовместимость проявляется чаще всего, если "роли" в коллективе распределены неправильно, несправедливо.
  • Социально-идеологическая несовместимость - это несовместимость мировоззрений и убеждений. Она может привести к гражданскому противостоянию.

Можно ли бороться с психологической несовместимостью?

Часто бывает, что партнеры в критических ситуациях совершенно не понимают друг друга, «не слышат» своего визави, не могут принять общего решения в сложившейся ситуации. После таких психологических трений все просто валится из рук, снижается работоспособность, и качество жизни резко падает. В таком случае задача руководителя - постараться сблизить коллектив, создать в нем дружескую атмосферу доверия.

Но как это сделать? И возможно ли в принципе создать комфортную рабочую атмосферу в коллективе, объединяющем людей совершенно разных психологических типов, часто несовместимых друг с другом?

Три способа устранения разногласий в коллективе

Если психологическая совместимость членов коллектива оставляет желать лучшего, можно воспользоваться одним из нижеперечисленных способов:

  1. Постараться не допустить конфликта. Для этого избегать провоцирующих возникновение разногласий и споров ситуаций.
  2. Вовремя напоминать наиболее конфликтным коллегам о профессиональной солидарности, о том, что все мы - одна команда. Таким образом возможно сгладить зарождающийся конфликт и не допустить, чтобы члены коллектива начали проявлять агрессию.
  3. Действенный способ - найти компромисс, приняв точку зрения оппонента не полностью, а до такой степени, которая позволит приостановить конфликт.

Но все это лишь внешние способы, которые не устраняют корень проблем - психологическую несовместимость работников. Поэтому лучшее решение - с каждым новым членом коллектива проводить психологический тест на совместимость с уже имеющимися работниками. А еще лучше заранее, еще на учесть социальные и психологические критерии совместимости его членов.

Учесть психологические типы людей

Успешное решение задачи формирования психологически совместимого коллектива во многом зависит от того, знает ли руководитель, формирующий команду, психологические типы людей. Известны два психологических типа: интроверты и экстраверты.

Интроверты более сдержанны, нерешительны, чаще склонны к созерцательности, нежели к активной деятельности, они социально пассивны. Интроверт - человек осторожный, скрытый, педантичный, он предпочитает обычно работу монотонную.
Экстраверты, наоборот, люди открытой натуры, отзывчивые, услужливые, легко приспосабливаются к новым условиям. Экстраверт общителен, обаятелен, прямолинеен в суждениях. В отличие от интроверта достаточно инициативный. Такие люди ориентированы на внешнюю оценку своей деятельности. Экстраверты хорошо справляются с работой, которая требует быстрого принятия решений.

В чистом виде интроверты и экстраверты встречаются редко. В каждом человеке присутствуют черты обоих психологических типов. Но их нужно уметь определять и учитывать при формировании коллектива.

Психологическая совместимость супругов

Совместимость в семье также является важнейшим условием стабильности пары. Понимание супружеской совместимости близко к удовлетворенности мужа и жены браком. Совместимость любящих людей, создавших семью, проявляется в согласованности установок, сходстве духовных укладов, в соответствии характеров. Важной составляющей супружеской совместимости можно назвать согласованность представлений обоих о функциях семьи.

Говоря о психологической совместимости супругов, нельзя не учитывать бытовую совместимость, национальности супругов, их вероисповедание. Немаловажное значение для совместимости имеют также отношение супругов к родственникам, единство принципов воспитания детей, распределение бытовых обязанностей. И даже разное чувство юмора может стать причиной несовместимости любящих людей.

Как влияет на совместимость темперамент

Важны для совместимости людей в группах, будь то рабочий коллектив, или семья, сочетания типов темпераментов и характеров. Если характер человека формируется на основе опыта и может изменяться в течение жизни, то темперамент дан от рождения, изменить его невозможно. А вот учитывать для определения психологической совместимости нужно непременно.

Конечно, в чистом виде холериков, сангвиников, меланхоликов или флегматиков практически не встретишь, но один из типов темперамента в каждом человеке все-таки преобладает. Чем же они отличаются и что именно нужно учитывать?

Люди с одинаковыми темпераментами реагируют на происходящее вокруг примерно одинаково, подобны при этом как их ощущения, так и поведенческие реакции. Поэтому таким людям легко понять друга, предугадать ход мыслей и действий.

Но вот парадокс: чем отношения между людьми ближе, тем более совместимыми являются как раз противоположенные темпераменты, которые прекрасно дополняют друг друга.

Особенности людей с разными темпераментами

Холерики отличаются сильной нервной системой, они без проблем сменяют виды деятельности. Но нервная система людей этого типа несколько неуравновешенна, что часто является причиной их неуживчивости с другими людьми. У холериков может без видимых причин резко изменяться настроение. Они вспыльчивы, нетерпеливы, подвержены эмоциональным срывам.

У сангвиников также нервная система сильная, они отличаются отличной работоспособностью, легко переходят к другой деятельности, без проблем общаются со всеми людьми. Сангвиники практически всегда в хорошем настроении, они ищут новых впечатлений, быстро отзываются на происходящее вокруг них, сравнительно легко переживают неудачи.

У флегматиков тоже сильная нервная система, они достаточно работоспособны, но включаются в новую деятельность с трудом. Сложно флегматикам и приспосабливаться к новой обстановке. Настроение у флегматика обычно ровное, он всегда спокоен и уверен в себе. Людей этого темперамента также характеризует постоянство в отношениях.

Меланхолики - люди слабого типа нервной системы, у них низкий уровень психической активности, они быстро устают. Для меланхоликов характерна большая эмоциональная чувствительность, чуткое отношение к окружающим. Благодаря этим качествам с меланхоликами легко ужиться. Но сами они, переживая проблемы внутри себя, чаще всего находятся в плохом расположении духа, они мнительны и слезливы.

Залог совместимости - оптимальное сочетание ценностных ориентаций, генотипа и... альтруизм

Подводя итоги, необходимо отметить, что психологическая совместимость определяется как взаимное принятие людьми друг друга, которое основано на сходстве или взаимном дополнении их ценностных ориентаций и личных особенностей.

Идеально совместимыми были бы люди примерно одинакового возраста, темперамента, биологических ритмов, состояния здоровья, активности в сексуальной жизни, одного уровня образования, и которые к тому же имеют одинаковые цели, и способы их достижения у них тоже не различаются. А еще идеально совместимые люди готовы взять на себя ответственность друг за друга и совместные решения. Но в жизни такие совпадения практически невозможны.

Но тем не менее мы имеем психологическую совместимость с людьми, во многом от нас отличающимися. А достичь в собственной жизни совместимости с близкими людьми и коллегами поможет, пожалуй, не вовремя проведенный психологический тест на совместимость, а желание сделать так, чтобы окружающим было с нами хорошо. Может, именно в этом и есть залог психологической совместимости?