Школы должны быть одного пола или смешанные. Вместе или порознь? Плюсы и минусы раздельного образования подростков

Задумывались ли вы когда нибудь, так ли это полезно обучаться мальчикам и девочкам вместе? Говорят, что лучше всего, когда мальчика воспитывает мужчина, отец или наставник, а девочек женщина. Но, еще лучше когда мальчики воспитываются в среде мальчиков, а девочки в среде девочек. И вот почему...

До 1918 года обучение детей в России было раздельным. 31 мая 1918 года вышло постановление "О введении обязательного совместного обучения", подписанное комиссаром просвещения чарским. В 30-е годы многим, в том числе и новой власти во главе со Сталиным, стали видны негативные последствия "бесполого" обучения. Уже в те годы стал заметен дефицит сильных духом, мужественных и волевых юношей при призыве в армию. И это при том, что тогда на самом высоком уровне было и физическое, и трудовое, и патриотическое воспитание. Молодежь сдавала нормы ГТО, воспитывалась под лозунгом "Быстрее! Выше! Сильнее!" и т.д.


Сталин попытался вернуть школу к прежней модели. В раздельных школах дети стали лучше развиваться, особенно мальчики. У них постепенно стали исчезать черты, характерные для противоположного пола. Казалось бы, истина восторжествовала. Однако такой порядок обучения существовал лишь до тех пор, пока был жив Сталин. В 1954 году мальчиков и девочек вновь смешали в общие классы по календарному возрасту.

Для генетически менее зрелых мальчиков представительницы слабого пола становятся духовно-эмоциональным примером поведения и образцом ("героем") для подражания. Качества этого "образца" - прилежность, послушание, усидчивость, стремление услужить, понравиться, отсутствие протестных установок и т.д. Такая модель поведения стала активно поощряться учителями-женщинами. Постепенно из школьной жизни и чувств мальчиков исчезли ценности мужского характера. Исчезла мужская героика, былинный мужской эпос, мужская символика. Мальчики оказались погруженными в сугубо женскую духовно-сигнальную среду с ее смыслами и ценностями. Более того, духовно более зрелые девочки сами стали прививать менее зрелым мальчикам свои сугубо женские символы, пристрастия, игры, эмоции, мечты, фантазии, привычки, мотивы, смыслы жизни, страхи. В итоге на протяжении нескольких поколений из учебных заведений, где проходит большая часть жизни детей, исчезла поло-личностная самоидентификация молодых людей, и особенно мальчиков.

В конечном счете присущие только мальчикам природные задатки - страсть к риску, испытаниям на волю и силу духа, жажда быть смелым и мужественным - стали заглушаться и нейтрализовываться. Учитывая, что эмоции непременно имеют четкую и определенную гормональную активацию (а гормоны, как известно, вещества прямого генетического действия), речь идет о подавлении и нейтрализации мужских задатков и на генетическом уровне. Кроме того, природа мужского начала такова, что самое унизительное, позорное, буквально саморазрушительное переживание для мальчиков - быть слабее девочек. На этот счет имеются многочисленные сообщения в зарубежной, а в последние годы и в отечественной научной литературе: женоподобные мужчины стали все больше и больше заполнять пространство социальной жизни.


Мы в ХХ веке провели над собой трагический эксперимент - игнорировали поло-ролевое воспитание и активно внедряли бесполую педагогику. Вот результат... В условиях, когда до основания разрушена народная воспитательная культура, когда до основания разрушено семейно-родовое воспитание, наша школа, нацеленная на некую сумму знаний (без воспитания чувств) есть преступление перед народом.

Обсуждать вопрос о раздельном обучении в школах начали примерно четверть века назад. Среди педагогов-новаторов Амонашвили, Шаталова, а занял свое место и Владимир Базарный. В то время он создал в подмосковном Сергиевом Посаде лабораторию физиолого-здравоохранительных проблем образования. Проведя многочисленные социологические исследования, Базарный пришел к однозначному выводу: главный враг здоровья детей - современная школа в том виде, в каком она сейчас существует. Один из китов, на котором стоит методика педагога - разделение классов по половому признаку. "Смешение мальчиков и девочек в детсадах и школах по календарному возрасту - вещь непростительная, - считает Владимир Базарный. - Девочки в начале обучения на 2-3 года духовно и физически опережают по своему развитию мальчиков. Исследования выявили, что если мальчики оказываются окруженными более сильными девочками, то у одних мальчиков формируются женские черты характера, у других складывается комплекс невротического неудачника".

Последователи методики Базарного убедились в том, что высоких результатов позволяет достигать именно программа раздельного обучения. К примеру, в одной из школ Красноярского края, перешедшей на раздельное обучение, более 60% учеников - отличники, 90% выпускников с первой попытки поступают в вузы. В приложении к воспитанию эта истина выражается в том, что мальчики и девочки рождены для совершенно разных жизненных реализаций, поэтому обучать их нужно не одному набору наук (как это делается у нас в школах), а по совершенно разным программам и в разной манере. Образование девочки, например, включало в себя освоение 108 женских искусств (в том числе умение вести хозяйство, оказывать врачебную помощь, умение красиво одеваться, красиво двигаться и говорить, петь, писать стихи и тому подобное). У девочек родители стремились воспитать такие качества, как нежность, женственность, целомудрие, верность, трудолюбие, готовность стать невестой, матерью. Мальчика обучали в соответствии с его врожденной природой: кто-то рожден, чтобы просто трудиться, кто-то - чтобы преумножать богатства, кто-то - чтобы защищать и руководить, кто-то - чтобы наставлять и советовать. Воспитывались смелость, воля, сила духа, способность быть лидером и брать на себя ответственность, готовность защищать слабых, готовность стать главой семьи, встать на защиту Отечества и т.д. Народы еще в древности осознали: мужское в мальчике изначально закрепощено и само по себе не раскроется. Так появились испытания, направленные на преодоление страха, развитие силы, ловкости, смелости, выносливости и т.д.


В современном обществе почти повсеместно девочек учат так же, как мальчиков, таким образом прививая им неверное видение своей жизненной роли. Отсюда - несчастливые в личной жизни женщины. Мальчиков же не ориентируют на соответствующую им социальную деятельность. Отсюда - профессионально потерянные мужчины (те, кто не доволен своей работой, своим положением и достижениями).

Учителям рекомендуют, например, осторожно проводить в "девчоночьих" классах соревнования, потому что эмоциональные девочки иногда очень остро реагируют на неудачу, если проигрывают. А мальчишек, наоборот, соперничество может подстегнуть, заставить быстрее думать, искать правильный ответ. Речь не идёт о двух учебных программах. Просто одну и ту же дисциплину дети изучают разными темпами, часто по-другому строится и сам урок. Девочкам нужно подробно объяснить тему, привести примеры, а после этого проверить, как они усвоили материал, предложив решить задачку. Мальчикам свойственно искать новые пути, быть первооткрывателями. Им лучше предложить сначала справиться с заданием самостоятельно, а уже потом обобщить, рассказать, как и почему надо было действовать. Следует учитывать и такую особенность: мальчиков необходимо включать в поисковую деятельность, их надо подталкивать к нахождению принципа решения, они лучше работают тогда, когда характер вопросов - открытый, когда нужно самому додуматься, сообразить, а не просто повторить за учителем и запомнить информацию. Их нужно натолкнуть, чтобы они сами открыли закономерность, тогда они будут в тонусе в течение урока, тогда они запомнят и усвоят материал. То есть им больше подходит обучение через самостоятельное разрешение проблемной ситуации. Мальчики лучше работают "от противного": сначала - результат, потом - как мы к этому пришли. От общего - к частному. Почти все учителя говорят, что в классе мальчиков работать сложнее, но интереснее. Если же им предлагают действовать по шаблону, они в такой ситуации стараются уйти из-под контроля взрослого, не подчиниться ему, не выполнить несвойственные им виды деятельности.

Никто, в том числе и в стане противников раздельного обучения, не спорит: в "сегрегированных" классах и успеваемость выше, и дисциплина лучше, и усвоение знаний быстрее, и физически ребята крепче.


Выпускники школ 40-х-50-х годов прошлого века вспоминают, что дружеской атмосферы в "однополом" классе, как правило, не было. О сплоченном коллективе не было и речи. Девочки всячески стремились показать свое превосходство. В "мужских" школах процветал культ силы, педагоги жаловались на многочисленные хулиганские выходки учащихся. Однако в наши дни в школах, создаваемых по новой модели, мальчики и девочки занимаются "через стенку", встречаясь на переменках и на внеклассных мероприятиях.

Наиболее строгие критики этого метода обучения говорят о принципиальной недопустимости воспитания в детях привычки делить людей на "таких же, как я" и "других". Поделив учеников сначала по гендерному признаку, говорят оппоненты, возникает соблазн продолжить делить их по расовому, религиозному, физическому, интеллектуальному признакам. Некоторые критики считают, что в мужском классе будет процветать дедовщина. Встречаются даже мнения, что класс, где нет девочек, - хорошая среда для воспитания будущих... маньяков.


Аргумент, что в раздельных классах дети ограждены от сомнительных прелестей полового созревания, тоже не выдерживает критики. У нас сейчас слишком большое влияние имеют средства массовой информации, где детям рассказывается обо всех "прелестях" половой жизни, в том числе и добрачной.

Помимо споров вокруг собственно метода, существует проблема совсем другого рода - педагогические кадры. В регионах, где проводится эксперимент, на роль классного руководителя в мужской класс ищут, как правило, мужчину. На деле выяснилось, что это почти нереально.

И все же гендерная педагогика набирает обороты. Учитывая предыдущий педагогический опыт и современные исследования, все больше учителей стараются возродить эту неоспоримо эффективную методику обучения. Все больше родителей ищут школы или классы с раздельным обучением. Эксперты в педагогическом сообществе обращают внимание на то, что большинство "разделенных" школ - гимназии, лицеи, образовательные учреждения с углубленным изучением ряда предметов. Там, где есть математические и гуманитарные классы, отчего бы не быть "мальчиковым" и "девчачьим". Кроме того, учиться не в такой школе, как все, престижно.

Опытные площадки открылись уже на 35 территориях Российской Федерации - всего получилось 62 класса. Мониторинг здоровья, проведенный медиками после четырех лет обучения по новой системе, показал, что дети стали реже болеть. Раздельные уроки физкультуры дали поразительный эффект: ребята стали сильнее и выше ростом, чем их сверстники из других школ.

Если обратиться к современному опыту западных стран, то в немецких государственных школах разделение по половому признаку категорически запрещено. Исключение составляют только несколько особо престижных, очень дорогих частных гимназий.

Американский департамент образования недавно ввел новые правила, облегчающие организацию раздельного школьного обучения. Начиная с 1998 года количество школ в США, предлагающих раздельное обучение мальчиков и девочек, возросло с 4 до 223. Школы, имеющие хотя бы несколько "однополых" классов, есть в 32 штатах.

По статьям Тимофея Шадрина и Владимира Базарного

Если вам понравился этот материал, то предлагаем вам подборку самых лучших материалов нашего сайта по мнению наших читателей. Подборку - ТОП материалов о новом человеке, новой экономике, взгляде на будущее и образовании вы можете найти там, где вам максимально удобно

Наталья Перцевая
Особенности обучения мальчиков и девочек

Сейчас можно найти много пособий по подготовке к школе,но все они будут посвящены какому – то среднестатистическому ребенку, без индивидуальных особенностей характера и восприятия, без пола.

Большинство родителей даже не представляют себе, (а педагоги забывают или же у них нет возможности это воплотить, что есть какая – то принципиальная разница в обучении мальчиков и девочек .

Главное - стараться выполнять все положенные задания в детском саду и группе подготовки к школе – и успех гарантирован. Но мальчики в большинстве осваивают программу подготовки к школе с большими трудностями, чем девочки , да и в начальной школе часто уступают девочкам в обучении .

Природа предусмотрела для человеческого рода две разные линии поведения – мужскую и женскую. И хотя детство мальчиков и девочек протекает в одном и том же мире, для них этот мир выглядит совершенно по – разному, и постигают они его совершенно разными путями.

У мальчиков речевое развитие идет несколько медленнее. При этом их успехи зависят не столько от речевого развития, сколько от общего уровня развития интеллекта. Мальчикам интереснее искать нестандартные решения новых задач, чем копировать готовые решения. У них медленнее, чем у девочек развивается мелкая моторика, зато лучше развиты координация крупных движений, дальнее зрение, пространственное мышление. Для мальчиков важнее добиться максимально высокого места в признании сверстников, получить от значимых взрослых признания своего статуса, возможности «стать большим» .

При подготовке мальчика к школе надо делать ставку на развитие общего интеллекта, учить его игре в шахматы, конструированию. Если есть новая игра, не надо заранее рассказывать, как и что нужно делать, пусть он самостоятельно ищет решение, медленно и с ошибками. Лучше предложить ему найти и исправить ошибки самому, чем делать это за него. Мальчику необходимо больше показывать, чем рассказывать. Словесные пояснения должны быть четкими и короткими.

Не стоит добиваться от мальчика безупречной аккуратности, достаточно, чтобы задание было выполнено правильно и разборчиво. Мальчикам проще осваивать графические навыки в «крупной форме» : толстыми маркерами на большом листе, палочкой на песке, и лишь потом постепенно можно уменьшать масштаб. Как можно чаще надо вводить в занятия игру, творчество, ролевые сценки.

Важно знать, если мальчик вдруг «перестал соображать» - это признак переутомления, так что бесполезно заставлять его переделывать неверно выполненное задание. Мальчики быстро интеллектуально истощаются. Лучше сменить вид деятельности и вернуться к трудному заданию через некоторое время.

У девочек несколько раньше , чем у мальчиков , формируется речь, как устная, так и письменная. Успешность обучения девочки напрямую зависит от уровня речевого развития. Девочки с удовольствием работают по образцу, стараясь довести работу до совершенства. Но редко пытаются самостоятельно освоить новые навыки или придумать новую стратегию. Они обладают более совершенной, чем у мальчиков зрительно – моторной координацией, поэтому без труда осваивают необходимые для учебы графические навыки.

Девочки легко разделяют игровую и учебную деятельность.

Для девочек важен эмоциональный контакт со сверстниками («дружит – не дружит» ) и значимыми взрослыми. Главная учебная мотивация для девочек – одобрение учителей и родителей. Даже пойти в школу и стать ученицами они хотят потому, что это одобряется семьей, окружающими людьми

Публикации по теме:

Конспект занятия по гендерному воспитанию «Весна для мальчиков и девочек» Конспект комплексного занятия: Тема: «Весна для мальчиков и девочек». 3-4 года Количество детей: 3 человека Цель: формирование гендерного.

Занятие по гендерному воспитанию «Золотая осень для мальчиков и девочек» Тема: «Золотая осень «(для мальчиков и девочек) 3-4 года. Количество детей: 3 человека Цель: формирование гендерного воспитания Задачи.

Наступил первый месяц зимы и в рамках нашей программы мы провели занятие по изобразительной деятельности. Тема "Украшение свитеров для мальчиков.

Гендерное воспитание девочек и мальчиков КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ТЕМА: «Гендерное воспитание мальчиков и девочек» По результатам анализа психолого-педагогических исследований,.

Консультация для родителей «Как хвалить мальчиков и девочек» Ни для кого не секрет, что девочки и мальчики разные с самой колыбели. Быть любимой – жизненная необходимость каждой женщины. Эта потребность.

Консультация «Особенности развития творческого воображения мальчиков и девочек шестого года жизни» В жизни ребенка старшего дошкольного возраста воображение, фантазия и проявления творчества играют огромную роль: в этот период происходит.


В нашей стране совместное образование было введено в мае 1918 года с целью устранить неравноправие женщин и мужчин в этой области. В 1943-м была предпринята попытка ввести раздельное обучение мальчиков и девочек в семилетних и средних школах Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик, областных и краевых центров и ряда крупных промышленных центров СССР. Этот эксперимент был отменён в 1954 году.

Информационным поводом к этим заметкам стала публикация на новостном сайте НТВ «Плюсы и минусы раздельного обучения», в которой отмечается, что такой подход к образованию становится всё популярнее - в России уже несколько сотен раздельных классов. При этом из текста видно, что корреспондент, автор материала Георгий Гривенный, находясь под влиянием интервью педагогов, продвигающих идею раздельного образования мальчиков и девочек, склонен видеть в этом образовательном тренде больше положительных моментов. Под конец приводится, правда, мнение Ольги Маховской, старшего научного сотрудника Института психологии РАН, которая совершенно справедливо отмечает, что обучение ребёнка в однополом классе может осложнить его социализацию в будущем, но это единственное критическое суждение не может изменить общего оптимистического тона статьи. Поэтому - да будет выслушана и другая сторона - позвольте высказать несколько критических замечаний по поводу раздельного обучения.

Поэтому родители будущих первоклассников склонны впадать в крайности. Одни исступлённо занимаются ранним развитием почти с пелёнок, другие же принципиально не желают забивать ребёнку голову до поступления в школу, где, как известно, должны научить всему…

Обратимся к истории. Раздельное образование существовало во всех европейских странах в ХIХ - начале ХХ века. Такой подход объяснялся очень просто: согласно популярной тогда теории раздельных сфер, мужчинам и женщинам в обществе предназначались разные роли. Мальчики готовились для сферы публичного: политики, бизнеса, управления, девочкам была уготована сфера частной жизни, роль «ангела домашнего очага». Естественно, что программы женских школ и гимназий существенно отличались от мужских, так как для выполнения исключительно роли жены и матери не требовалось большого объёма знаний. К тому же в то время существовали серьёзные предубеждения в отношении уровня развития женского интеллекта, который считался безусловно слабее мужского. Считалось, что по уровню умственного развития женщина остаётся на уровне подростка мужского пола 14-15 лет. Последствием такой ситуации было возникновение движения за право женщин на образование, которому удалось добиться допуска женщин к профессиям и в университеты, изменения программ женских школ и гимназий. В нашей стране совместное образование было введено в мае 1918 года с целью устранить неравноправие женщин и мужчин в этой области. В 1943-м была предпринята попытка ввести раздельное обучение мальчиков и девочек в семилетних и средних школах Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик, областных и краевых центров и ряда крупных промышленных центров СССР. Этот эксперимент оказался не слишком успешным, вызвал критику со стороны родителей и учителей и был отменён в 1954 году. После этого никто не вспоминал о раздельном образовании вплоть до 90-х годов, когда переход к рынку привёл к появлению класса богатых и успешных, у части из которых появилось желание, чтобы их дочери получали образование, как в дворянских семьях ХIХ века. Возможно, вы помните, насколько популярна была в то время дворянская родословная: многие начали искать у себя дворянские корни и некоторые действительно находили. Кроме того, 90-е - это период начала так называемого патриархатного ренессанса - возрождения традиционных представлений о предназначении полов: мужчина - кормилец, женщина - хозяйка и мать. Лично я впервые столкнулась с раздельным обучением на конференции женских организаций в Ярославле в 2000 году. Директор частной женской школы с восторгом рассказывала о том, что её ученицы воспитываются практически так же, как ученицы институтов благородных девиц, у них даже форма похожа, с мальчиками (курсантами военного училища) они общаются только на балах, которые устраиваются для старшеклассниц два раза в год. На вопрос, как складывается судьба девочек после окончания школы, она с гордостью ответила, что поскольку их папы люди состоятельные, то они чаще всего удачно выходят замуж. Такой вот питомник рублёвских жён ярославского разлива. Однако исторический опыт показывает, что такое «возвышенное» воспитание вовсе не является залогом счастливого брака. Именно выпускниц институтов благородных девиц имел в виду известный русский публицист А. Амфитеатров, когда писал: «Царствование Николая I - классическая пора несчастных браков и непонятых женских натур». Не случайно движение за улучшение женского образования в ХIХ веке началось с проектов реформы женского институтского образования. Инициатором реформы был земляк этой самой директрисы, известный педагог К.Д. Ушинский, занимавший пост инспектора Смольного института. Но об этом сторонница раздельного обучения, вероятно, не знала. Проблема заключается в том, что многие приверженцы раздельного обучения действительно не знают либо не стремятся знать о его предыдущем опыте.

Так, замалчивается то обстоятельство, что в лучших закрытых мужских школах типа Итона и Харроу в Англии в ХIХ - начале ХХ века были распространены гомосексуальные отношения. Поскольку в этих учебных заведениях из поколения в поколение обучались представители английской аристократии, то они фактически были средой, воспроизводящей гомосексуализм в элите английского общества. В конце ХIХ века это привело к ряду крупных скандалов, самым громким из которых был процесс над знаменитым драматургом Оскаром Уайльдом в 1895 году. Эта проблема существовала и в закрытых мужских и женских учебных учреждениях других стран. Вспомните фильм «Дурное воспитание» известного испанского режиссёра Педро Альмодовара. Действие в этом фильме разворачивается не так уж далеко от наших дней.

Предвижу возражения, что в большинстве случаев в нашей стране раздельное образование предусматривает обучение мальчиков и девочек в разных классах в одной и той же школе, что не исключает их общения на переменах и после занятий. Однако и такой подход может привести к целому ряду проблем. Во-первых, вызывают возражение сами обоснования раздельного образования, которые дают его сторонники. На наш взгляд, порой они просто лишены логики. В репортаже Г. Гривенного приводится мнение директора московской школы № 1257 о раздельном образовании: «Идея такого гендерного подхода как раз в том, чтобы помочь ученикам лучше воспринимать материал. Ведь у девочек больше развит эмоциональный интеллект, а у мальчиков - абстрактное мышление. Значит… подавать один и тот же предмет можно и нужно по-разному». Сразу же хочется спросить: имеют ли директор школы и автор публикации представление о содержании употребляемых ими терминов? Теория эмоционального интеллекта - относительно новое явление в психологии, её стали разрабатывать в 90-х годах прошлого века. С точки зрения большинства её разработчиков, эмоциональный интеллект - это понимание своих эмоций и своих скрытых мотивов для эффективного взаимодействия с окружающим миром. Обладают им в разной степени представители обоих полов, но развитие эмоционального интеллекта обычно связывают с лидерскими качествами. Лидеры - это люди с развитым эмоциональным интеллектом. Значит ли это, что адепты раздельного образования ставят своей задачей в итоге воспитывать у девочек лидерские качества в большей степени? Тогда как это сочетать с ещё одним аргументом сторонников раздела школьных полов, где в детях быстрее и твёрже формируются то самое мужское и женское начало, то есть опять традиционная дихотомия: мужчина - сильный и активный, женщина - слабая и зависимая?

Далее описывается урок физики в этой школе: «Учитель физики Розалия Чулимова в классе мальчиков в самом начале урока демонстрирует опыт - фокус с атмосферным давлением. Больше от стола с колбочками и скляночками они не отойдут до звонка на перемену». Розалия Чулимова, учитель физики школы № 1257, объясняет свой новаторский подход следующим образом: «У девочек это будет экстремальный вариант, с девочками так нельзя. Мальчики познают науку самостоятельно на практике, а девочки только потом закрепляют усвоенный материал при помощи тех же приборов». Из этого следует вывод, что девочки сначала осваивают теорию и потом закрепляют её на практике. Но не значит ли это тогда, что у них лучше, чем у мальчиков, развито абстрактное мышление? С такого рода логическими несостыковками и терминологическими ляпами мне приходилось сталкиваться и на тех круглых столах по раздельному обучению, на которых приходилось присутствовать. Энтузиазма его сторонникам не занимать, но теория часто хромает. Нас как организацию, которая более 10 лет занимается вопросами гендерного образования, беспокоит то обстоятельство, что достаточно часто понятия «раздельное обучение» и «гендерное образование» смешиваются. Время от времени мы (Ивановский центр гендерных исследований) получаем приглашения на конференции по гендерному образованию, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что на самом деле предполагается обсуждение проблем раздельного обучения. Пользуясь случаем, хочется сказать: «Дорогие мои, гендерное образование - это не то, что вы думаете!» Начнём с того, что гендерное образование берёт своё начало от феминистской педагогики и цель его - продвижение идей равенства полов и толерантности, преодоление гендерных стереотипов, воспитание активной жизненной позиции как у мальчиков, так и у девочек. Оно ориентировано на формирование андрогинной личности, то есть личности, в которой присутствуют как феминные, так и маскулинные качества: то есть мальчики могут плакать и проявлять слабость, а девочки могут быть сильными и активными. Свои задачи оно может решать только в процессе совместного обучения учащихся обоих полов.

Девушки 15-17 лет не знают элементарных вещей об особенностях своего организма: что такое овуляция, как высчитывается менструальный цикл, каковы признаки беременности. Одна из врачей НИИ материнства и детства, участвовавшая в нашем проекте, рассказала, что недавно к ним была доставлена рожать девушка 17 лет, которая не могла понять, что с ней происходит, не знала, что такое менструация и половой акт. Не имея представления о том, откуда берутся дети, она полагала (и её родители, кстати, тоже), что просто поправляется.

Это не значит, конечно, что гендерное образование стремится в итоге воспитать женоподобных мужчин и мужеподобных женщин, но хотелось бы, например, чтобы не только из девочек вырастали заботливые матери, но и из мальчиков ответственные отцы (есть такое понятие «ответственное отцовство», подразумевающее, что отец наравне с матерью участвует в уходе за ребёнком и его воспитании начиная с рождения). Именно в школе и в вузе наиболее активно идёт процесс гендерной социализации, когда мальчики и девочки примеряют на себя те роли настоящего мужчины и настоящей женщины, которые предлагает им социальная среда, и не всегда этот процесс протекает безболезненно, так как роли эти обусловлены устаревающими патриархатными стереотипами. В гомогенной по половому признаку среде становление мужественности и женственности может протекать достаточно однобоко. Чтобы не быть голословной, приведу выдержки из двух студенческих эссе:

«Мужчина - это круто, по крайней мере лучше, чем быть женщиной. Женщину избивают не обязательно для того, чтобы показать, кто босс, на неё можно просто прикрикнуть, и она тут же поймёт, что без мужчины она не была бы женщиной».

«На мой взгляд, каждый мужчина должен быть прежде всего человеком во всех смыслах этого слова. У каждого человека свои представления о мужественности и женственности… ровно столько, сколько людей живёт на планете… Я думаю, что, как и каждый человек, любой мужчина имеет не только обязанности, но и права, к числу которых относится и право на слёзы в определённых ситуациях. Разумеется, если мужчина, который случайно упал, зальётся горькими слезами, он будет выглядеть несколько странно, но если мужчина теряет близкого человека и остаётся абсолютно невозмутимым, то это говорит лишь о его чёрствости и бессердечности».

Автор первой цитаты - студент мужской группы механического факультета сельскохозяйственной академии, автор второй был студентом исторического факультета университета, где юношей и девушек приблизительно поровну и читаются курсы по гендерной проблематике. Я преподавала в обоих учебных заведениях и могу свидетельствовать, что в мужских студенческих группах это самое мужское начало действительно формируется очень твёрдо, но скажите мне, чья маскулинность представляется вам более привлекательной? И сможет ли автор первой цитаты создать впоследствии благополучную семью?

Наш опыт работы в школах и вузах показывает, что именно на уроках, особенно у хороших педагогов, использующих инновационные методики, мальчики и девочки учатся совместно решать задачи и принимать решения, понимать и уважать особенности мышления и мировосприятия друг друга, что им пригодится во взрослой жизни, когда они начнут работать в смешанном коллективе. И очень хорошо, когда эти навыки дополнительно отрабатываются на классных часах по гендерной проблематике. Общения на переменах для выработки таких навыков рабочего взаимодействия явно недостаточно. И поверьте, у тех студентов и учащихся, которые осознали, что «работать вместе с девушками над решением проблемы сложно, но очень здорово» и что «к мужчинам нужно относиться терпимее, ведь они такие уязвимые» (это выдержки из анкет обратной связи одного из наших проектов по гендерной социализации), карьера сложится удачней, чем у выпускников раздельных классов.

Кстати, о карьере. Да, в нашей нынешней жизни «мужчиной-домохозяйкой или женщиной-бизнесменом никого уже не удивишь», но что в этом плохого? Если в нынешней профессиональной деятельности важнее не физическая сила, а мозги, то это неизбежно приводит к расширению поля возможностей для женской карьеры. Это глобальный процесс, и противостоять ему трудно, да, наверное, и не имеет смысла, хотя, на наш взгляд, раздельное обучение как раз является такой попыткой противодействия неизбежному. Ведь логическим продолжением раздельного обучения в школах является распределение выпускников по мужским и женским факультетам и вузам, а затем сегрегация по половому признаку рынка труда и увеличение разрыва в оплате труда мужчин и женщин, так как в нашей стране профессии, где преобладают женщины, традиционно оплачиваются ниже. Да, и у родителей, и у учеников должно быть право выбора между совместным и раздельным обучением, но важно, чтобы этот выбор был правильным, он должен быть обдуманным и осознанным, в том числе нужно ответить на главный вопрос: «Какого будущего я хочу для своего ребёнка, когда он вырастет?»

Материал подготовлен при поддержке Фонда имени Генриха Бёлля




До 1918 года обучение детей было раздельным. 31 мая 1918 года выходит постановление “О введении обязательного совместного обучения”, подписанное комиссаром просвещения Луначарским. В 30-е годы многим, в том числе и новой власти во главе со Сталиным, стали видны негативные последствия “бесполого” обучения. Уже в те годы стал заметен дефицит сильных духом, мужественных и волевых юношей при призыве в армию. И это при том, что тогда на самом высоком уровне было и физическое, и трудовое, и патриотическое воспитание. Молодежь сдавала нормы ГТО, воспитывалась под лозунгом “Быстрее! Выше! Сильнее!” и т. д. И Сталин попытался вернуть школу к прежней модели… Сегодня многими это рассматривается как ошибка «тирана», чудачество... В раздельных школах дети стали лучше развиваться, особенно мальчики. У них постепенно стали исчезать черты, характерные для противоположного пола. Казалось бы, истина восторжествовала. Однако, такой порядок обучения существовал лишь до тех пор, пока был жив Сталин. В 1954 году мальчиков и девочек вновь смешали в общие классы по календарному возрасту.

Для генетически менее зрелых мальчиков представительницы «слабого пола» становятся духовно-эмоциональным примером поведения и образцом (“героем”) для подражания. Качества этого “образца” - прилежность, послушание, усидчивость, стремление услужить, понравиться, отсутствие протестных установок и т. д. Такая модель поведения стала активно поощряться учителями-женщинами. Постепенно из школьной жизни и чувств мальчиков исчезли ценности мужского характера. Исчезла мужская героика, былинный мужской эпос, мужская символика. Мальчики оказались погруженными в сугубо женскую духовно-сигнальную среду с ее смыслами и ценностями. Более того, духовно более зрелые девочки сами стали прививать менее зрелым мальчикам свои сугубо женские символы, пристрастия, игры, эмоции, мечты, фантазии, привычки, мотивы, смыслы жизни, страхи. В итоге на протяжении нескольких поколений из учебных заведений, где проходит большая часть жизни детей, исчезла поло-личностная самоидентификация молодых людей и особенно мальчиков.

В конечном счете, присущие только мальчикам природные задатки - страсть к риску, испытаниям на волю и силу духа, жажда быть смелым и мужественным - стали заглушаться и нейтрализоваться. Учитывая, что эмоции непременно имеют четкую и определенную гормональную активацию (а гормоны, как известно, вещества прямого генетического действия), речь идет о подавлении и нейтрализации мужских задатков и на генетическом уровне. Кроме того, природа мужского начала такова, что самое унизительное, позорное, буквально саморазрушительное переживание для мальчиков - быть слабее девочек. На этот счет имеются многочисленные сообщения в зарубежной, а в последние годы и в отечественной научной литературе: женоподобные мужчины стали все больше и больше заполнять пространство социальной жизни. Мы в ХХ веке провели над собой трагический эксперимент - игнорировали поло-ролевое воспитание и активно внедряли бесполую педагогику. Вот результат... В условиях, когда до основания разрушена народная воспитательная культура, когда до основания разрушено семейно-родовое воспитание, наша школа, нацеленная на некую сумму знаний (без воспитания чувств!) есть величайшее преступление перед народом.

Стоит только представить себе: встречаются по внешнему виду юноша и девушка. При этом у женственных юношей и омужествленных девушек высшей ценностью давно стала внешняя смазливость и привлекательность. Женятся. А по духу-то они оба – полуженщина-полумужчина! И когда они это открывают, кроме взаимного отчуждения и ненависти уже более ничего не испытывают. И в эту бойню часто, очень часто оказываются вовлеченными их дети. Обсуждать вопрос о раздельном обучении в школах начали примерно четверть века назад. Среди педагогов-новаторов Амонашвили, Шаталова, Щетинин занял свое место и Владимир Базарный. В то время он создал в подмосковном Сергиевом Посаде лабораторию физиолого-здравоохранительных проблем образования. Проведя многочисленные социологические исследования, Базарный пришел к однозначному выводу: главный враг здоровья детей – современная школа в том виде, в каком она сейчас существует. Один из китов, на котором стоит методика педагога: разделение классов по половому признаку. "Смешение мальчиков и девочек в детсадах и школах по календарному возрасту - вещь непростительная", считает Владимир Базарный. – Девочки в начале обучения на 2-3 года духовно и физически опережают по своему развитию мальчиков. Исследования выявили, что если мальчики оказываются окруженными более сильными девочками, то у одних мальчиков формируются женские черты характера, у других складывается комплекс невротического неудачника".

Последователи методики академика Базарного убедились в том, что высоких результатов позволяет достигать именно программа раздельного обучения. К примеру, в одной из школ Красноярского края, перешедшей на раздельное обучение, более 60% учеников - отличники, 90% выпускников с первой попытки поступают в вузы.
В приложении к воспитанию эта истина выражается в том, что мальчики и девочки рождены для совершенно разных жизненных реализаций, поэтому обучать их нужно не одному набору наук (как это делается у нас в школах), а по совершенно разным программам и в разной манере. Образование девочки, например, включало в себя освоение 108 женских искусств (в том числе умение вести хозяйство, оказывать врачебную помощь, умение красиво одеваться, красиво двигаться и говорить, петь, писать стихи и тому подобное). У девочек родители стремились воспитать такие качества как: нежность, женственность, целомудрие, верность, трудолюбие, готовность стать невестой, матерью.

Мальчика обучали в духе той варны, к которой он принадлежал (переводя на современный язык, – в соответствии с его врожденной природой). Кто-то рожден, чтобы просто трудиться, кто-то – чтобы преумножать богатства, кто-то – чтобы защищать и руководить, кто-то – чтобы наставлять и советовать. Воспитывались смелость, воля, сила духа, способность быть лидером и брать на себя ответственность, готовность защищать более слабых, готовность стать главой семьи, встать на защиту Отечества и т.д. Народы еще в древности осознали: мужское в мальчике изначально закрепощено и само по себе не раскроется. Так появились испытания, направленные на преодоление страха, развитие силы, ловкости, смелости, выносливости. «Беда ожидает тот народ, ту цивилизацию, которая перестанет воспитывать мужество у своих мальчиков. В среде этого народа поселяется страх, парализуется воля, растет хаос в духовной сфере»

Владимир Базарный

В современном обществе почти повсеместно девочек учат так же, как мальчиков. Таким образом прививают им неверное видение своей жизненной роли – отсюда несчастливые в личной жизни женщины. Мальчиков же не ориентируют на соответствующую им социальную деятельность – отсюда профессионально потерянные мужчины (те, кто не доволен своей работой, своим положением и достижениями). Учителям рекомендуют, например, осторожно проводить в «девчоночьих» классах соревнования, потому что эмоциональные девочки иногда очень остро реагируют на неудачу, если проигрывают. А мальчишек, наоборот, соперничество может подстегнуть, заставить быстрее думать, искать правильный ответ. Речь не идёт о двух учебных программах. Просто одну и ту же дисциплину дети изучают разными темпами, часто по-другому строится и сам урок. Девочкам нужно подробно объяснить тему, привести примеры, а после этого проверить, как они усвоили материал, предложив решить задачку. Мальчикам свойственно искать новые пути, быть первооткрывателями. Им лучше предложить сначала справиться с заданием самостоятельно, а уже потом обобщить, рассказать, как и почему надо было действовать.

Следует учитывать и такую особенность - мальчиков необходимо включать в поисковую деятельность, их надо подталкивать к нахождению принципа решения, они лучше работают тогда, когда характер вопросов - открытый, когда нужно самому додуматься, сообразить, а не просто повторить за учителем и запомнить информацию. Их нужно натолкнуть, чтобы они сами открыли закономерность, тогда они будут в тонусе в течение урока, тогда они запомнят и усвоят материал. То есть, им больше подходит обучение через самостоятельное разрешение проблемной ситуации. Мальчики лучше работают «от противного»: сначала - результат, потом - как мы к этому пришли. От общего - к частному. Почти все учителя говорят, что в классе мальчиков работать сложнее, но интереснее. Если же им предлагают действовать по шаблону, они в такой ситуации стараются уйти из-под контроля взрослого, не подчиниться ему, не выполнить несвойственные им виды деятельности. Никто, в том числе и в стане противников раздельного обучения, не спорит: в "сегрегированных" классах и успеваемость выше, и дисциплина лучше, и усвоение знаний быстрее, и физически ребята крепче.

Минусы

Выпускники школ 40-х-50-х годов прошлого века вспоминают, что дружеской атмосферы в "однополом" классе, как правило, не было. О сплоченном коллективе не было и речи. Девочки всячески стремились показать свое превосходство. В "мужских" школах процветал культ силы, педагоги жаловались на многочисленные хулиганские выходки учащихся. Однако в наши дни в школах, создаваемых по новой модели, мальчики и девочки занимаются "через стенку", встречаясь и на переменках, и на внеклассных мероприятиях. Наиболее строгие критики этого метода обучения говорят о принципиальной недопустимости воспитания в детях привычки делить людей на "таких же, как я" и "других". Поделив учеников сначала по гендерному признаку, говорят оппоненты, возникает соблазн продолжить делить их по расовому, религиозному, физическому, интеллектуальному признакам. Некоторые критики считают, что в мужском классе будет процветать дедовщина. Встречаются даже мнения, что класс, где нет девочек, - хорошая среда для воспитания будущих... маньяков.

Аргумент, что в раздельных классах дети ограждены от сомнительных прелестей полового созревания, тоже не выдерживает критики. У нас сейчас слишком большое влияние имеют средства массовой информации, где детям рассказывается обо всех прелестях половой жизни, в том числе и добрачной. Помимо споров вокруг собственно метода, существует проблема совсем другого рода - педагогические кадры. В регионах, где проводится эксперимент, на роль классного руководителя в мужской класс ищут, как правило, мужчину. На деле выяснилось, что это почти нереально.

И все же гендерная педагогика набирает обороты. Учитывая предыдущий педагогический опыт и современные исследования, все больше учителей стараются возродить эту неоспоримо эффективную методику обучения. Все больше родителей ищут школы или классы с раздельным обучением. Эксперты в педагогическом сообществе обращают внимание на то, что большинство "разделенных" школ - гимназии, лицеи, образовательные учреждения с углубленным изучением ряда предметов. Там, где есть математические и гуманитарные классы, отчего бы не быть "мальчиковым" и "девчачьим". Кроме того, учиться не в такой школе, как все, престижно. Опытные площадки открылись уже на 35 территориях Российской Федерации - всего получилось 62 класса. Мониторинг здоровья, проведенный медиками после четырех лет обучения по новой системе, показал, что дети стали реже болеть. Раздельные уроки физкультуры дали поразительный эффект: ребята стали сильнее и выше ростом, чем их сверстники из других школ.

В Украине раздельное обучение также становится популярным и набирает обороты: 16 кадетских лицеев, кадетская школа под Киевом, 3 кадетских класса, 1 кадетский клуб. Заметим, что возвращение в Россию школ раздельного обучения приветствует также и Русская православная церковь.

По статьям Тимофея Шадрина и Владимира Базарного.

Вот ещё одна статья Раздельное обучение мальчиков и девочек Мальчики и девочки, которые обучаются раздельно, болеют в 3-4 раза меньше, чем их сверстники. Почему?
Школ и классов раздельного обучения у нас в стране немного. Но к их опыту стоит присмотреться.

Мальчики рискуют, девочки стараются

К моменту поступления в первый класс мальчики и девочки сильно отличаются друг от друга и по развитию, и по способностям.

Мальчики более склонны к риску, они предпочитают поисковую работу, а не аккуратное выполнение уже известного задания. Они претендуют на роль лидера и меньше зависят от чужого мнения.

А девочки добросовестно относятся к учебе, безоговорочно подчиняются учителю, готовы сотрудничать друг с другом и со взрослыми.

Речь у мальчиков к семи годам беднее, чем у девочек, да и пальчики не такие ловкие. Поэтому пишут мальчики в массе своей в первом классе хуже и неряшливее девочек. Зато у них сильнее развито пространственное представление. Поэтому мальчики чаще решают геометрические задачи с помощью пространственных методов: они мысленно поворачивают фигуры и накладывают их одну на другую. А девочки, в том числе и учительницы-женщины, обозначают углы и стороны буквами и дальше оперируют буквенными символами и шаблонами-теоремами.

У девочек показатель работоспособности обычно высокий прямо с первого класса. Таким он и сохраняется всю младшую школу. А мальчики по работоспособности догоняют девочек только к третьему классу.
У мальчиков и девочек свой путь взросления, поэтому и стратегия обучения, и поведение учителя, и атмосфера в классе для них должны быть различными. Тогда дети обучаются быстрее и с меньшим напряжением.

Робких становится больше

Учеба в школе – это стресс для всех. Она напрягает не только нервную систему, но и системы кровообращения, пищеварения. Но наблюдения физиологов показали, что девочки, которые учатся вместе с мальчиками, и девочки, которые учатся в классах без них, реагируют на учебные нагрузки по-разному.

В смешанных классах проблем с артериальным давлением у девочек почти в 2 раза больше, а проблем с пищеварением больше в 1,5. Все дети, когда идут в первый класс, от новых, «взрослых» нагрузок худеют. А во втором полугодии опять начинают расти и набирать вес. Так вот, барышни из «девчачьих» классов» по сравнению с девочками из смешанных в 4 раза меньше теряют в весе в первые месяцы учебы.

Все дети к концу уроков устают. Но если каждая вторая девочка из смешанных классов устает уже после третьего урока, в девичьих классах утомившихся к середине занятий – единицы.

А есть еще и такой показатель, как индекс пропуска уроков по болезни. Сначала все младшеклассники часто болеют простудами. А к третьему классу уже реже пропускают уроки. В смешанных классах этот показатель от первого к третьему году обучения становится в 1,5 раза лучше, а в девичьих – лучше в 5 раз!

Девочки поступают в школу с определенным уровнем робости – все-таки слабые создания! В девичьих классах процент робких с годами уменьшается больше чем вдвое. Уменьшается процент и совсем пугливых, которым чуть скажешь построже, а они в слезы. А в смешанных классах с годами пугливых, неуверенных в себе становится больше!

В мужских классах лучше растут

А что происходит со здоровьем мальчиков, когда они учатся отдельно от девочек?

Раздельное обучение в экспериментальных школах показало любопытные результаты. Мальчики, вышедшие из «мужских» классов, по росту оказываются выше своих ровесников: в московской школе №760 имени А. Маресьева, которая уже 18 лет ведет такой эксперимент, выпускников ростом ниже 180 см не бывает. У всех – хорошее зрение, безупречная осанка, хотя в начале школьного обучения 95% учеников имели различные ортопедические нарушения.

А вот еще пример: среди выпускников смешанных классов лицея №103 г. Железногорска Красноярского края только половина признаны годными к воинской службе, а в классах раздельного обучения того же лицея все мальчики были признана абсолютно здоровыми, причем треть из них окончили школу с медалями, то есть оказались еще и хорошо образованными.

Эксперимент расширяет выбор

Мы не призываем всех родителей срочно переводить детей в чисто «девчачьи» или чисто «мальчишечьи» классы. Да и школ, где мальчики и девочки учатся раздельно, пока мало. И вряд ли их в ближайшее время станет больше. В «мальчишечьих» классах должны преподавать мужчины, а нынешние оклады учителей не располагают к тому, чтобы образованные юноши шли работать в средние учебные заведения. Но, по крайней мере у родителей, которых волнует здоровье детей, теперь есть выбор. Так что поинтересуйтесь в местном департаменте образования, вдруг эксперимент проходит рядом с вами.

Замысел природы

Откуда различия в психике мальчиков и девочек?

Ученые считают, что это замысел природы. В эволюции борются две противоположные тенденции: с одной стороны, природе надо сохранить то, что уже создано, закрепить у вида те признаки, которые ему нужны, передать их по наследству и, значит, сделать потомков как можно более похожими на своих родителей. А с другой стороны, прогресс предполагает дальнейшие изменения, разнообразие потомков, среди которых появится тот, кто позволит виду приспособиться к новым условиям, расширить среду обитания. Эти две тенденции воплощают в себе мужской и женский пол. Женский пол сохраняет в генетической памяти все наиболее ценные приобретения эволюции, а мужской пол, наоборот, легко теряет старое и приобретает новое, потому что что-то из этих приобретений может пригодиться в будущем, в момент возникновения экстремальных условий. Женский пол ориентирован на выживаемость, мужской – на прогресс.

Для продолжения вида нужно много представительниц женского пола. Женский пол природа «бережет», а мужского ей «не жалко». На особях мужского пола отрабатываются все новинки эволюции. Разброс врожденных признаков у мужчин значительно выше. Женщины как бы более одинаковы. А мужчины разные, их организм накапливает больше и полезных, и вредных мутаций. Вот, например, на 100 глухих девочек рождается 122 глухих мальчика. Дальтонизм тоже чаще встречается у мужчин. Среди детей с косоглазием, заиканием, дислексией, задержкой психического развития больше мальчиков. И логопедические группы детских садов состоят большей частью из них.

Мозг мужчины крупнее, более продвинут в развитии, но менее надежен и очень раним. При всех изменениях, и природных, и социальных, мужчины страдают больше. Но природа наделила их поисковым поведением: чтобы могли выжить, отыскав другое место обитания, где теплее и сытнее. Поэтому мужчины, и мальчики в том числе, склонны к освоению новых пространств, рискованным поступкам, они сообразительны в сложных ситуациях и умеют принимать нетрадиционные решения.

Личное мнение

– Я не вижу никакого смысла в раздельном обучении мальчиков и девочек. Зачем искусственно изолировать их друг от друга? Мне кажется, что именно при совместном обучении, при живом общении скорее может возникнуть взаимопонимание, взаимоуважение. И постепенно воспитывается и прорастает нечто, которое потом будет названо великим словом «любовь». Я сам учился вместе с девочками и уже в первом классе влюбился. Эту девочку звали Наташа Витковская. Сейчас она дружит с моей сестрой, мы иногда видимся, и то детское, светлое чувство до сих пор живет в моей душе, и это очень приятно. Где же еще должно происходить такое «воспитание чувств», как не в школе?

Композитор Олег Иванов

Мальчики плюс/минус девочки: есть ли будущее у раздельного обучения При упоминании о мужских и женских школах в памяти всплывают Смольный институт благородных девиц и кадетские корпуса для юношей. Но «однополые» классы есть и в современной России, и споры о том, стоит ли отдавать детей в такую школу не прекращаются.

Сегодня в России раздельное обучение существует на базе городских экспериментальных площадок – ГЭП. Ребята учатся не в разных школах (отдельно для мальчиков, отдельно для девочек), а в параллельных классах на базе одного учебного заведения. Именно такая форма позволяет избегать недостатков раздельного обучения, сохраняя его преимущества.

В Республике Коми в программе участвуют 400 школ, в Ставропольском крае около 100, в Москве – чуть более 10. Как правило, это не общеобразовательные, а школы с углубленным изучением отдельных предметов: иностранных языков, математики и т.д.

Эксперимент проходит под наблюдением психологов: они диагностируют детей, проводят тренинги для педагогов, встречаются с родителями, ведут индивидуальную работу с учащимися. По их мнению, гендерное обучение особенно полезно детям, у которых есть проблемы со здоровьем, воспитанием и успеваемостью.

Идея раздельного обучения не нова: по этому принципу работали все дореволюционные учебные заведения. Мальчики могли учиться в гимназиях, лицеях и вузах, а для девочек существовали специальные образовательные учреждения, предлагающие своеобразный набор дисциплин – в основном по домоводству. Недоступным для женщин до конца XIX века было и высшее образование. Поэтому во многом совместное обучение возникло на волне борьбы за равноправие, и с 1918 г. мальчики и девочки стали учиться вместе. Вернулись к разделению в 1943 г., но ненадолго: уже через 11 лет учащихся снова объединили. Впрочем, оставались военные, спортивные, хореографические школы...

Кто «за» и почему…

Среди сторонников раздельного обучения – врачи, психологи, генетики, педагоги. Их главный аргумент: мальчики и девочки развиваются по-разному – у них разные интересы, игры, пристрастия. Поэтому учить ребят лучше порознь, учитывая физические возможности, период полового созревания и психологию восприятия.

Действительно, в биологическом и психологическом развитии мальчики отстают от девочек на два года, поэтому в начальной школе обычно хуже учатся. Успеваемость девочек выше, их чаще хвалят учителя – и это может подавить у «сильной половины» класса стремление хорошо учиться. Простой пример – перемена: девочки усидчивы, они могут и на переменке продолжать работать, чтобы дописать начатое. А мальчишек после звонка не удержать, лучше их отпустить, зато они быстрее концентрируются и легко нагоняют упущенное.

Школы для девочек закончили в свое время: «железная леди» Маргарет Тэтчер, бывший премьер-министр Великобритании; бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт; нынешний – Кондолиза Райс; бывший премьер-министр Израиля Голда Мейер; председатель совета директоров компании Hewlett-Packard Карлтон Фиорина.

Некоторые ученые смотрят еще глубже. По мнению Владимира Базарного, руководителя Научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования администрации МО, при совместном обучении мальчики подражают девочкам и перенимают присущие им качества: прилежность, стремление услужить и понравиться, отсутствие протестных установок и т. д. Другими словами, ценности мужского характера исчезают, природные задатки нивелируются – и мальчики развиваются по женскому типу, усваивая женский же эталон социального поведения. Тогда как в раздельных классах они учатся налаживать отношения в своем коллективе, не прячась за спинами девочек, у них воспитываются типичные мужские черты: воля, смелость, решительность и т.п.

По статистике Института гигиены детей и подростков, 40 лет наблюдавших за состоянием здоровья учащихся некоторых школ Москвы, смешанное обучение отрицательно влияет на здоровье 94 % девочек: страдает кровеносная, пищеварительная и нервная системы, их преследуют постоянные простуды, из-за которых они часто пропускают уроки.

Разделяй и учи?

У мальчиков и девочек свои особенности мышления, восприятия новой информации. Значит, нужно использовать разные приемы и формы преподавания! Учителям рекомендуют, например, осторожно проводить в «девчоночьих» классах соревнования, потому что эмоциональные девочки иногда очень остро реагируют на неудачу, если проигрывают, а мальчишек, наоборот, соперничество может подстегнуть, заставить быстрее думать, искать правильный ответ. Речь не идет о двух учебных программах. Просто одну и ту же дисциплину дети изучают разными темпами, часто по-другому строится и сам урок.

Розалия Чалимова, учитель физики высшей категории, ответственная за ГЭП в школе N 1257:

– Девочкам нужно подробно объяснить тему, привести примеры, а после этого проверить, как они усвоили материал, предложив решить задачку. Мальчикам свойственно искать новые пути, быть первооткрывателями. Им лучше предложить сначала справиться с заданием самостоятельно, а уже потом обобщить, рассказать, как и почему надо было действовать.

В школе N 1257 первый набор детей в раздельные классы начался 15 лет назад. В течение 11-ти лет в школе одновременно существовали смешанные и однополые классы.

Педагоги отмечают целый ряд преимуществ раздельного обучения:

Повысилась успеваемость: девочкам, которых в подростковом возрасте больше волнуют не уроки, а внешность, при раздельном обучении проще сосредоточиться на предмете
выросла работоспособность – можно «пройти» больше, подробнее разобрать сложные темы
легче поддерживать порядок и тишину, настроить ребят на уч*цензура*
улучшилось психологическое состояние учеников, они более комфортно чувствуют себя в школе
дети не стесняются неправильно ответить или переспросить, если что-то не поняли
на уроках физкультуры девочки не комплексуют в бассейне, уверенно прыгают через «козла», а мальчики не боятся промахнуться мимо кольца, сделать меньше подтягиваний, отжиманий и т.д.
Ложка дегтя

Несмотря на все положительные моменты, раздельное обучение имеет немало противников. Их главный аргумент: разница между полами сильно преувеличена, поэтому разделять детей незачем. Хороших результатов можно добиться и в совместных классах, практикуя индивидуальный подход. Конечно, пол ребенка определяет многое, но гораздо важнее его личностные характеристики. Не все девочки аккуратны и усидчивы, так же как и не все мальчишки от природы взбалмошны, гиперактивны, неряшливы и склонны к соперничеству.

Игорь Душенко, психолог-педагог психолого-педагогического центра «Интэтика»:

– У совместного обучения плюсов значительно больше. Главное – оно дает сильный дополнительный стимул к учебе и развитию. Нужно идти навстречу потребности детей в общении, а не бороться с ней. Например, одна из форм интенсивного обучения – работа в микрогруппах – учитывает это. Основное внимание в школе следует уделять формированию дружеских отношений между детьми в классе, в том числе между мальчиками и девочками. В такой, правильно сформированной, сплоченной группе происходит развитие и «взаимообмен» позитивных качеств.

Дефицита общения нет!

Главный недостаток раздельного обучения, на который обращают внимание его противники, – потеря навыка общения с противоположным полом. Дети приходят в школу не только за знаниями, они учатся жить в большом коллективе, налаживать контакт со взрослыми и сверстниками – как девочками, так и мальчиками. В этом и заключается социальная роль школы, которая должна расширять возможности личности, а раздельное обучение их сужает и обедняет. Детям из раздельных классов прочат трудности при обучении в вузах и в дальнейшей жизни: ведь за стенами школы никто не делит людей по половому признаку.

Этот упрек в адрес раздельного обучения признают и его сторонники, делая все для успешной социализации своих учеников: девочки и мальчики получают полноценное образование, а не ограниченное только «женскими» или «мужскими» предметами. К тому же некоторые уроки (музыка, танцы) проводятся совместно. Избегать дефицита общения помогает хорошо продуманная система досуга и внеклассных мероприятий: дети вместе ходят на экскурсии, выезжают в город, проводят праздники, общаются на переменах.

Школы разные нужны

Несмотря на то, что пока немногие педагоги поддерживают раздельное обучение, большинство все же признает необходимость дифференцированного подхода к мальчикам и девочкам. Для этого нужны разные учебники по отдельным предметам и разные программы обучения. Но их пока нет.

В некоторых странах, например в Великобритании, раздельное обучение принято в основном в частных элитных школах. Так, из стен Итона вышли 19 премьер-министров, видные военачальники, парламентарии, деятели церкви

Но самый самый знаменитый «выпускник» Итона – Джеймс Бонд! По мнению создателя агента 007 писателя Яна Флеминга (кстати, воспитанника Итона), настоящий мужчина и суперпрофессионал мог учиться только в этой самой престижной школе Британии.

Прошло уже более десяти лет с момента возобновления раздельного обучения, но выводы пока делать рано, тем более категоричные и однозначные. Есть безусловные плюсы, но есть и упущения, над которыми предстоит работать.

Даже сторонники раздельного обучения признают, что распространить его на все общеобразовательные школы будет сложно, да и не нужно. Скорее, эта форма выгоднее учебным заведениям с профильным обучением и спецшколам – для повышения качества преподавания.

Раздельное обучение относят к здоровьесберегающим технологиям: оно позволяет регулировать нагрузку в зависимости от пола, чтобы, с одной стороны, добиться хороших результатов в учебе, а с другой – избежать переутомления.

По мнению педагогов, раздельное обучение целесообразно начинать с 1-го класса – тогда дети лучше адаптируются к учебному процессу.

Настоящий бум раздельного обучения переживает США: по словам Леонарда Сакса, директора Национальной ассоциации гендерного образования, с 1998 г. более чем в 50 раз выросло количество школ с раздельным обучением, и скоро к экспериментальной программе примкнут тысячи новых учебных заведений.

Алена Казакова, журнал Куда пойти учиться

Зарубежный опыт
Что ждет выпускников «однополых» школ

Ученые Лондонского института образования провели широкомасштабное социологическое исследование и пришли к выводу, что у выпускниц школ для девочек гораздо больше шансов преуспеть в жизни. Ученые опросили 13 тыс. человек, чьи школьные годы пришлись на 1970-е, когда в Великобритании идея раздельного обучения была особенно популярной. Эта система практиковалась тогда в четверти всех средних школ в стране (против сегодняшней одной восьмой). Проанализировав ответы респондентов о том, как сложилась их дальнейшая жизнь, социологи обнаружили, что выпускницы школ для девочек в среднем зарабатывают на 10 % больше, чем их сверстницы, учившиеся в смешанных школах – скорее всего потому, что в отсутствие «сильной» половины в классе девочки активнее осваивают традиционно мужские дисциплины: физику, математику и др.

Ученые считают, что в раздельном обучении для девочек есть масса преимуществ:

Приобретение навыков, востребованных в любой сфере деятельности
широкие возможности для выбора профессии
свобода от половых стереотипов
развитый соревновательный дух
здоровые амбиции и т.д.
Что касается мужчин, то, увы, способ обучения не оказал никакого влияния на карьеру выпускников школ для мальчиков. Зато… пагубно сказался на их семейной жизни. Процент разводов среди них гораздо выше, чем среди тех, кто учился в смешанной школе. Видимо, сказывается недостаточный навык общения со слабым полом...

Впрочем, британский профессор Алан Смитерс, ведущий в стране эксперт по образованию, утверждает, что все разговоры о преимуществах однополого обучения не имеют никаких оснований. Он проанализировал статистические данные из разных стран мира, собиравшиеся на протяжении 50-ти лет, и пришел к выводу: качество образования не зависит от того, какую школу окончил ребенок – смешанную или раздельную.

Заявление ученого вызвало недовольство в педагогических кругах: в Британии как раз начинается новый бум раздельного обучения, и количество «однополых» школ снова начинает расти.

Екатерина Савостьянова (по материалам газеты «Daily Mail»)

V Egite o4en populjarny razdenye shkoly.
No eto i minus. Kak mne rasskazyvali, u detej net opyta obs4enija s protivopolozhnym polom. Devo4ki pani4eski bojatsja mal4ikov, mal4iki ne znajut, naskolko devo4ki ranimy.
Polu4aetsja, gormony burljat, u mal4ikov zyd mezhdu nog est, no oni e znajut, 4to s etim delat. Oni agressivny k devushkam, otoshenija strojat, kak s takim zhe parnem, kak i on: peredvin shkaf sama, naprimer.
Plus seksualnaja bezgramotnost. J a znaju istoriju odnu. Zhenilsja takoj vot paren, vypusknik shkoly tolko dlja mal4ikov. Posle pervoj bra4noj no4i ego moloduju zhenu zabrali v bolnicu so mnozhestvennymi razryvami, nalozhili ku4u shvov. On ne znal, kak vesti sebja s zhenoj, nakolko ona mozhet okazatsja ranimoj, nezhnoj. Polnaja bezgramotnost. HOtja i v universitete otu4ilsja, pravda, universitet tozhe tolko mal4ikov prinimal.
To, 4emu deti u nas u4atsja 10-11 let v shkole (ja pro otnoshenija mezhdu polami), zdes prakti4eski nedostupno. I dazhe roditeli ne dajut nikakogo obrazovanija detjam. U nas prosto stesnjajutsja, a tut govorit s kem-to o sekse-greh, a to, 4to eto-obrazovane rebenka, tut malo kto ponimaet. K ogromnomu sozhaleniju.
Ja pro bolshinstvo.

В педагогическом сообществе с каждым годом прибавляется число сторонников раздельного обучения. В порядке эксперимента во многих школах создаются «мужские» и «женские» классы, формируются даже раздельные группы в детских садах. Добро это или зло? - попробуем разобраться.

Закон об образовании приравнивает любые ограничения в процессе учебы к ущемлению прав граждан, однако для создания «мужских» и «женских» классов есть правовая база - ГЭПы, городские экспериментальные площадки. Благодаря им в последние пять-шесть лет раздельные классы появились в более чем 60 регионах. Скажем, в Республике Коми - 400 школ с параллельными классами, в Ставропольском крае - больше 100, в Москве - полтора десятка.

Один из наиболее известных проповедников раздельного обучения - Владимир Базарный. Именно он создал уникальную методику, стоящую на трех китах: воспитание патриотизма, «обучение в движении» и разделение классов по половому признаку. «Смешение мальчиков и девочек в детсадах и школах - вещь непростительная»! - уверенно заявляет Базарный. Как показали проведенные им исследования, при совместном обучении мальчики подражают девочкам и перенимают присущие им качества: прилежность, стремление услужить и понравиться. Другими словами, ценности мужского характера нивелируются - и представители сильной половины человечества развиваются по женскому типу, усваивая женский эталон социального поведения.

Мониторинг здоровья, проведенный медиками после четырех лет обучения по системе Базарова, показал, что дети стали реже болеть. Раздельные уроки физкультуры дали поразительный эффект: ребята не только сильнее, но и выше ростом, чем их сверстники из других школ. А все потому, что они перестали бояться выглядеть «слабаками» в глазах противоположного пола.

Среди сторонников раздельного обучения - врачи, психологи, генетики, педагоги. Их главный аргумент: мальчики и девочки развиваются по-разному - у них разные интересы, игры, пристрастия. Поэтому учить ребят лучше порознь, учитывая физические возможности, период полового созревания и психологию восприятия. Действительно, в биологическом и психологическом развитии мальчики отстают от девочек на два года, поэтому в начальной школе обычно хуже учатся. Успеваемость девочек выше, их чаще хвалят учителя - и это может подавить у «сильной половины» класса стремление хорошо учиться. Кроме того, необходимо использовать и разные приемы преподавания! К примеру, учителям рекомендуют, например, осторожно проводить соревнования в классе для девочек, потому что они более эмоциональны и порой очень остро реагируют на неудачу, а мальчишек, наоборот, соперничество может подстегнуть, заставить быстрее думать, искать правильный ответ.

Несмотря на все положительные моменты, раздельное обучение имеет немало противников. Их главный аргумент: разница между полами сильно преувеличена, поэтому разделять детей незачем. Хороших результатов можно добиться и в совместных классах, практикуя индивидуальный подход. Конечно, пол ребенка определяет многое, но гораздо важнее его личностные характеристики. Не все девочки аккуратны и усидчивы, так же как и не все мальчишки от природы взбалмошны и неряшливы. И потом, методика Базарова до добра не доведет - начнем с разделения по половым признакам, а закончить можем расой и вероисповеданием.

Не стоит забывать и о том, что дети, обучающиеся в гендерных классах, видят жизнь очень однобоко. Аргумент, что в раздельных классах дети ограждены от сомнительных прелестей полового созревания, тоже, в общем, не выдерживает критики. У нас сейчас слишком большое влияние имеют средства массовой информации, где детям рассказывается обо всех прелестях половой жизни. Совсем оградить своего ребенка не получится даже при очень большом желании. А вот потеря навыка общения с противоположным полом может оказаться невосполнимой. Дети приходят в школу не только за знаниями, они учатся жить в большом коллективе, налаживать контакт со взрослыми и сверстниками - как девочками, так и мальчиками. В этом и заключается социальная роль школы, которая должна расширять возможности личности, а раздельное обучение их сужает и обедняет. Детям из раздельных классов прочат трудности при обучении в вузах и в дальнейшей жизни: ведь за стенами школы никто не делит людей по половому признаку.

Одним словом, как это обычно и бывает при обсуждении спорных вопросов, мнения разделились. Да здесь, наверное, и не может быть правых и виноватых - каждый родитель должен сделать выбор сам, а уж окажется ли он правильным - рассудит будущее.