У ребенка проблемы в школе. Чем помочь? Что делать, если у ребенка проблемы в школе Проблемы ребенка в школе и их решение

Иногда школу приходится менять по объективным обстоятельствам: например, ребенок собирается более углубленно изучать какие-то предметы. Или вы переехали в другой район.

Но бывает, что сменить школу вы вынуждены не по своей воле, а из-за конфликтов с учителями или одноклассниками. И здесь очень важно понять: действительно ли смена школы - единственный выход? Или проблему можно решить другим путем?

Конфликт с учителем

В седьмом классе у сына сменилась учительница математики, и неожиданно из хорошиста он по этому предмету превратился в двоечника. Учитывая, что мальчик мечтал об инженерных специальностях, такое превращение казалось катастрофой. Учительница была твердо уверена, что, невзирая на успехи в физике, у него отсутствуют математические способности. Хотя репетиторы, протестировав семиклассника, не нашли у него пробелов ни в алгебре, ни в геометрии. А один из них прямо сказал: у вас проблема не с математикой, а с математичкой.

Промучившись года два, мы приняли решение - сменить школу. Многие меня осуждали, считая, что надо учиться преодолевать конфликты, а не бежать от них. Но положа руку на сердце: всегда ли мы готовы развязать войну? Бывают ситуации, когда проще и правильнее просто выйти из конфликта. Так мы поступили и со школой.

Этот переход оправдал себя полностью. И не только потому, что у сына сегодня твердая четверка по математике, иногда «грозящая» перейти даже в пятерку (и это в лицее с математическим уклоном!). Главное - что сын снова верит в себя, хотя эту уверенность предыдущая учительница сильно поколебала.

Если вы видите, что учитель явно недооценивает вашего ребенка, для начала лучше поговорить с ним и прояснить спорные моменты. Конечно, может оказаться, что это вы переоцениваете способности своего чада. Но если ваши мнения с учителем расходятся, попросите проэкзаменовать ребенка сторонних преподавателей. Как раз из этих соображений мы и обращались к репетиторам.

А если все говорит о том, что вашего ребенка притесняют и ему это тяжело и неприятно - не стоит мучиться и надеяться, что конфликт рассосется. Все же в школу ходят за знаниями, и если учитель не может их дать, тем более по важным для вас предметам, - лучше найти другого учителя.

Но самый большой урон такая ситуация наносит психике школьника. Если ему постоянно говорить: ты ничего не знаешь и не понимаешь, он сам в это поверит и перестанет понимать даже то, что раньше знал и умел. И задача родителей - не допустить этого.

Конечно, важно уметь решать конфликты и находить общий язык с другими, но еще важнее - не тратить свои силы и нервы на бесполезную борьбу.

Объект для насмешек

Гораздо сложнее понять, кто виноват, если у ребенка проблемы с одноклассниками. Да, возможно, они жестокие и насмешливые, но родителям важно понять, почему мишенью для насмешек дети избрали именно вашего сына или дочь. Вы можете поменять школу, но ваш ребенок останется таким же, и нет гарантии, что в новом коллективе не возникнут старые проблемы.

По мнению психологов, каждый ребенок выстраивает вокруг себя тот тип межличностных отношений, который ему привычен. И если роль жертвы для него наиболее естественна, то и в другой школе он невольно окажется именно в этой роли. Так же, как если он привык быть лидером, то неизбежно будет главенствовать и в новом классе.

В проблемах ребенка могут быть невольно виноваты и сами родители. Первое, над чем с охотой издеваются школьники всех возрастов, это чрезмерная родительская опека. Подумайте, может, вы заставляете сына носить шапку чуть не до мая, из лучших побуждений, конечно? Может, бабушка до сих пор встречает взрослого внука у ворот школы?

Это не значит, что надо идти на поводу у детей и позволить своему чаду одеваться и вести себя как угодно, но слегка отпустить поводья стоит. А параллельно приучайте ребенка к независимости от чужого мнения.

Делаем выбор

Прежде чем окончательно решить вопрос со сменой школы, еще раз взвесьте все плюсы и минусы. Потеря старых друзей или приобретение новых…

Необходимость привыкать к требованиям новых учителей. Иной школьный уклад, иное время на дорогу…

Все эти моменты следует хорошенько проговорить с ребенком. Порой после таких разговоров вдруг выясняется, что переход в другую школу - это смена одних проблем на другие. А иногда ребенок вообще может понять, что все эти конфликты были некоторым фоном, который ему не так уж и мешал. Если переход неизбежен, то конец учебного года - лучшее время, чтобы решить этот вопрос. Также вместе со школьником нужно выбирать новую школу, тщательно проанализировав, что вас не устраивало в прежней и что вы хотите найти теперь.

Это почти как выбор нового места работы. Не поддавайтесь на привлекательные, но несущественные для вас моменты. Если вы твердо решили перейти в школу, где математика - только в базовом объеме, не идите в математическую лишь потому, что она рядом с домом и о ней прекрасно отзываются соседи. Иначе вы получите те же проблемы, от которых пытались сбежать.

Мои родители хотели, чтобы я училась непременно в московской школе. И я им благодарна за это. Однако, если ребенок сам хочет сменить школу, стоит прислушаться к его мнению. Ведь причины могут быть разными. Например, я считаю, что именно из-за неправильной педагогической тактики учителя я невзлюбила химию.

Чтобы ребенок не грубил учителям, постойте с ним в очереди, чтобы сам делал уроки, прикидывайтесь тугодумом, а тем, кому сложно найти друзей, устраивайте вечера комедий

СЛОЖНО ВЛИТЬСЯ В КОЛЛЕКТИВ

Школьнику может быть сложно влиться в коллектив из-за внешних отличий, низкой самооценки, неразвитых социальных навыков, несамостоятельности и т.д. Поговорите с ребенком: почему, по его мнению, у него не складываются отношения в классе. Обратите внимание и на то, как вы сами обращаетесь с ним. Если «тюкаете» ребенка, делаете замечания, не уважаете его мнение, перебиваете, ничего не доверяете, то понятно, почему у него ничего не получается и в классе. Немедленно меняйте поведение.

Также помогите ребенку увидеть его сильные стороны, изюминку, благодаря которой он может выделиться на фоне других. Например, если школьник хорошо рисует, фотографирует, лепит или говорит по-английски — пусть продемонстрирует свои умения одноклассникам. Но перед этим узнайте, чем дышит класс ребенка: какие книжки читают, какую музыку слушают, как развлекаются. Возможно, школьник не может влиться в коллектив, потому что у него мало общего с ним — от стиля одежды до увлечений. Пусть ваш ребенок станет таким, как все, в хорошем смысле слова. Например, если в классе принято приглашать одноклассников на дни рождения, то пусть тоже так делает. Еще совет: развивайте в ребенке чувство юмора. Юмор не только помогает привлечь к себе внимание, но и сглаживает конфликты. Чтобы развить его, смотрите вместе комедии, придумывайте шутки.

НЕ МОЖЕТ САМ ДЕЛАТЬ УРОКИ

Причин, почему ребенок не может сам делать уроки, несколько. Например, он может быть недостаточно уверен в себе. В таком случае необходима работа с его самооценкой: поощряйте его и хвалите за успехи вне зависимости от их значимости. Также договоритесь с ним о системе поощрений-наказаний — пусть ребенок участвует в их выборе, так он будет ощущать себя частью процесса и ответственным за него. Еще идите с ним на компромиссы: договоритесь делать вместе уроки не каждый день, а например, три дня из пяти. Позанимавшись так неделю, похвалите за то, как он прекрасно справлялся в самостоятельные два дня. Затем сократите количество дней, когда вы делаете уроки вместе.

Не делают сами уроки еще и дети, которых родители слишком опекали: они с детства все делали за ребенка, и он привык, что и дальше так будет. Нужно развивать у него самостоятельность. Например, родители должны научиться не давать сразу готовый ответ, когда школьник просит о помощи в уроках: спросите, что конкретно ему непонятно, или просите несколько раз прочесть задание вслух, якобы потому, что вы не уловили суть. Так ребенок будет стремиться понять задание самостоятельно, чтобы объяснить его вам. Еще детям может просто не хватать внимания родителей, и они используют уроки как возможность побыть с ними. Поэтому проводите больше времени с ребенком.

НЕТ АМБИЦИЙ И ЖАЖДЫ ЗНАНИЙ

Может быть, ребенку не нужны пятерки, потому что он и без них уверен в себе и своих знаниях. В этом случае объясните, что школьные отметки — это не только оценка его знаний, но и показатель его успешности для других людей и они понадобятся ему, например для того, чтобы перейти в лучшую школу или поступить в вуз.

Возможен менее оптимистичный вариант: столкнувшись с негативом со стороны родителей за плохую отметку, ребенок потерял веру в свои способности и как следствие лишился желания проявлять себя в учебе. Возможно, вы слишком требовательны к чаду и ориентированы только на лучший результат. Если это так, то снижайте планку своих ожиданий, ограничьте контроль над учебой ребенка, чтобы он расслабился, поощряйте его стремления, даже если они не увенчались успехом, и замечайте его достижения в других сферах. Это поможет сместить фокус важности со школьных оценок, ребенок станет увереннее.

Еще убивают тягу к пятеркам неудачи: например, ребенок изо всех сил старается получить высшую отметку, но почему-то не может. В таком случае нужно его ободрить и немного ослабить авторитет школы, показав, что это не последняя инстанция в оценке его знаний. Например, родители могут завести так называемый альтернативный дневник школьника, ставя свои оценки за сочинения или домашние задания.

ПЛОХИЕ ОТНОШЕНИЯ С УЧИТЕЛЕМ

Если начались проблемы с учителем — надо говорить и с ребенком, и с учителем. Возможно, ее не устраивает поведение ученика, например, он постоянно выкрикивает (тогда попросите его так не делать), или он — единственный, кто отстает в предмете (тогда прямая дорога к репетитору). В свою очередь ученика может не устраивать, что его, например, критикуют при всех (попросите учителя сдерживаться). Конечно, если ситуация становится все критичнее, например, вы замечаете травлю со стороны учителя, то нужно показать ребенку, что вы на его стороне, и обратиться к директору школы.

Если неприязнь в виде хамства, неуважения изначально исходит только от ребенка, то объясните ему, что учитель — такой же человек, как мама, папа или его друзья, ему тоже не нравится неуважительное отношение. Научите ребенка терпимости и толерантности. Например, проведите так называемую 15-минутку критики, придираясь к ребенку по любому поводу (не так взял вилку, не так сел и т.д.). Спросите, приятно ли ему, когда с ним так обращаются. Так он сможет почувствовать себя в шкуре учителя. Еще вариант: стойте в очередях. Видя нетерпение и раздражение ребенка, спокойно (!) объясняйте ему, что рядом стоят такие же люди, как и он, и что, когда ничего не изменить, нужно просто смириться с обстоятельствами (в ситуации школьника — с тем, что ему не нравится учительница).

ОБЗЫВАЮТ ДЕТИ В ШКОЛЕ

Не бросайтесь наказывать обидчиков ребенка — это зачастую приводит к тому, что к обидным фразам в его адрес добавляется еще и «ябеда». Также не приходите встречать ребенка после школы (если он не младшеклассник), не одергивайте при других, чтобы не складывалось впечатление о нем, как о слабаке. Пусть с вашей помощью, но без непосредственного участия, он научится отстаивать себя. Для начала объясните ребенку, что лучшей реакцией на дразнилки будет равнодушие: нет смысла дразнить человека, которого не задевают обидные слова. Так, если дразнят за длинный нос, то ребенок может ответить: «Да, он у меня такой, и что?». Если же дразнилки касаются того во внешности, что можно изменить, то нужно это сделать. Например, если дразнят за полноту, то стоит задуматься о том, чтобы изменить рацион ребенка, приучить к спорту. Впрочем, иногда нужен радикальный выход: жесткая фраза в ответ обидчику или эффектный боевой прием.

СВЯЗАЛСЯ С ПЛОХОЙ КОМПАНИЕЙ

Если школьник поддался плохому влиянию, то ни в коем случае не надо сразу запрещать общаться с этими людьми. Единственное, чего вы добьетесь запретом: он просто не будет ничего вам рассказывать. Будьте умнее — пригласите этих детей к себе домой. Такой поступок вызовет доверие у ребенка, плюс вы, посмотрев на друзей чада, сможете выяснить, что именно в них так привлекает его. Вы сможете понять, как дать ребенку то, чего ему не хватает вне его компании. Например, если школьник сдружился с теми, кто бесцельно бродит по улицам, то, возможно, ему не хватает признания своей взрослости от родителей (поэтому чаще спрашивайте его мнение, дайте больше свободы выбора). А если ваша скромная дочь, например, сдружилась с хулиганкой, то, возможно, она хочет избавиться от излишней скромности (предложите ей пойти в театральный кружок или на развивающий тренинг). В итоге школьник, получив то, чего ему не хватает, просто поменяет компанию.

БОИТСЯ ВЫХОДИТЬ К ДОСКЕ

Фото vseodetyah.com

​Школьник может бояться отвечать у доски, потому что его пугает учительница, например своей строгостью. Поэтому дома предложите ему нарисовать ее в каком-то смешном образе, например со смешной прической — смех поможет расслабиться. Еще одна причина страхов — школьнику не хватает уверенности в себе. Выходов несколько. Попросите учительницу спрашивать вашего ребенка после уроков или в письменной форме. А параллельно развивайте в нем навыки публичных выступлений: устраивайте домашние театральные постановки и репетируйте с ним ответы у доски.

Наши эксперты: Наталья Дмитришена, детский и семейный психолог, руководитель психологической студии; Мария Аракелова, детский психолог, гештальт-терапевт; Ирина Колесник, детский и семейный психолог

ОПЫТ ЧИТАТЕЛЕЙ

  • Елена Ребикова, мама троих детей:

Моя дочь, 4-классница Варя, не хотела самостоятельно делать уроки и ленилась при этом. Она учится в школе полного дня, где после занятий ученики делают домашнее задание. Но Варя мало что делала, ждала меня, и в итоге мы сидели с уроками допоздна. Я начала забирать ее раньше из школы, но это не помогло: дома дочка, пользуясь моей мягкостью, искала любой повод, чтобы отложить уроки. В итоге я решила показать, к чему приведет такое ее поведение: например, я отказывалась гулять с ней по вечерам, отпускать к подружкам, пока уроки не сделаны, в общем, перестала идти на уступки. Сначала Варя обижалась, но потом поняла меня. Мы с ней договорились, что часть уроков она будет делать в школе, часть — дома. Со временем ей самой уже не хотелось нести что-то домой и она стала стараться все выполнять в школе.

  • Татьяна Урда, мама двоих детей:

Не все школьные друзья, с которыми общался мой сын-подросток, мне нравились. Но я, несмотря на это, никогда не запрещала общаться с ними — сын считает (и я его в этом поддерживаю), что он имеет право самостоятельно выбирать друзей. Поэтому я давала ему свободу и вместо того, чтобы осуждать друзей, вместе с сыном анализировала их поступки (не всегда красивые даже по отношению к нему самому), обращала внимание на показательные детали в их поведении — в общем, давала ему почву для размышлений. Со временем сын сам убедился, что такие товарищи ему не нужны, и нашел себе других. С помощью доверительных разговоров я боролась и с его несдержанностью, например по отношению к учителям. Однажды он сильно нагрубил одной из них. И поскольку для него важно, чтобы его воспринимали как равного, я объяснила ему, что взрослые люди так не поступают — они терпимо относятся к недостаткам других. Это помогло.

Почти все родители рано или поздно сталкиваются с тем, что у их ребёнка появляются . Безусловно, это связано с индивидуальными особенностями каждого ученика, но огромную роль в этом играет и родительское воспитание. По статистике, в начальной школе намного меньше учеников, отстающих в обучении, чем в средней и старшей.

Связано это с тем, что, во-первых, учебный материал в 1-4 классах относительно простой для усвоения, во-вторых, в таком возрасте ведущая деятельность детей – именно обучение. В это время формируются основные качества школьников, развиваются определённые психические процессы.

Именно в младшем школьном возрасте учебная деятельность школьников характеризуется высоким уровнем результативности, т.к. ученики осознают свой долг перед обществом – а именно перед учителями и родителями, которые ставят перед ними определённые требования – выполнять те или иные задания, в общем – учиться.

Основной стимул к обучению для учеников в таком возрасте – хорошие оценки и поощрения со стороны родителей и учителей. То, что знания им пригодятся на протяжении всей жизни, ученики полностью осознают лишь в подростковом и старшем школьном возрасте.

Но, несмотря на столь высокий процент успевающих учеников в 1-4 классах, в каждом классе встречаются и неуспевающие. Причины их неуспеваемости могут быть самыми разнообразными – лень, проблемы в семье, нехватка времени (например, если ученик посещает много разнообразных кружков и секций, внешкольных учреждений), плохое влияние учителей.

Именно труд учителя и родительское воспитание в большей мере влияют на успехи ребёнка в школе. Не зря говорят, что учитель – «инженер человеческих душ». Именно он вносит максимальный вклад в умственное, моральное и эстетическое воспитание ребёнка.

Он должен заботиться о том, чтобы в ученика было достаточно мотивов учиться, ведь это его работа. Учитель должен организовывать свои уроки таким образом, чтобы каждый ученик, не отрываясь, слушал его и с нетерпением ждал следующего урока. Отличный инструмент для этого – периодическое проведение нестандартных уроков (уроки-игры, уроки-путешествия, уроки-фантазии, конкурсы и различные соревнования).

Например, если предупредить за несколько дней учеников о том, что вскоре по определённому предмету состоится конкурс или соревнование – они подготовятся к этому намного лучше, чем к обычному уроку, ведь в этом случае имеет место такое понятие, как конкуренция – она всегда способствует прогрессу. Почти каждый ученик захочет победить в конкурсе, поэтому приложит немало усилий для подготовки.

А если после такого конкурса провести контрольную работу, то её результаты, несомненно, порадуют любого учителя – уровень усвоенных знаний учеников будет достаточно высоким. Поэтому, следует сделать вывод, что использование таких приёмов учителем даст гораздо лучший результат, чем проведение обычных скучных уроков.

Что касается родителей, то им нужно обращать внимание на то, чтобы их ребёнок своевременно и добросовестно выполнял домашние задания. Следует регулировать время, которое он проводит за компьютером, телевизором, с друзьями, ведь именно это часто становится причиной неуспеваемости и потери трудолюбия.

Компьютерные игры – особенно влиятельный фактор. Хорошо, если ученик и в школе справляется со своими обязанностями, и успевает хорошо отдохнуть. Но если он много времени тратит на досуг, а в учёбе появляются проблемы – родителям следует принимать меры.

Нужно установить определённый порядок: за компьютер сядешь лишь тогда, когда выполнишь все домашние задания. Или же, час смотришь телевизор – а потом выполняешь домашние задания.

Понятное дело, что сразу приучить ребёнка к такому порядку не получится – он будет возмущаться, обижаться и демонстративно отказываться выполнять домашние задания. Поэтому надо вводить такой порядок постепенно.

Следует заранее предупреждать ребёнка о том, что, если он получит плохую оценку в школе – два дня не сможет сесть за компьютер или выйти на улицу к друзьям. Постепенно делать такой порядок более строгим. Ребёнок со временем привыкнет к этому и будет знать, что за плохие оценки и невыполнение домашних заданий его будет ждать наказание. Но должна быть и обратная сторона медали – поощрения.

Нужно стимулировать ребёнка к учёбе тем, что, например, если он за месяц не получит ни одной тройки, то родители купят ему велосипед.

Это для некоторых родителей может показаться ненормальным – таким образом стимулировать учеников к обучению, ведь каждый человек с молодости должен развивать в себе трудолюбие и чувство долга. Но это вполне нормально – ведь в таком возрасте дети ещё не способны заниматься самовоспитанием так, как следует, поэтому для как говорится, «все средства хороши».

Как сформировать у ребенка правильное восприятие процесса обучения? Помогать ли и как готовить домашние задания? Как проблемы с уроками могут повредить отношениям между ребенком и родителями? Все эти вопросы очень часто на консультациях слышит .

От несделанных уроков к конфликтам в семье

Приготовление домашних заданий

Базовая практика во времена нашего взросления была одна: «Ты сам сделаешь уроки, а если у тебя будут сложности – ты меня попросишь, и я тебе помогу». Сейчас вся система обучения в начальной школе рассчитана на то, что родители должны делать уроки вместе с ребенком.

И тут существует определенная дилемма: как сделать так, чтобы ребенок успешно осваивал школьную программу, при том, что:

  • Очень сильно изменились программы – даже по русскому, математике и чтению.
  • Очень сильно изменился исходный уровень знаний детей-первоклассников – многие школы ждут детей, уже умеющих читать.
  • Преподавание иностранного языка начинается с 1-2 класса, программы рассчитаны на то, что осваивать их ребенку будет помогать взрослый, но большинство из нас начинали изучение языка с 4-5 класса.
  • В России резко увеличилось количество неработающих мам, которые готовы все свое время посвятить ребенку, который стал школьником, в результате чего снизился уровень самостоятельности детей. Никто не ходит с ключом на шее и не разогревает сам себе обед.

На мой взгляд, эти изменения:

  • неудобны для родителей, так как делают их напрямую ответственными за успешность детей в обучении.
  • В долгосрочной перспективе очень неблагоприятно влияют на отношения между детьми и родителями.
  • Уменьшение самостоятельности в учебе в начальной школе замедляет волевое созревание детей, снижает мотивацию к обучению вплоть до полного нежелания учиться и невозможности это делать самостоятельно – без родительских понуканий и сидения мамы рядом.

Сейчас на первых родительских собраниях в первом классе учителя напрямую предупреждают родителей, что теперь им придется учиться вместе с детьми .

Учителя, по умолчанию, предполагают, что вы всю начальную школу будете отвечать за качество и количество приготовления домашних заданий. Если раньше задача учителя была – научить, то сейчас задача учителя – дать задание, а задача родителей (предположительно) – эти задания выполнить.

По иностранному языку программы вообще составлены так, что ребенок их в принципе не может сделать без взрослого. Грубо: «Не понял – сам дурак. Я объясняю материал, а если ребенок не понял – то либо идите на дополнительные занятия, либо объяснят родители». К такой ситуации нужно быть готовыми .

Значит, родители должны сесть и делать уроки с первоклассником, второклассником, третьеклассником, четвероклассником. Но сейчас созревание наступает довольно рано, и уже в 9-10 лет можно наблюдать всю симптоматику подросткового возраста. К 5-6 классу эта возможность – сидеть и делать уроки вместе с ребенком – у вас пропадет. Эта ситуация станет невозможной, а за четыре года ребенок привыкнет, что за уроки отвечает мама, и сам он эту ответственность взять не может и не умеет .

Вы можете ценой потери отношений продолжать его заставлять лет до 14-15, пока сил хватит. Конфликт будет отложен на несколько лет, а ребенок будет по-прежнему не в состоянии отвечать за свои задания. В 14-15 лет протест будет уже очень яркий – и с разрывом отношений.

Есть такие показатели, что дети, которые были чуть ли не отличниками в начальной школе, потому что за них все делали мама и папа, в средней школе резко снижают учебу, потому что помощь принимать уже не готовы, а умения и навыков учиться – нет.

Эта система, навязываемая многими педагогами начальной школы, – чтобы ребенок все делал дома идеально, то есть с помощью родителей.

Если ребенок отстает, то педагог может предъявить родителям претензию: недосматриваете! Только старые опытные педагоги придерживаются классической системы – чтобы ребенок все делал сам, пусть и с ошибками, и сами готовы научить и исправить.

«Как у нас дела?»

Формирование правильного учебного стереотипа

Нужно понять, с каким педагогом вам предстоит иметь дело, какая у него позиция. И, в зависимости от жесткости этой позиции, гнуть линию самостоятельности.

Самое важное, чему можно научить ребенка в начальной школе, – это ответственности, умению работать и возможности воспринимать задание, как свое .

Сначала, если вы движетесь в русле формирования самостоятельности учебной, у вас показатели успеваемости будут ниже. Особенно остро формируется несамостоятельность у единственных в семье детей, и здесь нужно быть особенно внимательными.

Ребенок пишет свои первые крючки – и сразу подвергается давлению родителей: «Не туда повел ручку! Ты над нами издеваешься! Ты будешь дворником!». Уровень мотивации у ребенка низкий – уровень мотивации у родителей зашкаливает.

А в школе педагог говорит: «Почему у ребенка не выходит соединение букв?». Не вы приходите к учителю, а он вас заставляет учиться вместе с ребенком. Объяснив материал в школе, он предполагает, что вы регулярно будете заниматься и советоваться, что и как делать. И формируется устойчивая лексическая связка «Как у нас дела?», говорящая о продолжающемся симбиозе матери и ребенка. Потом, классе в 9, ребенок говорит: «А я не знаю, кем я хочу быть», – у него не сложилось ощущение себя в учебе.

Если ребенка все время страховать, он вообще не научится делать что-либо самостоятельно, он знает, что «мама что-нибудь придумает», что в любой ситуации родители найдут выход.

Но у родителей часто существует страх: «Не выльется ли приучение к самостоятельности в конфронтацию ребенка с учителем, с системой?»

Сначала могут быть отставания, но потом ребенок достигает успехов. Идет первоначальная потеря, но нет этой потери в 4-5 классе. Если в этом периоде успеваемость искусственных отличников резко падает, то успеваемость таких детей резко возрастает.

Есть дети, которым все-таки нужно помогать . Это дети хронически рассеянные, ребенок «не здесь», в своих мыслях (хотя и в рамках нормы).

Таким детям нужно помогать чуть больше. Если у ребенка в принципе есть способности к самоорганизации, их нужно включить. Вопрос с уроками очень простой: либо он возьмет за них ответственность, либо не возьмет.

Картина складывается довольно рано, еще с «подготовки». Лучше создать условия для возникновения самостоятельности, и нужно формировать правильный учебный стереотип, связанный с уроками.

Школьные персонажи

Если педагогов много

Ребенку проще привыкнуть к одному педагогу, который ведет несколько предметов. Если преподаватели разные, нужно помочь ребенку сориентироваться, “как зовут какую тетю”. Тети разные, у них есть отчества, а первоклашки с отчеством разбираются с трудом – его сложно запомнить, нелегко произнести.

Тут может быть нужен своего рода домашний тренинг: вырезаем фигурку тети такой-то – она ведет математику, зовут ее так-то.

Стоит также помочь ребенку выучить имена и фамилии одноклассников. Пока ребенок не знает, как зовут одноклассников и педагогов, он чувствует себя некомфортно.

Ориентируясь на способности ребенка, помочь запомнить “школьных персонажей” – детей и взрослых, – это важная родительская задача.

Ежедневные заботы

Школьнику нужно помочь организовать процесс обучения

Если у вас в семье существуют детские домашние обязанности, если у вас есть хотя бы какое-то подобие режима или ритма жизни, есть какая-то ежедневная цепочка событий, которая повторяется (примерно в одно время встаем, в одно время ложимся) – ребенку будет проще привыкнуть к школьному ритму.

Домашние обязанности приучают брать на себя ежедневную ответственность. И тут очень хороши цветы и домашние животные, вынос мусора – то, что необходимо делать регулярно. Цветы видимым образом засыхают, коты мяукают и просят пить, а мусорным ведром нельзя пользоваться. Взрослым надо не “спасать” ребенка и не выполнять обязанности вместо него.

К моменту попадания в школу у ребенка должны быть регулярные обязанности, то, что он делает ежедневно: чистит зубы, заправляет кровать, складывает одежду. На этом фоне к домашним обязанностям прибавляются другие ежедневные обязанности – школьные.

Школьнику полезно :

1. Самому уметь собрать вещи для занятий в секциях и сложить портфель . Это нужно начинать делать за год до школы – минимум. У мальчиков это в целом получается хуже, чем у девочек.

Сначала ребенок будет делать это с вашей помощью, с подсказкой последовательности. Пока ребенок не читает, можно повесить на стенку нарисованный список того, что должно быть в портфеле. Если ребенок забыл что-то, не нужно обязательно его поправлять: пусть он один раз окажется с недостающим предметом, зато сможет это запомнить.

2. Если вы знаете, что ребенок будет все равно забывать что-то дома, можно с ним проверять портфель. «Давай проверим, все ли ты собрал. Покажи мне, все ли есть в портфеле».

3. Знать, где лежит одежда и обувь для школы. Он должен оценить, чистая это одежда или грязная, грязную убрать в грязное белье. Тут тоже формируется ответственность: нет ничего сложного, посмотреть свою одежду на предмет пятен.

4. «Детский тайм-менеджмент»: не только собрать портфель, но еще собраться вовремя на занятия. Это базовый навык, без которого начало обучения в школе очень сложно. Формировать этот навык, который станет ступенечкой к следующему, также нужно не в 1 классе, а за год перед ним, когда занятия довольно расслабленные и не с самого утра.

5. Знать, в какие дни происходит какая подготовка. Для этого хорошо пользоваться календарями. Можно под днями написать, какие именно в этот день занятия, раскрасив их разными цветами, чтобы ребенок знал, что именно нужно собрать.

Если вы не успели дать своему ребенку все эти навыки до школы, делайте то же самое в 1 классе .

Как делать уроки

Школьный

Для того чтобы делать уроки, должно быть определенное время . Нужно дневное расписание: встаем, умываемся, одеваемся – канва дня, и выделенное время – делаем домашнее задание. Ребенку проще, когда все ритмично . Возникает динамический стереотип (по Павлову) – система реакции на время: ребенок заранее готовится перейти к следующему действию.

Такая система проще примерно для 85% детей, которые относятся к категории «ритмичных». Есть 15% безритмовых, с хаотическим временным устроением. Их видно с младенчества, они такими остаются и к школе.

После школы должен быть час покоя (это правило следует соблюдать), а дальше может наступать время уроков.

Ребенку можно показать расписание папы, мамы в еженедельнике , ежедневнике, и потом написать его расписание , объясняя, что такое у людей бывает, и это – атрибут взрослости. Все, что атрибут взрослости, – все предпочтительно.

Одна из болезней современности – уроки, растянутые на непомерное количество времени. Это значит, что люди не сделали простых действий, помогающих и ребенку и себе.

1.Надо знать, что ребенок не чувствует времени. 6-7 летний ребенок время так, как взрослые, не чувствует, он не знает, сколько прошло.

2.Чем дольше ребенок сидит за уроками, тем ниже у него КПД.

Норма делания уроков для первоклассника:

40 минут – 1 час.

2 класс – 1 час – 1,5 часа

3-4 класс – 1,5 – 2 часа (не 5 часов)

к 5-6 классу эта норма переходит к 2-3 часам,

но больше 3,5 часов не должно быть потрачено на уроки.

Если ребенок делает уроки дольше, то его не научили работать, либо он – хронический «тормоз», а их особенно хорошо нужно учить работать. Ребенок не чувствует время, и родители должны помочь ему время почувствовать.

Адекватный период делания уроков для первоклассника – 20-25 минут, для подготовишки еще меньше – минут 15, для детей истощаемых – может быть еще меньше.

Но если вы ребенка усаживаете на время большее, чем нужно, вы просто теряете время – и свое, и его. С уроками можно не помогать, но вот с «тайм-менеджментом» все-таки стоит.

Для того чтобы почувствовать время, есть разные способы помощи ребенку . Например, разного рода таймеры:

– могут быть песочные часы (не подходят для мечтателей – мечтатели будут смотреть, как сыпется песок);

– могут быть электронные устройства, которые будут пищать через определенное время;

– спортивные часы, в которых имеется секундомер, таймер, запрограммированные сигналы;

– кухонные таймеры;

– записанный на телефон звук школьного звонка.

При подготовке домашнего задания нужно составить план его выполнения . Обычно начинают с того урока, который дается довольно легко. Сначала делаются письменные задания, а потом устные. Начинаете с того, что полегче; ребенок вырабатывается – перерыв.

Чтобы ребенок активно работал, нужна смена видов деятельности, переменка: прибежал на кухню, выжал с вами сок и его выпил; намазал себе бутерброд; пять раз обежал вокруг стола; сделал несколько упражнений, – переключился.

Но рабочее место ребенка – не на кухне. У него должно быть определенное место, а на кухню можно прийти на «переменке». Нужно учить школьника содержать рабочее место в порядке. Хорошая экология учебного места – очень важное дело. Должно оставаться место для игрушек, место для сна, а для занятий место можно организовать даже с 4 лет.

Вы заранее договариваетесь, что если ребенок сделает уроки за отведенный час, то вы потом успеете много всего: почитаете книжку, поиграете в настольную игру, порисуете, что-то смастерите, посмотрите любимый фильм, погуляете, – все, что вам нравится. Ребенку должно быть интересно и выгодно сделать уроки за это время.

Время делания уроков – предпочтительнее, пока не стемнело . После школы, отдыха. Не оставлять уроки на после кружков, пока вы не сформируете навык. Чтобы успевать на дополнительные занятия (бассейн, танцы), нужно научиться делать уроки быстро и качественно. Если вы так сделаете, то не будет растягивания на весь остаток дня.

Если вечер безграничен, и уроки можно делать до отбоя, то возникает ситуация «ослика»: он встал, уперся, ничего хорошего не ждет, не ругают сильно – можно и не делать. Обычно дети соображают, что можно не весь день потратить на эту скучную миссию, а есть еще что-то в жизни. Важно, чтобы жизнь не кончалась походом в школу: первая часть дня – занятия, а вторая – уроки до ночи, и ребенок привык, что это все размазано, как манная каша по тарелке, и ничего другого придумать не может. Обычно временные границы и хорошие последствия работают великолепно.

Финальные последствия необходимо менять периодически: настольные игры заменить слушанием сказки или еще чем-то приятным. В графике дня идут сначала уроки, а потом – свободное время, т.е. начинается своя жизнь, и ее с уроками смешивать не надо.

Уроки с энтузиазмом?

Что же такое – домашнее задание? Продолжение того, что было в школе или отдельное дело дома?

Психологически – это тренировка навыка: в классе объяснили, а дома сами отработали. Если нет сильной неуспешности, то лучше отнестись к этому как к чему-то, после чего начинается жизнь. Ждать энтузиазма от ребенка не нужно (хотя есть отдельные дети – потенциальные отличники). Надо научить относиться к урокам, как к промежуточному этапу, даже весело – потрудился, а потом будет радость. Если не сформировался другой стереотип (уроки до самого поздна со слезами и руганью), то этого бывает достаточно.

Задания дублировать нельзя (добавлять сверх заданного) – они должны быть маленькие, чтобы сохранялось желание учиться, чтобы ребенок не перетрудился. Все «пере-» гораздо более опасные, чем «недо-».

Обычно ребенок в состоянии удержать себя за столом 15-20 минут, и возникает навык делать уроки в темпе. Если ребенок не успевает за отведенное время, а мама сидит над ним, ловит и заставляет продолжать, то школьник получает негативный опыт. Наша задача не помучить ребенка, а дать ему понять, что он что-то упустил.

Если ребенок до школы сталкивался с ограничениями времени – на каких-то занятиях, сам собирался или занимался какой-то конкретной деятельностью в четко отведенных временных рамках, то у него уже сформирован некоторый навык.

Впервые сталкиваться в 1 классе с этими сложными временными навыками может быть большой проблемой. Начинать лучше с «подготовки», а еще лучше лет с 5 – 5,5.

Если задания в школе не задают, то нужно все равно предложить ребенку сделать какой-то объем заданий за определенное время самостоятельно.

Самим родителям тоже не нужно проявлять излишнего энтузиазма и сидеть над душой. Мы все очень переживаем за успехи нашего ребенка, и реакция на ошибки может быть неспокойной – а отношения портятся.

Нужно настроиться, что не все будет идеально, что будут ошибки, но постепенно их будет меньше.

Обнадеживает отсутствие оценок в . Пока формируются навыки делания домашнего задания, ребенок сам подтягивается, во 2 классе включается, а система оценок сразу расставляет все по местам. Надо давать ошибаться. Перфектные ожидания, что сразу все будет на «отлично», нужно сдерживать.

При этом нужно очень хвалить , когда ребенок взял на себя самостоятельность, хвалить за то, что он делал сам, старался. Хвалите не результат, а старание. От любого родителя строгость к школьным успехам воспринимается как удар по самолюбию. В средней школе ребенок понимает уже, что если родитель ругает, то он хочет добра. Младший школьник воспринимает критику, как удар: «Я стараюсь, а ты тут что-то говоришь против…». Ориентируйте на старание.

Хорошо, если учитель тоже склонен оценивать старание, а не успех. Но, к сожалению, многие учителя считают, что порицание – это лучший способ продвинуть человека к большим успехам.

Особые ситуации

1. Особая сложность, если у ребенка в 1 классе сразу начинается английский .

Если вы выбрали такую школу, то лучше начинать английский за год до школы. Это очень большая нагрузка – осваивается сразу две письменности и две грамматики одновременно. С приготовлением домашнего задания по английскому языку помогать нужно обязательно . Желательно, чтобы был репетитор, педагог. Если родителю хочется самому обучать ребенка, то надо стараться сохранять благодушное настроение, не сердиться, и если это не в ущерб семье в целом. Но лучше учителя собой не подменять.

2. Если в школе задают много, и ребенку непонятно, что делать? Помогать ли ему?

Желательно избегать такой ситуации. С ребенком уроки лучше не делать, но все-таки за происходящим следить: «Расскажи, что было в школе, что вы учили? Как ты решаешь задачи?». Такая ситуация возможна, если вы пошли в школу более сильную, чем вам показано. Обычно нормальный ребенок без особенностей в школе своего уровня все понимает, хотя может прослушать, заболтаться. Пользуйтесь помощью учительницы, прибегайте к дополнительным занятиям в школе. Настраивайте ребенка на то, что знания дает учитель, и, что не понял, нужно спросить у него. В ситуации непонимания нужно разбираться конкретно: говорить с ребенком, с учителем. Обычно, после дошкольной подготовки ребенок уже сформировал умение слышать и воспринимать в коллективе.

3. В 1 классе ребенок еще плохо умеет прочитать задание .

Определитесь, что сначала задание все равно читает он, потом читаете вы. Во 2 классе так не будет. В 1 классе объясните, что пока задание записываете вы, потому что он плохо умеет писать, а позже этого делать не будете. Ставьте временные ограничения, сколько будет длиться эта ситуация.

4. Ребенок много ошибается, делая уроки, а учителя требуют отличных чистовиков.

Проверка домашнего задания пока необходима, но если сдавать идеально выполненные вами задания, учителя не поймут, что ребенок в чем-то недотягивает.

Ваша позиция зависит от вменяемости учителя. Если учитель вменяем, то вы можете объяснить ему, что вы за самостоятельность, за возможность ошибаться. Этот вопрос можно поставить прямо на родительском собрании.

Если при проверке вы видите, что все сделано не так, то в следующий раз делайте карандашом, находите самую красивую букву и на нее ориентируйтесь. Задачи пусть ребенок делает сам на черновике и приносит вам проверить, если хочет. Если отказывается, тогда это будет его ошибка. Насколько может делать сам, пусть делает, пускай ошибается.

Если можно и учителю принести с ошибкой – радуйтесь. Но против системы образования не попрешь. Если наблюдается по всем предметам неуспешность, то лучше нанимать педагога, чем портить с учителем отношения.

Роль мамы – поддержка, забота, принятие. Роль учителя – контроль, строгость, взыскание. От мамы все учительские качества ребенок воспринимает, как оскорбительные, особенно в первых двух классах, пока позиция школьника формируется. Он не воспринимает исправление как исправление, а думает, что вы его ругаете.

Начальная школа – учимся учиться

Три фактора успешности в начальной школе

Главная задача ребенка в начальной школе – научиться учиться. Ему необходимо понять, что это его работа, за которую он отвечает.

Хороший первый педагог – выигрышный лотерейный билет. Авторитет первого учителя – очень важный момент. На каком-то этапе учительский авторитет его может быть выше родительского. Он (авторитет) очень сильно помогает ребенку в учебе. Если учитель делает что-то негативное: заводит любимчиков, груб, несправедлив, родителям надо поговорить с ребенком, объяснить так, чтобы школьник не потерял уважения к учителю.

Ключ к воспитанию ребенка – ваши личные воспоминания . Когда ваш ребенок приблизился к школе, надо оживить ваши воспоминания. Они, наверняка, у всех есть, с 5,5-6 лет они у всех хранятся. Полезно поспрашивать своих родителей, отыскать свои тетрадки.

Отправляя ребенка в школу, нужно обязательно сказать ему: «Если в школе с тобой или с кем-то произойдет что-то яркое, интересное необычное, расскажи мне обязательно – мне это очень интересно». Как пример, можно рассказать ему истории из семейного архива – истории бабушек, дедушек, родителей.

Негативные опыты и воспоминания можно и попридержать, не проецировать их на ребенка. Но идеализировать школу тоже не надо, если не запугивать, а объяснять, то можно с пользой делиться своим негативным опытом.

Крайне важны отношения с одноклассниками . Сейчас дети часто учатся далеко от школы, и их после уроков сразу разбирают и увозят. Контакты не заводятся. Родителям нужно завязывать контакты с детьми из класса, гулять вместе, приглашать домой.

Ну что ж, с наступающим Днем Знаний и в добрый путь!

Малыши проводят в школе большую часть своего активного детства. И если у одних трудности вызывает только «домашка» по математике, то для других школа становится синонимом проблем, плохого настроения и всяческого рода страданий. Причиной испорченного впечатления о первом образовании может стать многое: не сложившиеся отношения с одноклассниками или учителями, плохая успеваемость… Что делать, если вы понимаете, что ваш ребенок столкнулся с проблемами, из-за которых посещение школы превратилось в пытку?

Проблема: ребенок слишком сильно переживает из-за плохих оценок

Ваш сын или дочь приходит из школы в слезах, на вопрос «что случилось?» не отвечает, прячет глаза, отказывается показывать дневник… В результате оказывается, что такое поведение связано с тем, что он схлопотал двойку (или тройку) в школе. И так происходит каждый раз, как учитель ставит оценку ниже «пятерки».

Что делать:
Почти наверняка подобное глубокое расстройство ребенка плохой оценкой тесно связано с ожиданиями, которые вербально или невербально транслируете вы сами. Одни родители прямо говорят «ты должен учиться на одни пятерки», другие намекают - «вот бы у тебя дневник был такой же красивый, как у твоего друга Пети». В обоих случаях ребенок чувствует себя обязанным учиться на «отлично», особенно, если такие завуалированные или не очень фразы проскакивают в вашей речи частенько. А быть отличником получается не у всех и не всегда.

Поэтому первое, что вам нужно сделать, чтобы помочь своему ребенку меньше переживать из-за плохих отметок, - это перестать концентрироваться на них. Хвалите ребенка за его достижения - например, за то, какой красивый у него стал почерк, как быстро он решил задачку по математике, с каким выражением прочитал стихотворение, а не за пятерки. Вы должны транслировать, что хорошие оценки - это здорово, но главное - реальные знания, а еще важнее - интерес к учебе и приложенные усилия. Только для этого вам нужно самой в это поверить.

Проблема: ребенка обижают одноклассники

Печальная реальность такова: почти в каждом современном классе находится свой «изгой». Его обижают, над ним смеются, ему не дают прохода и в прямом, и в переносном смысле. Часто причиной насмешек и издевок одноклассников становится какая-то «особенность» ребенка, которая отличает его от остальных. Слишком высокий, полный, одевается иначе, имеет иной разрез глаз или цвет кожи, учится слишком хорошо или слишком плохо, не ест мясо, - причиной издевательств может стать все, что угодно.

Что делать:
Не вмешиваться «напрямую». Если вы решите «провести беседу» с детьми, которые обижают вашего сына или дочь, вы лишь ухудшите ситуацию. Потому что находиться рядом все время, пока ваше чадо в школе, вы физически не сможете, а как только уйдете - его начнут дразнить еще и потому, что «за него заступается мамочка».

Давать ребенку советы и читать лекции о том, что ему следует сделать в такой ситуации, тоже не эффективно. Потому что советы мы даем из «взрослой» позиции - если бы ребенок обладал нашей уверенностью, знанием и силой, возможно, у него бы и не было никаких проблем.

В этой ситуации вы можете только одно - оказать максимальную поддержку ребенку. Выслушать его, когда он хочет пожаловаться, рассказать, как вы его любите. И попробовать найти для него общество таких же, как он, где его особенность будут ценить, а не отторгать. Если ребенок слишком много болтает и кривляется - отдайте его в театр, если слишком высокий для своего возраста - в секцию баскетбола. Увидев, что он не один такой, ребенок станет меньше стесняться своей «особенности», а вполне вероятно - начнет ей гордиться, и чужие насмешки уже не будут его задевать. А как только орудие не добивает до цели, оно перестает стрелять.

Если же ситуация со временем лишь ухудшается и доходит до рукоприкладства, возможно, вам стоит подумать о том, чтобы перевести ребенка в другую школу. Лишние полчаса дороги или не такой высокий рейтинг по отдельным предметам - не так страшно, как разрушенная психика ребенка.

Проблема: у ребенка нет друзей в школе

Проблемы с отношениями в школе не всегда связаны с тем, что ребенка кто-то обижает – иногда его просто игнорируют. Если одноклассники делают это нарочно, «бороться» стоит теми же способами, что и при активных «наездах», но чаще всего отсутствие друзей у ребенка в школе все же связано с его природной скромностью. Часто с этой проблемой сталкиваются дети, которые перешли в новую школу, где уже сложились свои коллективы и кружки по интересам. И, если для активного и бойкого ребенка влиться в новое окружение - не проблема, то застенчивый будет стоять в сторонке, не решаясь подойти и заговорить с новой компанией.

Что делать:
Для начала убедитесь, что желание иметь друзей принадлежит вашему ребенку, а не вам. Большинство детей испытывают потребность принадлежать к группе, но из любого правила есть исключения - возможно, ваш ребенок – как раз одно из них. Если же ваш маленький школьник очень хочет с кем-то подружиться, но не может, помогите ему - устройте какое-нибудь веселое мероприятие, на которое пригласите других детей.
За стенами школы в ситуации, где им интересно и приятно, дети обычно более расположены к контактам - и будут не против поиграть с вашим сыном или дочерью.

Если организовывать пикники и походы вам некогда, попробуйте позвать в гости родителей кого-то из одноклассников. В конце концов, вам тоже не помешает завести друзей в школьной среде. Попросите своих новых знакомых взять в гости своего ребенка, чтобы вашему было не скучно. И обязательно придумайте какое-нибудь сплачивающее увлекательное занятие, которым дети могут заняться вместе - собрать новый конструктор, построить крепость из подушек, расчесать собаку, что угодно, что они могут делать сообща.

Проблема: перегруженное расписание, ребенок устает и не справляется с нагрузкой

Учителя жалуются, что ваш ребенок спит на уроках. Дома он отказывается не то что помогать по дому - но и играть, потому что слишком устал и хочет отдохнуть. А может, у него и вовсе нет времени на игры, потому что после школы нужно не только сделать уроки, но и сходить на урок верховой езды, а затем позаниматься с преподавателем испанского…

Что делать:
Поумерить свои родительские амбиции - почти всегда, когда ребенок оказывается на грани нервного срыва из-за переутомления, оказывается, что, помимо школы, он посещает еще несколько различных кружков и спортивных секций. Заботиться о всестороннем развитии ребенка - это хорошо и правильно, но ровно до тех пор, пока не страдает его физическое и психологическое здоровье.

Попробуйте отказаться, хотя бы на время, от уроков фортепиано, и не водить своего сына или дочь на занятия к частному преподавателю шахмат три раза в неделю. Понаблюдайте за ребенком: стал ли он более бодрым, веселым, активным? Если нет, возможно, ему нужно больше времени, чтобы прийти в себя. Также не лишним будет проверить, не вызвана ли переутомляемость и нервная истощаемость нехваткой витаминов в организме.

Если, помимо школы, у ребенка нет дополнительных нагрузок, при этом учителя все равно жалуются на его невнимательность, возможно, вам стоит проверить ребенка на синдром дефицита внимания. При СДВГ (так сокращенно называется синдром) в силу неврологических особенностей ребенок с трудом концентрируется на чем-то, не может долго удерживать внимание, что сказывается на успеваемости в школе. Детям с этим синдромом нужна особая помощь в усвоении информации.

Проблема: учительница за что-то недолюбливает ребенка и беспричинно занижает оценки

В идеальном мире учителя должны быть беспристрастны, оценивать истинный уровень знаний ребенка, не обращая внимания на свои личные симпатии и антипатии. Но в реальности, увы, часто происходит совсем наоборот. И учитель выбирает себе «любимчиков» и «мальчиков (девочек) для битья». Причем далеко не всегда в «нелюбимчики» попадают дети, которые славятся плохим поведением или не знают предмет. Просто, например, учительница любит активных ребят, которые всегда тянут руку и стремятся ответить на любой ее вопрос, а тех, кто спокойно отсиживается (возможно, потому что в силу своего темперамента не стремится «лезть вперед») по умолчанию ставит «на ступень ниже».

Что делать:
Для начала попробуйте «разведать обстановку». Поговорите с родителями других детей - а как эта учительница относится к ним? Не жалуются ли на нее? Возможно, у конкретного преподавателя что-то глобально идет не так в жизни, и он «срывается» на детях. В таком случае стоит обратиться к директору и решать проблему административно – менять учителя всему классу.

Если же ваша догадка о том, что учительница недолюбливает конкретно вашего ребенка, подтвердится, попробуйте открыто поговорить с ней. Главное – не начинайте с угроз или негатива. И для вас, и для вашего ребенка будет куда лучше, если вам удастся уладить конфликт мирно. Спросите, что нужно сделать Васе, чтобы его оценки улучшились? Скажите, что чувствуете, что ваш сын «не тянет» ее предмет - что бы она могла посоветовать, чтобы улучшить ситуацию? Расскажите об особенностях своего ребенка - может, поняв, что руку он не тянет не потому, что ничего не знает, а потому, что флегматик по темпераменту, она начнет чаще спрашивать его сама - и удостоверится, что он все знает лучше многих.

Если же несмотря на все ваши беседы, преподаватель не оставит в покое вашего ребенка, используйте этот случай в качестве примера, рассказывая ребенку о том, что в жизни так бывает - даже если мы очень стараемся и делаем все хорошо, другие не всегда это оценивают адекватно. Похвалите ребенка и скажите, что вы уверены, что он знает математику (литературу, английский) лучше многих, и если оценки не будут отражать эти знания - это не его вина.

Вообще, когда ребенок жалуется вам на что-то, что происходит в школе (и не только там), попробуйте слышать не только слова, но и эмоции. Выслушайте все, что хочет сказать вам ваш малыш, и озвучьте чувства, которые, как вам кажется, он испытывает. «Мне кажется, ты очень расстроен» - и замолчите. Ребенок сам даст вам понять, правильно вы «угадали» или нет, а главное - получит «разрешение» высказать все то, что у него накопилось на душе. Такой глубокий эмоциональный контакт - это лучшее, что вы можете дать своему ребенку при наличии проблемы любого характера.

А еще можете почаще напоминать ему, что он замечательный и вы его любите, а школа - это лишь один из этапов долгой-долгой жизни. Бывшие обидчики и вредные учителя останутся в прошлом, и он обязательно встретит тех, кто по достоинству оценит все его замечательные качества.

Фото - фотобанк Лори