Зачем мы крестим детей? Крещение малыша. Зачем это нужно? Почему не крестят детей

Уважаемая Светлана, во-первых, радуюсь о Вашем ребенке, пришедшем к осознанному желанию ответственно подойти к Таинствам Церковным. Однако, должен напомнить Вам о том, что мы веруем «во едино Крещение во оставление грехов». Таинство Крещения может совершаться над человеком только один раз в жизни (равно как человек только один раз рождается на свет). Повторное совершение Таинства было бы кощунством по отношению к вере Церкви. Так что заново креститься в сознательном возрасте Ваш ребенок уже не может. В Крещении человеку действительно даётся ангел-хранитель и святой покровитель, имя которого он носит.

Что касается Вашего вопроса, нужно ли крестить младенцев, тут надо сказать следующее: да, конечно, младенец личных грехов не имеет, однако, как Вам, должно быть, известно, после грехопадения первых людей в их жизнь и в жизнь их потомков вошли болезнь, смерть, поврежденность. Грехом первородным все мы поражены и ослаблены и без воплощения Сына Божия возвращение к благобытию в…

Таинство крещения – это очень важный обряд в православной традиции. Крещение – это приобщение человека к Богу, покрестившийся человек становится сыном (дочерью) Божьим, он принимает веру, как завещал нам Христос Спаситель. Некоторые задаются вопросом, зачем крестить ребенка в младенчестве, может лучше обождать, когда он будет понимать, зачем это нужно. В некоторых протестантских церквях не приемлется крещение маленьких детей, человек принимает крещение только в сознательном возрасте. Православные священники говорят, что крещение младенца обязательно, так как оно снимает с ребенка первородный грех, а также приобщает к Господу, это сродни перерождению человека, каждый должен «родиться в вере», чтобы принять любовь Бога и жизнь Вечную. Некоторые спорят о том, что младенец еще не осознает сущности веры, но ведь и взрослый до конца не сознает сути бытия, потому и идет к Господу и читает Священные Писания, чтобы познать истину, почему…

Зачем крестить ребенка? Священнослужители отмечают, что большинство крестных родителей, которые пришли в храм для крещения малыша, ничего не знают о православии. Новоиспеченные крестные даже не знакомы с молитвой «Символ веры» и едва ли знают наизусть «Отче наш».

Вряд ли такие люди воспитают своего крестника в христианском благочестии. Глядя на них, приходит в голову вопрос – а надо ли крестить детей в младенчестве? Или все-таки подождать, когда человек подрастет и сам решится на этот шаг? Дело в том, что если крещеные родители считают, что их ребенок тоже должен принять Таинство, ничего странного и противоестественного в этом нет.

Отвечая на вопрос, зачем крестить ребенка, считаем обязательным напомнить вам о том, что некрещеных не отпевают в церкви. Некоторые верующие люди не могут внятно ответить, для чего нужно креститься. Например – для уважения русской традиции, чтобы меньше болеть, чтобы в жизни сопутствовала удача.

Большое разочарование может…

Для чего люди крестятся?

Крестное знамение является малым священнодействием. Тот, кто изображает его на себе или осеняет им других людей (например, собственного ребенка), привлекает Божью благодать Святого Духа. Считается, что сила благодати дана именно крестному знамению не случайно.

Крестное знамение – это не только часть религиозного обряда. Оно является и великим оружием веры. Житие святых приводит различные примеры доказательства реальной духовной силы, сосредоточенной в образе креста.

Дело в том, что Иисус Христос своей земной смертью на кресте победил сатану и его гордыню. Христос освободил людей от рабства греха. Именно Иисус освятил крест как победоносное оружие, даровав его земным людям в качестве оружия для борьбы с врагами. Распятие Иисуса Христа на кресте – это акт величайшего божественного самопожертвования во имя спасения человечества.

Сила крестного знамения для человека

Креститься может любой человек, однако не каждый делает это…

Людмила

Сергий, я, упаси, Господи, не против правил как таковых, и ни над кем не жажду властвовать. Властвовать вообще плохо — это развращает душу «господина», а его «рабов» делает безвольными. Дело не в этом.
Кстати, мне понравилась Ваша метафора о солдате: очень красноречиво. Я не спорю против традиций — я пламенный славянофил. Но традиция традиции рознь. Неравенство меня всегда очень огорчало. Казалось (да что греха таить — и сейчас кажется) противным духу самого христианства. Христианство — это ведь религия, в рамках которой никогда не поздно стать лучше, чем ты был. А такое странное положение не позволяет тебе, как ты ни бейся, подняться выше. Как будто ты от рождения кем-то проклята, да ещё и за то, в чём никак не можешь быть виновата. А перед Богом все ведь должны быть равны. В этом есть какое-то противоречие. Бабушка стоит, а мальчик перед ней проходит. Меж тем, я с детства слышала, что должно быть наоборот… Почему…

Нередко можно услышать: «Разве не должна вера в Бога быть осознанным и свободным выбором? Так почему Православная Церковь крестит младенцев, не понимающих, что с ними происходит при этом Таинстве? Да и зачем крестить младенцев, ведь они безгрешны?» Отвечает протоиерей Олег Стеняев.

В Священном Писании говорится о том, что в Царствие Божие «не войдет… ничто нечистое» (Откр. 21: 27).

Очевидна иллюзия, что младенцы – это как бы абсолютно безгрешные существа. Вспомните, как в «Исповеди» блаженный Августин кается в своем младенчестве. Он пишет: «Ибо кто чист от греха пред Тобою? Никто, даже младенец, хотя бы он прожил один только день. Кто поведает мне об этом? Неужто другой младенец, в котором я увижу прегрешения свои? Итак, в чем я тогда погрешил, или чем? Не тем ли, что, рыдая, жадно раскрывал рот, ловя сосцы матери моей? Ведь, раскрывай я подобным же образом рот сейчас, не в поисках материнского молока, конечно, а для принятия соответствующей…

Зачем крестить ребенка?

О том, что крестить ребенка нужно, чтобы его не сглазили, знает каждая мама, ведь это довольно распространенное утверждение, передающееся от поколения к поколению. Обряд крещения ребенка достаточно прост и не требует особой подготовки. Однако мало кто знает, зачем крестить ребенка вообще? И почему некоторые родители считают обязательным окрестить своего малыша не позднее сорокового дня после его рождения, а некоторые откладывают проведение обряда крещения на долгое время?

История крещения по Библии

Чтобы найти на это ответ, давайте окунемся немного в истоки истории. В Святом Писании сказано, что существует несколько прообразов крещения, к которым относится прохождение через Красное море и обрезание. И согласно Библии, эти два прообраза означали вхождение детей в народ Божий. Стоит понимать, что крещение детей – это не столько семейное событие, сколько общенародное, ведь вступая в Завет, ребенок получает право гражданства в народе Божием….

Как только рождается малыш, в православных семьях остро встает вопрос о его КРЕЩЕНИИ.

Часть 1.

Крещение – это таинство. Это значит, что через определённые видимые священные действия, человеку участвующему в них, сообщается невидимая Божья благодать. Поскольку в крещении происходит соединение человека с Богом, по учению православной церкви, крещение является самым главным событием в жизни человека на земле. Вместе с причастием, крещение считается важнейшим церковным таинством, без которого сама жизнь человека теряет свой смысл: ведь некрещеный человек с Богом не соединён, он находится вне Бога! Определённое значение имеет также то, что в крещении к ребёнку приставляется в качестве его хранителя особое безплотное существо - Ангел, который охраняет человека на протяжении всей его земной жизни.

Крещение – это духовное рождение человека. Как и рождение физическое, оно неповторимо. Почему столь важно крестить ребенка во младенчестве? Потому-что никто из нас в этой…

Издавна считается, что крещение — это очень важная и обязательная для всех младенцев процедура, которая снимает с человека все смертные грехи и дает ангела-хранителя, сопровождающего его на протяжении всей жизни и защищающего от различных бед. Однако, ангел-хранитель не является гарантией безопасности, а лишь иногда может помочь «встать на путь истинный».

Никто не может сказать так это или нет на самом деле, ведь существование ангелов-хранителей научно не доказано. К тому же, если крестить ребенка в младенчестве, то это будет против его воли, ведь каждый человек на земле, пусть даже самый маленький, имеет право на выбор: верить ему в бога или нет. Вот почему нельзя крестить детей. Родители не должны делать выбор за своего ребенка. Быть может, когда он вырастет, то захочет примкнуть к другой религии, а это будет невозможным из-за того, что в детстве ребенок был крещен.

А что, если он вообще не будет верить в существование бога? Никто не сможет дать точный ответ на…

Существует мнение, что креститься нужно, став взрослым человеком.
Ведь именно возраст позволяет осознанно сделать выбор в пользу той или иной веры и духовной жизни.
Если осознанный выбор — наилучший выбор для самого человека, тогда зачем крестить ребенка?

Чтобы стать истинным христианином, недостаточно просто пройти обряд крещения.
Святая вода смывает с человека первородный грех и грехи, совершенные им до обряда, возрождая для новой духовной жизни.
С момента крещения человек вступает в Церковь, приближается к Богу и Спасителю, чтобы после смерти наша бессмертная душа смогла обрести вечную благодать в Царствие Небесном.

Что представляет собой таинство крещения?

Таинство крещения — один из важных христианских обрядов.
Через крещение человек приближается к Богу, он принимает веру Христа и живет по Святому Писанию, чтобы приблизиться к Богу.
Церковь рекомендует креститься с младенческого возраста.
Но, несмотря…

Ответственно ли крестить детей в раннем возрасте?

Мне 25 лет. Я по рождению мусульманин. Но ближе мне христианство. В 18 лет я хотел креститься, но как-то не сложилось. Жена у меня крещеная. Сейчас у нас дочь, ей год и три месяца. Месяц тому назад я имел разговор с батюшкой, который убеждал меня креститься самому и, главное, крестить дочь.

Вот что примерно я отвечал ему. Крещение - это огромный и ответственный шаг в жизни. Это обет, это посвящение, это клятва, которую человек дает перед Богом. Человек обязуется жить по заповедям Христа, он ПОНИМАЕТ их, он сам осознает, что способен их исполнять. Он обязуется жить постоянно совершенствуясь, в постоянной кропотливой работе над собой. Ничего не может быть прощено просто так, от какой-то благодати, только через идеи жертвы и работы над своим существом.

Нельзя приобщиться к истине не осознавая этого. Поэтому мы с женой решили, что дочка подрастет, мы ей расскажем о Боге все, что сами знаем, о всей…

Однажды мне пришлось ответить на этот вопрос, довольно подробно высказав личное мнение. Вот что из этого получилось.

Я считаю, что и крещение, и, тем более, обрезание являются прямым нарушением конституционных прав человека, а именно – права свободы совести. И если обряд крещения ещё как-то более-менее обратим, т.е. человек в более осознанном возрасте может внутренне признать его «недействительным», противоправным по отношению к себе, то иудейское обрезание, совершающееся на восьмой день после рождения – суть прямое насилие и даже изуверство, прикрытое псевдо-религиозной и псевдо-медицинской демагогией. Что касается обрезания у мусульман, то оно происходит уже в более сознательном возрасте, и поэтому такую «инициацию» худо-бедно, но можно считать добровольной.
А теперь рассмотрим вопрос с точки зрения психологии. Почему-то традиционно считается, что новорождённый младенец ничего не соображает и его вообще можно считать «куклой», находящейся в полной…

Крещение младенца

Почему православные крестят детей?

Добрый день, дорогие наши посетители!

Почему православные крестят детей во младенчестве? Или целесообразней подождать, пока ребенок сам определится, зачем ему Церковь и надо ли ему принимать Таинство Крещения?

Отвечает протоиерей Александр Лебедев:

«Сам Спаситель наш Иисус Христос сравнивал Крещение с рождением человека, и лучше, наверное, сравнения не придумаешь. Нельзя узнать, что такое жизнь, жить ею, не родившись на свет. Это каждый из нас знает на своем опыте, но оказывается, что человек может войти в еще одну сферу бытия - жизнь духовную, и в эту жизнь тоже нужно родиться. Это и происходит в Крещении.

Только родившись на свет, можно вступить в общение с себе подобными людьми, только приняв Крещение, можно вступить в общение с Богом. Потому-то православные и стараются как можно раньше крестить детей, чтобы не лишать их возможности духовной жизни…

В православном христианстве существует особое Таинство – Крещение. По сути это обряд приобщения человека к Богу, становление его Рабом Божьим, который принимает веру, завещанную Христом Спасителем.

Многие задают вполне резонный вопрос – для чего ребенка крестят во младенчестве, и почему бы не сделать этого позднее, когда ребенок уже будет способен осознавать то, что с ним происходит. Так и есть, некоторые протестантские церкви не приемлют крещение младенцев, там человек принимает крещение именно в сознательном возрасте. Православные же священники, наоборот, считают, что нужно обязательно крестить ребенка именно во младенчестве, тем самым снимая с него первородный грех и приобщая к Господу, можно назвать этот обряд вторым рождением человека, так как каждый из нас должен родиться в вере, для того, чтобы стать преемником любви Божьей и вечной жизни.

Конечно, можно много спорить о том, что новорожденный ребенок еще не может осознать сущности веры, однако, сами взрослые до…

Приветствую всех на страничках блога «МИР ВОКРУГ»!
В своем блоге я заметила то, что в последнее время по поисковым запросам, лидирует вопрос о крестных родителях, а конкретно «Для чего нужны крестные?».

В статье «Для чего нужны крестные», вкратце объясняется, для чего нужны те люди, которые принимают с крещенской купели ребенка, и какова обязанность у крестного.
Но у меня есть еще такой вопрос «А зачем крестят детей?» Часто к моему мужу-священнику приходят с просьбой окрестить ребенка, но прежде чем совершить таинство, священник задает вопрос «А зачем вам это надо?». Знаете, на вопрос «Для чего вы хотите окрестить ребенка?» в основном ответы бывают такие: «Ну, так надо», «Это же традиция…», «Ну все же крестят….», «Это модно», «Чтобы к бабке повести, чтобы та ребенка «отчитала», сняла сглаз».

Тем, кто сейчас читает эту статью, я задаю вопрос - «Зачем крестить ребенка?», а вы в комментариях напишите, зачем это нужно? А пока вы раздумываете над этим сложным…

Почему крестят детей на 40 день?

Почему детей крестят на 40 день, объясняется еще той традицией, которая была у верующих людей еще в ветхозаветные времена. По обычаю на сороковой день родители приносили жертву Богу в благодарность о даровании им ребенка. В Священном Писании Нового Завета есть повествование о том событии, которое сейчас празднуется Православной Церковью как праздник Сретения Господня. На сороковой день после Рождества Христова Пресвятая Богородица и старец Иосиф принесли младенца в храм. Они также должны были принести жертву благодарения Богу в виде двух горлиц или в виде двух птенцов голубиных. В храме их встретил старец Симеон. Этому старцу было обещано Богом, что он не увидит смерти до тех пор, пока не встретит Спасителя. Благочестивый святой старец взял на руки младенца и произнес слова, которые и сейчас часто используются во время богослужения. Он сказал: «Теперь отпускаешь раба Твоего, Владыка, как Ты обещал, с миром. Так как мои глаза видели…

В христианской традиции крещение - это одно из важнейших религиозных таинств. Лишь только после проведения этого обряда человек становится божьим сыном/божьей дочерью, поскольку принял веру так, как говорил Иисус Христос. Однако у большого числа людей, все же, возникает вопрос, зачем нужно крестить ребенка в младенчестве. Не лучше ли подождать пока малыш повзрослеет, начнет более-менее осознавать цель данного обряда, понимать смысл крещения, понимать сущность веры?

В православной церкви считается, что крещение в младенчестве необходимо, потому что, как говорится в самой главной христианской молитве «Символ Веры», крещение снимает с крохи первородный грех, который каждый из нас получает по наследству от родителей. Вообще молитва «Символ Веры» в процессе крещения играет очень важную, если не сказать важнейшую роль.

При подготовке к самому обряду крещения очень рекомендуется «Символ Веры» прочесть, понять, и очень желательно эту молитву перед крещением запомнить….

Эта ветка на сайте появилась совсем недавно. Крещение - одно из семи таинств церкви. Надеюсь 🙏 когда-нибудь и про другие таинства можно будет отзыв здесь оставить. Особенно хочется видеть про венчание (но до него ещё нам надо дожить и пережить:) А пока крещение...

Пишу тут в основном на детские темы. И эта тема будет не исключением. Т.к. речь пойдёт именно о крещении детей в православной церкви ⛪

Была 4 раза на крестинах.

1️⃣ Первый раз. В начале 90х годов прошлого века. Очень-очень смутно, но помню. Мне тогда было года 4-5. На собственных крестинах. Крестить решила бабушка:) Она была у нас в авторитете в семье. Не смотря на то, что маме в универе преподавали «Научный атеизм» (да! Было такое в советское время, мозг 🧠 промывали так хорошенько). А маму тоже в детстве крестили. Говорит, когда красит яйца: любит сказки и относит себя к «сочувствующим». Мама с папой самостоятельно не покрестила бы меня. Со мною крестили тогда мою сестру, брата, а также много-много ребятишек, возможно, и взрослых. Начало 90х - как раз время массовых крещений. Крестную тоже почти не помню, разок за всю жизнь к ней в гости заходила с мамой. С крещения остались пластмассовые белые крестики. Носили их не долго. Все 3 перепутались - где чей. Парочка лежит у меня. Один из них. к сожалению, треснул (а потом и совсем отломался, склеила). Лет 7 назад купила серебряный крестик. С тех пор ношу его почти постоянно.

2️⃣ Второй раз. 3 года назад. На крестинах племянницы. Ее крестили летом в возрасте 2х месяцев. Она мирно лежала на руках у крестной, возможно даже поспала во время процесса. Обычно в этом возрасте спокойно все проходит, удобно - что ребёнок ещё лёгенький. Особенно для девочек, т.к. их держать крестным мамам - девушкам обычно сложнее держать тяжелого ребёнка. А также вместе с ней крестили 7 разновозрастных малышей. Это была цепная реакция по плачу. Т.к. ребятишек много, то процесс затянулся. Вероятно, много народа было, т.к. лето, июль, многие откладывают крестины на самое тёплое время года.

Один из ребятишек в возрасте около 2х лет очень протестовал. С крестным он не был знаком и был против стоять с незнакомым ему дядькой. Мама малыша еле как выдержала окончания крестин, порывалась забрать малыша до следующего раза, но все-таки покрестили. Так что озаботьтесь подружить своего малыша с будущим крестным, если ваш малыш уже различает своих/чужих.

3️⃣ Третий раз. 2 года назад. На крестинах своего первенца.

Ему также было всего 2 месяца. Были индивидуальные крестины. В небольшом храме при детской больнице, не далеко от которой работает бабушка моего мальчика, которая и взяла на себя все хлопоты по организации крестин. Дай Бог ей здоровья и долгих лет жизни.

Нам оставалось только найти крестных. Крестные у моего первенца - подруга моя и друг мужа. Беседа крестных со священником проходила перед крестинами. Наш крестный вступил в полемику со священником о важности заучивания молитв/регулярного посещения церкви. Я уже думала нас развернут учить молитвы, но нет. Только дал наставления, поучил уму-разуму. Далее прочитал над мной разрешительную молитву, чтоб мне можно было спокойно присутствовать.

Ну я как обычно в то время разнервничалась и с трудом унимала слезки.

Все необходимые молитвы крестный читал:)

Окунали в воду полностью. Батюшка просил меня вставать рядом, чтоб ребёнку было спокойнее, даже в какой-то момент брала на руки, чтоб не плакал. До крестин я думала, что мальчиков держит только крестный папа, но на крещении и крёстной пришлось тоже не мало подержать малыша.

4️⃣ Четвёртый раз. В июне этого года. Крестины моего младшенького сынульки.

Крестили в той же церкви, что и племянницу (см. пункт #2). К моменту крестин ему уже исполнился 1 годик. Нас все подгоняла крестная/родственница мужа, которая регулярно ходит в церковь и постоянно передает записки на литургии за здравие родных (за некрещёного нельзя). А мы все никак не могли найти крестных. Для моей подруги мой первенец первый и, похоже, последний крестный сыночек, слишком это большая ответственность. С крестным подобная история. Я уже готова была попросить, чтоб какого-либо священника в церкви назначили крестным (да, такое возможно). Но меня вдруг осенило:) вспомнила - мой двоюродный брат как-то носил крестик на груди и, по идее, должен согласиться. Да) Сперва он согласился, но потом сказал, что крестик давно не носит, да и вообще мало посещает церковь. На что я ответила - сходишь на предварительную беседу со священником, а там посмотрим.

Вот инфо с сайта храма:

Таинство Крещения совершается со среды по воскресение в 10.00. По желанию прихожан, оно может быть совершено в другое время, по предварительной договоренности со священником.

Желающие принять Крещение обязаны пройти беседу со священником в любую субботу в 16.00.

На самом деле, беседу может пройти один человек - кто-то из родителей (не важно - крестных или фактических). Но это в той церкви, где мы крестили.

Итак, будущий крестный приехал к нам в гости, подружился с малышом, съездил с мужем на беседу. К сожалению, жена крестного не может быть крестной тому же ребёнку, что муж. Также (я узнавала, спросила у батюшки в той церкви) не может назначаться крестная заочно. Очень хотела быть крестной сыну дочка крестной моего мужа (ага, сложно написала) . Но она живет далеко, не может приехать. Хотя, эта дочка крестной мужа называет своей крестной маму моего мужа, которой также не было на самих крестинах. Как так получилось - подробностей не знаю.

Со слов мужа, что слышали на беседе:

Батюшка сказал, что крещение - это спасение души. Потому-что жизнь коротка, а душа бессмертна, и не крещеная будет мучиться. Все мы умрем. Раз 10 сказал, что все умрем.

В церковной лавке узнал - «добровольное» пожертвование = 2т.руб. с копейками.

Получили анкету, которую дома заполнила (ФИО крещаемого, ФИО родителей и наше вероисповедание, ФИО крестного, естественно, только православной веры).

Еще заодно купили в церковной лавке крестик для крещения.

Наступает день крестин. По условиям - за час до крестин нужно в церковной лавке оплатить, оформить все, отдать анкетку. Мы послали гонца- мужа. Он там на месте все сделал. Выдали ему икону с изображением Иисуса

пару брошюрок:

Молитвослов:

Азы православия:


православный календарик

Дело в том, что у нас сдвинут режим дня. Малыши вставали только часов в 10. Ну в тот день подняла их пораньше, я рассчитывала малышей быстренько покормить и к приезду за нами крестного с женой, уже быть готовыми к выходу. Но я как всегда капуша, все носилась - собиралась, будущий крестный папа докормил своего будущего крестного сыночка и мы, провозившись ещё с ремнями и автокреслами, благополучно опоздали минут на 10-15. Опять я думала, что нас уже не допустят. Каюсь! Каюсь! Когда же я уже начну правильно рассчитывать своё время на сборы:,(Из родственников были ещё родители мужа. Как же было стыдно! И ещё с нашим крестили 3х мальчишек (два помладше нашего, один старше). Одного звали также. И крестили, наверно, тем же святым мучеником. Да и старшего моего малыша тоже святым мучеником. Страшные пытки испытывали эти святые. Как когда про них рассказывать детям? Много вопросов. В общем надо ещё все изучать и изучать.

Еще при рождении человеку даётся ангел-хранитель👼

Многие ошибочно думают, что Ангель-хранитель это святой, имя которого дается человеку при Крещении, но это - заблуждение. Что подтверждает утреннее молитвенное правило - для Ангела-хранителя там есть отдельная молитва.

Также подзывали матерей и прочитали над нами молитву, чтоб мы спокойно присутствовали. Вообще для обряда крещения здесь в церкви отдельное просторное помещение, находящееся в цоколе здания. Посередине стоит купель в форме креста ✝️ . Все родственники проходят налево, а справа проводят обряд.

На этот раз в этой церкви детишки вели себя тихо-мирно. Почти не плакали. Мы своему по случаю даже пустышку в качестве исключения взяли с собой (обычно она живет всегда в кроватке) . Самый маленький после погружения в воду возмущался громко. Нашему голову только мочили. Можно было сразу кофточку поменять, сильно намочилась. Поменяли уже, когда завершили. Ещё была заминка, после омовения. Вот тут как раз и кстати помощь второго крестного (крестной) - удобно полотенце подавать.

И как в прошлый раз (после крещения племянницы) священник сказал:

«Будьте прихожанами, а не захожанами».

Что ещё запомнилось :

Аромат! После крещения малыш ТАК пах, хотелось дышать этим святым маслом (им обмазывают тело в определенных местах) не отрываясь. У старшего уже не помню, чтоб так пахло.

Про крестильную одежду:

  • для первого нам на тот возраст подошёл прелестный белый комплектик, который потом вернули назад (у нас в семье круговорот малышовой одежды).
  • второму малышу одевали белый бодик, потом переодели в белую кофточку - носили потом несколько раз и стирали.

Есть традиция хранить крестильную одежду, не стирать после крещения. Мы этим не заморачивались.

Про крестильное полотенце:

Также существует традиция хранить и не стирать полотенце после крещения. Особенно, если им вытирали святое масло. Есть поверье, что такое полотенце обладает целебной силой. И что для каждого ребёнка должно быть своё.

Как получилось у нас. На крестины бабушка старшему подарила белое полотенце с вышивкой. Мы после омовения не успели одеть подгузник, малыш полотенце «оросил». Я его все-таки решила постирать. И его же взяла на крестины младшему. Теперь лежит хранится.

Что ещё важно:

  • Если даже в повседневной жизни не носите нательный крестик (а стоит) в церковь надеть его очень желательно.
  • Девушкам не забыть - в храме находимся с покрытой головой и юбке ниже колена. И лучше заранее все, что нужно подготовить. Ещё накануне (а не так, как я) . Я на крестинах младшего малыша была в штанах и длинной тунике-рубашке чуть выше колена.Тоже норм вариант.

Все каюсь, но не могу сходить на исповедь. За жизнь так и не сходила. Как набраться силы духа, к кому подойти не знаю, но чувствую скоро дойду) можно лс - кто это прошёл, дайте, пожалуйста, напутственное слово. Хочу быть добрым примером своим малышам и начать ходить с ними в церковь.

Дабы избежать лишней демогогии и разобраться в возникших вопросах. Инфо с православных сайтов:

Зачем нужны крестные:

крестные, или восприемники, обязательно нужны только для детей. Когда крестится взрослый, он сам может сказать, что верит в Господа Иисуса Христа как своего Спасителя и хочет принять Святое Крещение, чтобы спасти свою душу. Он сам может ответить на вопросы священника и обещать верность Христу.

Крестные - это те люди, которые за малолетством своих крестников дают за них обеты Святого Крещения, обещание верности Богу. Они за своих духовных детей отрекаются от сатаны, сочетаются Христу и исповедуют свою веру, читая за них Символ веры.

Нужно ли 2 крестных?

По церковным канонам ребенку полагается один крестный, того же пола, что и крещаемый, но наша русская традиция предполагает двух восприемников - мужчину и женщину.

Зачем вообще крестить детей?

Что будет, если не крестить ребёнка Последствия такого решения, с точки зрения православия, способны отразиться только на духовной жизни ребёнка. Он:

  1. Не станет полноценным членом христианского общества.
  2. Не сможет принимать участия в таинствах.
  3. Столкнётся со сложностями в молитвах.
  4. С меньшей вероятностью будет спасён, так как крещение - одно из важных условий.

Некрещёный человек ещё не родился для духовной жизни и не очищен от греховной природы.

С другой стороны, ничто не мешает ему в удобное время покреститься осознанно, если возникнет такое желание. Бог готов принять нас в любое время.

Спасибо за внимание! Всем любви и благодати Божией.

В Православной Церкви вопрос, можно ли крестить детей, никогда не стоял. Детей крестить можно! Таинство Крещения – не юридическое примирение с Богом, не посвящение, приобщающее к какому-то сокровенному знанию. Таинство Крещения есть привитие веточки к Древу Жизни, ко Христу. Родиться заново, свыше, войти в тесное благодатное единение с Господом.

Разве это возможно только для взрослого?..

Правомочность крещения младенцев, пишет протопресвитер Иоанн Мейендорф, «опирается не на идею «греха», который может представить младенцев виновными в очах Божиих и нуждающимися в Крещении ради оправдания, но на том, что на всех этапах жизни, включая младенчество, человек нуждается в том, чтобы «родиться вновь», – то есть начать новую и вечную жизнь во Христе. Ведь и «сознательный взрослый» не в состоянии вполне постичь конечную эсхатологическую цель новой жизни» .

Это не мнение современного православного богослова, но общее утверждение святых отцов: «Если б единственным смыслом Крещения было оставление грехов, зачем бы тогда крестили новорожденных, которые еще не успели вкусить грех? Но Таинство Крещения не ограничивается этим; Крещение есть обетование больших и совершеннейших даров. В нем суть обетования грядущих радостей; оно есть образ будущего воскресения, общение со Страстями Господними, участие в Его Воскресении, риза спасения, одеяние радости, облачение [сотканное] из света или, скорее, сам свет» (блаж. Феодорит Кирский) .

Итак, Крещение вводит человека в общение с Богом. Повернуться к Богу лицом, уверовать – может каждый, и не крещенный человек. Но совершенно иначе – крещеный. Это человек, желающий не просто веровать в Бога, или во что-то высшее, уважающий религиозные идеи… Это человек пожелавший соединиться с Господом, привиться к Господу… Желая начать совершенно новую жизнь, он проходит через чинопоследование Крещения как через обряд умирания… Умереть как умер Христос, и тут же восстать, как Он восстал из мертвых. И отныне, соединившись с Господом, жить с Ним в единстве.

Именно поэтому мы крестим и детей.

О важности Крещения говорят многие тексты Священного Писания. Для нас несомненна правота и истинность Христовых слов: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие () . Почему, даже формально говоря, мы должны игнорировать этот текст и отказывать в Крещении младенцам? Сам Спаситель убеждал учеников Своих не препятствовать детям приходить к Нему, «ибо таковых есть Царствие Божие ().

Дети – не безбожники, они хотели бы жить с Богом , почему же мы будем им в этом препятствовать?

Об этом особенно следует упомянуть, так как то тут, то там раздаются голоса о бессмысленности Крещения маленьких детей. Но не получится ли так, что еврейские младенцы были более счастливы, чем христианские, ведь над ними обряд присоединения к Народу Божьему (через обрезание) совершался на восьмой день по рождении?

У младенца нет сознательной веры? Что ж от того, нельзя же свести всю душевную и духовную деятельность человека к работе ума.

И следуя каким интеллектуальным движениям Иоанн Креститель, еще будучи в утробе матери, почувствовал приближение Спасителя мира, также еще находящегося в эмбриональном состоянии?

Когда Елисавета услышала приветствие Марии ,взыграл младенец во чреве ее ; и Елисавета исполнилась Святаго Духа ().

Бог освящает детей еще до рождения, о чем и Сам говорит пророку Иеремии ():

Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя

А позже об этом скажет и апостол Павел ():

Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею… .

Мы не знаем, крестили ли младенцев в I веке, однако у нас нет и свидетельств обратного, напротив, мы находим свидетельства о Крещении целых семейств:

Корнилия ();

Лидии (крестилась она и домашние ее — );

Темничного стража (и всех бывших в доме его — );

Криспа (Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим — );

Стефана (крестил я также Стефанов дом — ).

Маловероятно, чтобы во всех этих новокрещенных семьях не было малолетних детей.

Можно вспомнить и несколько ветхозаветных прообразов Крещения, которые убедят нас, что дети, так же, как и взрослые, не отвергаются Богом от Народа Божьего. Первый такой прообраз – прохождение через Красное море. Прошел весь Израиль с младенцами, и для апостола Павла это знак будущего Крещения:

«Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море» ().

Если все израильтяне были избавлены Богом от египетского плена и все крестились в Моисея , почему нужно отвергать Крещение во Христа и тайну освобождения от греховного плена?.. Если вспомнить, что в сознании иудея еврейcкий народ представляет собой «Собрание Божие», «Общину Божию», «Народ Божий», что причастным этому Народу был любой обрезанный младенец-израильтянин , а христиане как преемники этих обетований – новый Народ Божий; то отсюда легко сделать вывод: христианские младенцы так же причастны этому новому Народу, Церкви.

«И на страницах Евангелия мы видим, что Христос заключает Новый Завет не с Петром и не с Иоанном, но с новым народом Божиим; к Чаше Завета, изливаемой «за вас и за многих», Христос приглашает «всех». Бог дает свою благодать и защиту не просто одному индивиду, а сообществу людей – Церкви» .

«Христос не только носитель вечной Вести, которую Он повторяет одному за другим каждому удивленному человеку, но и Тот, в Ком человечество находит нежданное разрешение проблемы своего органического единства» .

Как еврей становился членом Народа Божия через обрезание, так и христианский младенец делается членом Народа Нового Завета через Крещение .

Мы знаем, что во II веке младенцев крестили и на Западе, и на Востоке, о чем свидетельствуют отцы и учители Церкви . У св. Иринея читаем:

«Христос пришел спасти через Себя всех, – всех, говорю, которые возрождаются от Него для Бога – младенцев, отроков, юношей и старцев» .

Ориген писал:

«Церковь приняла предание от апостолов преподавать крещение и младенцам» .

В Апостольском Предании св. Ипполита Римского (около 215 года) сказано:

«Облачитесь в одежды и в первую очередь крестите детей. Все те, которые могут говорить о себе, пусть говорят. За тех же, которые не могут говорить о себе, пусть говорят их родители или кто-нибудь из родственников» .

Из этого фрагмента следует, что к Крещению допускались даже очень маленькие, не умеющие говорить дети. Но если из слов св. Ипполита мы все же не можем узнать, какого возраста детей крестили, то из слов св. Киприана Карфагенского становится понятно, что крестили их, не откладывая даже до восьмого дня по рождении, а именно во второй и третий день .

На Поместном Карфагенском Соборе 252 года, на котором председательствовал св. Киприан, было сказано:

«…не возбранять [Крещения] младенцу, который, едва родившись, ни в чем не согрешил, кроме того, что, происшедши от плоти Адама, восприял заразу древней смерти чрез самое рождение, и который тем удобнее приступает к приятию отпущения грехов, что ему отпускаются не собственные, а чужие грехи» .

Св. Киприан пишет адресату о прошедшем Соборе:

«На Соборе нашем состоялось такое определение: не должно нам никого устранять от Крещения и благодати Бога, ко всем милосердного, благого и снисходительного. Если этого надобно держаться по отношению ко всем, то особенно, как мы думаем, надобно соблюдать это по отношению к новорожденным младенцам, которые уже тем заслуживают преимущественно нашу помощь и милосердие Божие, что с самого начала своего рождения они своим плачем и слезами выражают одно моление» .

В более позднее время практика не изменилась. И св. Иоанн Златоуст (на Востоке), и св. Амвросий Медиоланский, блаж. Августин (на Западе) подтверждают, что Крещение детей было общепринятой практикой, и возводят эту практику ко временам апостолов . А вот 124-е Правило Карфагенского Собора (418 год):

«Кто отвергает нужду Крещения малых, новорожденных от матерней утробы детей, или говорит, что, хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха ничего не заимствуют, что надлежало бы омыть баней пакибытия, тот да будет анафема… И младенцы, никаких грехов сами собою соделати еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да через пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения» .

Если и были в то время споры, то не относительно того, стоит ли вообще крестить младенцев, а относительно того, в каком возрасте крестить детей .

Около V века в Церкви крестят почти только детей. Однако сроки Крещения колеблются. Одно время крестили и в 8 дней, и в 40, но более популярной практикой было Крещение ребенка по прошествии нескольких лет после рождения. Святитель Григорий Богослов писал:

«Что скажем о младенцах, которые не разумеют ни того, что такое благодать, ни того, что такое наказание. Крестить ли их? Непременно, если надлежит опасность. Относительно же прочих я даю совет дожидаться трех лет или немного более, или менее того, чтобы сколько-нибудь могли слышать и повторять нужные слова таинства и если не совершенно, по крайней мере, образно понимать его» .

В Поздней Византии и в Древней Руси также крестили обычно по прошествии нескольких лет после рождения. В XI веке митрополит Киевский Иоанн (ум. 1080) на вопрос: «Можно ли крестить новорожденное дитя, если оно больно?..» отвечает:

«…относительно здороваго [дитяти] Отцы повелели ожидать трех и более лет. Но для внезапных случаев смерти срок необходим короче, если же совсем больно, пусть будет и 8 дней, даже и того меньше, чтобы не умерло некрещенным. Таких младенцев крестить, в какой бы день и час ни настояла опасность смерти» .

Новгородский епископ Нифонт (XII век) на вопрос, как долго можно откладывать крещение детей, отвечал:

«В этом для мужского пола нет греха и до десяти лет, а про девочек не спрашивай, ибо они могут быстро согрешить у вас и в юности» .

Внимание в этом тексте привлекает не дискриминация девочек, а то, что срок Крещения постепенно отодвигается: с младенчества – до сознательного (все более и более) возраста .

Здесь важно напомнить, что, согласно православному пониманию, крестят не вообще детей , а детей лишь христианских родителей .

«Согласно основному иудейскому сознанию потомки включены в предках, а предки содержатся в их потомках. Обрезание, совершенное Моисеем, имело отношение не только к тем, над кем было совершено обрезание, но и ко всем их потомкам. В силу этого Авраам стал отцом многих народов (). Рождение от христианских родителей является свидетельством для Церкви, что Бог призывает рожденных от них детей в Церковь. Поэтому мы не можем говорить о том, что Крещение младенцев нарушает их свободную волю, так как этой свободной воли вообще нет у детей, как мы не говорим, что физическое рождение нарушает свободную волю рожденных детей» .

«Рожденный от верующих родителей вступает в мир как призванный Богом в Церковь. Через Крещение, совершаемое Церковью, он становится членом Тела Христова. Его активная жизнь в Церкви зависит от его последующей веры. Последняя является личным ответом крещенного в детстве на призыв Божий. Вместе с тем эта вера является и его ответом Церкви, которая на основании призыва Божьего совершила его Крещение. Этот ответ может быть положительным и отрицательным, но в одном и другом случае он остается членом Церкви. Как нельзя изгладить факт физического рождения, так нельзя изгладить факт духовного рождения. В силу своего рождения он оказывается одновременно пребывающим в настоящем эоне, но принадлежащим будущему эону. От крещенного зависит реализовать свою принадлежность к Церкви. Ответственность за эту реализацию лежит не только на нем, но и на Церкви, которая на основании веры его родителей совершила его Крещение, а следовательно, и на его родителях» .

Однако осмысление практики Крещения детей претерпело за тысячу лет катастрофическое изменение.

«При Крещении взрослых личная и свободная вера …осталась необходимым условием приема в Церковь. Для малолетних и младенцев их личная вера была заменена верою их родителей… В формуле вера – Крещение первая часть, которая отсутствует у детей и младенцев, заменяется верою их родителей в момент Крещения. Замена личной веры крещаемых детей верою их родителей открывала возможность недолжного перенесения личной веры на других лиц, если вера родителей была недостаточна или ее совсем не было. Это, в свою очередь, открывало тот прорыв в учении о Таинстве Крещения, который открывал широкий доступ принуждению и насилию, несовместимому с природой Таинства. Крещение детей от неизвестных родителей … от нехристианских родителей … от смешанных браков указывает, какое широкое место заняло принуждение в совершении Таинства Крещения.

Надо только удивляться, что в Византии и на Западе в Средние века государственная и церковная власти не распространили принуждение на Крещение всех младенцев, независимо от того, рождены они от христианских или от нехристианских родителей» .

Сегодня существует и другая парадоксальная ситуация. Детей приносят ко Крещению неверующие люди и в восприемники детям выбирают своих неверующих друзей. И крестят не для того, чтобы приобщить к Церкви, а чтоб здоровенький был ; так положено ; няня иначе отказывается с ребенком сидеть и проч.

Нелишне напомнить, что долг пастыря – не профанировать Таинство, а, выяснив причины, побудившие крестить младенца, и условия его дальнейшего воспитания, поговорив с восприемниками и получив представление о мере их церковности, составить мнение: стоит ли такого младенца крестить, или нет.

В Православной Церкви детей крестят так же, как и взрослых, трижды погружая в воду. Над детьми читаются те же молитвы, что и над взрослыми (разве что в древности, когда крестился ребенок, иногда опускали или сокращали молитвы оглашения).

Нельзя не упомянуть, что с самого первого дня жизни ребенка Церковь окружает его заботой и вниманием.

Существуют специальные чины, посвященные матери и младенцу. Первый из них – Молитвы в первый день, по внегда родити жене отроча .

Рождение ребенка – долгожданное и счастливое событие, тем более, если и мать, и ребенок здоровы. Естественная реакция христианского сердца – возблагодарить Бога за этот дар и попросить, чтобы Он и впредь поддерживал мать и дитя и защищал их от бесовских наваждений и опасных случайностей. Именно поэтому Церковь установила чтение в первый день жизни ребенка особых молитвословий.

«Когда от благочестивой жены родится младенец, приходит священник и славословит Бога, благодаря, что человек родился в мир (). Затем, знаменовав, благословляет новорожденного и молит (Бога), чтобы новорожденный был жив и сподобился Крещения и помазания. Испрашивая и матери всего, что нужно ко спасению, он преподает и находящимся при ней женам благодать и освящение…» .

В древности священник окроплял дом роженицы благословленной священником водой , затем знаменовал младенца крестным знамением «на челе, ради ума, и на устах, ради слова и дыхания, и на сердце, ради жизненной силы, да пребывает он под (благодатным) охранением до спасительного Крещения» .

На 8-й день ребенку нарекают имя, через специальное чинопоследование Требника, называющееся сегодня: Молитва, во еже назнаменати отроча, приемлющи имя во осмый день рождения своего (см. раздел Молитвы над матерью и ребенком ).

Затем у нас ребенка крестят, тогда как в Византии и в Древней Руси ребенка сначала воцерковляли, то есть на 40-й день совершали чинопоследование принесения чада христианских родителей ко Святой Церкви и ко храму .

В протестантских общинах вопрос о действительности Крещения, совершенного над младенцами, остается дискуссионным.

Лютеране детское Крещение признают, а, например, баптисты отвергают, на основании утверждения, что Крещение возможно только как осознанное принятие искупления, дарованного Христом .

Признавая детское Крещение, лютеране обычно ссылаются на:

а) неосознанную веру, которую имеет младенец (Лютер писал, что вера не исчезает же, когда человек спит);

б) на утверждение, что ребенок крестится по вере родителей (в более же широком смысле можно сказать, что по вере Церкви , как говорят лютеране) .

Более того, Лютер писал, что с Крещением младенцев мы не должны медлить, ибо можем быть уверены в их вере больше, нежели в вере взрослых: если последние могут сознательно сопротивляться благодати Божией, то у младенцев сознательного сопротивления быть не может .

1 Фрагмент из моей книги: Таинство вхождения в Церковь. СПб.: «Нева» – «ОЛМА-ПРЕСС». 2002. Сс. 121-132.

2 Мейендорф И. Протопресв. Византийское богословие. М. 2002. С. 273.

3 Цит. по: Мейендорф И. Протопресв. Византийское богословие… С. 274.

4 Протестанты напоминают и другие слова: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (). Однако нетрудно увидеть, что эти слова ничего не говорят о детском Крещении. Они были сказаны ученикам, когда те отправлялись на проповедь, и адресованы они взрослым, принимающим Христову проповедь. Если такие уверуют, то, как следствие, войдут в Церковь (через Крещение) и будут спасены. Если же не уверуют - подвергнутся осуждению. Здесь акцент делается не на Крещении, а на вере.

5 Эти слова могу подтвердить и личным свидетельством. Моя дочь, крещенная во младенчестве, приносилась в храм и участвовала в Таинствах Церкви с самых первых лет жизни. И она с самого сознательного возраста чувствовала Бога в своей жизни. В 2-3 года, когда ребенок учится говорить, она слагала свои первые идущие от сердца молитвы. В четыре года она знала наизусть основные церковные молитвы и, главное, знала, о чем там говорится, что означает то или иное церковнославянское слово. С пяти лет ребенок стал жить совершенно сознательной духовной жизнью, я имею в виду сознательное противление греху, покаяние, если вдруг оказалась не на высоте, пост, посещение богослужений. Все это без какого-либо давления, без принуждения, по собственному желанию.

Душа ребенка тянется к Богу. Значит, если с младенчества ее направить в сторону Бога, помогать ей в этом пути, мы увидим и трехлетнего, и четырехлетнего сознательного христианина.

6 Что именно обрезание было печатью принадлежности человека к Богоизбранному народу, видно хотя бы из того, что язычник мог стать его членом лишь через обрезание.

7 Кураев А., диак. Можно ли крестить детей? Протестантам о православии. М. Изд. Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1999. С. 68. Данная статья о. Андрея Кураева, на мой взгляд, является лучшей современной работой на эту тему.

8 Bulletin des anciens eleves de Saint-Sulpise. 15.11.31. Цит. по: де Любак А. Католичество. Милан: «Христианская Россия». 1992. С. 284.

9 То, что Крещение заменяет обрезание, хорошо видно хотя бы из слов св. ап. Павла: «В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (). Здесь отчетливо видно, что обрезание Христово - это Крещение.

10 Тертуллиан. О Крещении. 18. Сам Тертуллиан осуждает практику Крещения детей. В свойственной ему резкой манере он писал: «…учитывая особенности, характер и даже возраст каждой личности, полезнее помедлить с крещением, особенно маленьких детей. Зачем же, если в этом нет такой уж необходимости, подвергать опасности крестных родителей, которые и сами могут не выполнить своих обещаний, будучи смертными, или могут быть обмануты проявлением дурных наклонностей своих восприемников? Между тем Господь сказал: Не возбраняйте им приходить ко мне! Значит, пусть приходят, когда повзрослеют. Пусть приходят, когда учатся, когда будут научены, куда идти. Пусть станут христианами, когда смогли познать Христа. Что спешить невинному возрасту за отпущением грехов? В мирских делах поступают осторожнее. Как же доверять небесные дела тому, кому не доверены еще земные? Пусть они научатся просить спасения, чтобы явно было видно, что Ты дал просящему».

18 Цит. по: Книга Правил св. Апостол, св. Соборов Вселенских и Поместных и св. отец. Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1992.

19 Напомню, что самым приемлемым считался трехлетний возраст.

20 Migne. PG. t. 36, 400. Перевод цитируется по: Еп. Рижский. Богослужение Русской Церкви домонгольского времени. М. Изд. Московского Университета. 1847. С. 13.

21 См.: Русская историческая библиотека. VI. Правила митрополита Иоанна. Правило I. СПб., 1880. С. 1-2.

22 Вопросы Кирика. § 49. Цит. по: Г. Кречмар, проф. Служение крещенного миру по свидетельству отцов Церкви //Богословские Труды. Сб. 10. М. Изд. Московской Патриархии. 1973. С. 155.

23 Не давая личную оценку этому факту, сошлемся на интересное мнение лютеранского пастора и богослова проф. Г. Кречмара. Согласно этому мнению, такое постепенное отодвигание срока Крещения младенцев связано с изменениями в понимании значения Крещения и, еще шире, в понимании самой христианской жизни. Если первоначально Крещение младенца делало его членом Тела Христова, Церкви, противостоящей зараженному грехом миру, и младенец с первых дней жизни был вовлечен в это противостояние силам зла и демонизма, то впоследствии, в период поздней Византии, на первый план выдвигается идея личного спасения. Согласно этой идее, задача человека - как можно меньше нагрешить. А если так, то зачем спешить с Крещением; младенец все равно грехов не делает… (Кречмар Г. Служение крещенного… С. 155.)

31 Св. Симеон Солунский. Разговор… § 27.

32 В Интернете мне встретился интересный обмен мнениями по поводу срока Крещения младенцев. Свое мнение высказывали совершенно обычные, нецерковные люди, так или иначе соприкоснувшиеся с Крещением детей (своих или чужих). И вот большинство участниц пришли к тому, что крестить следует либо до 4 месяцев – тогда ребенок вообще мало что понимает, держит головку, не боится чужих и если к нему подойти с нежностью, вряд ли будет плакать, либо… после 4-5 лет. В этом возрасте ребенок уже сознательный, и если с ним провести определенную подготовительную работу, плакать он не будет.

Опыт показывает, что дети и после 5 месяцев, и вообще в любом возрасте, если священник говорит мягким голосом, не делает резких движений, улыбается, чаще всего ведут себя спокойно.

Проблема тут в том, что ребенок после полугода может нервничать, потому что мама от него далеко и он на руках чужой тети – крестной. На самом деле никакой проблемы в том, чтобы именно родная мама держала малыша на руках нет. Напомню, что согласно традиции идущей из глубокой древности, до 40-го дня роженица не может посещать храм. Когда на 40-й день на Руси крестили малыша, мама стояла в притворе или в стороне. И потом, после Крещения, священник читал над нею разрешительную молитву.

Но если крестится ребенок старше 40 дней (а это сегодня обычное явление) со дня своего появления на свет, то разрешительную молитву матери можно прочитать перед Таинством Крещения! И мама будет стоять не вдалеке, но рядом, и если ребенок занервничает, мама может взять его на руки.

33 Некоторые баптисты могут еще, со скрипом, как уступку экуменическому диалогу, принять Крещение младенцев, совершенное по чину Католической Церкви: за водным Крещением следует конфирмация в сознательном возрасте, связанная с личным исповеданием веры, но и «такой вариант кажется в настоящее время неприемлемым для баптистских церквей, поскольку он представляет собой скорее уступку экуменическим тенденциям, нежели убедительную богословскую позицию» (Швайцер Л. Какое общение с другими христианами может быть признано баптистами? //Страницы. Журнал ББИ. М. 1999-№ 4:4).

34 См.: Эриксон М. Христианское богословие. СПб.: «Библия для всех». Санкт-Петербургский христианский университет. 1999. С. 922-923.

35 См.: Мюллер Д. Т. Христианская догматика. World Wide Printing Duncanville, USA. Фонд «Лютеранское наследие». 1998. С. 592.

Многие люди считают, что крещение помогает малышу защититься от сглаза, порчи, привлечь удачу в свою жизнь, укрепить здоровье и даже сделать удачную карьеру в будущем. Но на самом деле в христианстве крещение имеет более глубокий смысл, нежели простое получение материальных благ или надежда на их получение в будущем.

Некоторые родители все равно следуют традициям, не особо задумываясь, а другие предпочитают подождать до совершеннолетия ребенка, когда он сам сможет сделать свой выбор.

Из этой статьи вы узнаете:

Зачем крестить ребенка?

Мнений на этот счет существует множество, но всегда лучше прислушиваться к тому, что говорит по этому вопросу православная церковь (если подразумевается православное крещение). На страницах многих православных сайтов и блогов священников указывается, что можно крестить ребенка уже сразу после рождения, даже в первый день. Особенно, если кроха болезненный, беспокойный и есть угроза его здоровью, жизни. Однако если ребенок здоров, то, все-таки, священники советуют подождать до 40 дня.

Почему именно 40 дней? Дело в том, что этот период дает матери восстановиться после родов, очиститься от кровотечений, убедиться, что нет сомнений в принятии решения и т.д. Мама уже может смело приходить в церковь — она выдержит всю службу, сможет добраться до храма и домой, поэтому священнослужители рекомендуют немного повременить.

Крещение не зря называют одним из священных таинств, так как в процессе троекратного окунания малыша в воду на него, как считается, нисходит Святой Дух — малыш избавляется от первородного греха.

Православные священники ссылаются, в частности, на указание в Евангелии, которое гласит: «Кто уверует и крестится, будет спасён. А кто не будет веровать и креститься, осужден будет ».

Священники обращают внимание, что крещение - это не талисман и не залог успешной карьеры в будущем, богатства, крепкого здоровья, счастья в личной жизни и прочих материальных благ. Необходимо осмотреть гораздо глубже. Крещение - это залог спасения человека от вечного осуждения.

Да, это не является осознанным выбором маленького человека, но предполагается, что родители сами делают такой выбор. А значит, они должны своей мудростью, верой, жизненным опытом компенсировать отсутствие опыта и свободного волеизъявления у малыша в силу его возраста.

То есть все последующее после крещения время они должны объяснять ему суть обряда, его важность, чтобы ребенок в процессе взросления пришел к твердому заключению, что крещение — это правильный шаг и правильное решение, принятое в свое время его родителями.

И все-таки, почему нельзя подождать с крещением малыша?

В наши дни принято считать, что только человек сам должен принимать важные в своей жизни решения. И некоторые родители считают крещение малыша в столь раннем возрасте чуть ли не каким-то тоталитарным шагом, насилием над личностью.

Но позиция церкви такова. Если родители уже с первых дней жизни своего малыша решают, что он должен носить, чем питаться, где ему жить, в какой детский сад ходить, в какой школе учится, с кем дружить, как проводить свободное время, то и в вопросе крещения тоже нет ничего зазорного положиться на волю родителей.

Первое время родители берут на себя ответственность за укрепление веры малыша, а уже потом, когда он подрастет, конечно, он сам будет решать, стоит ли ему придерживаться этой веры или вообще, перейти в разряд атеистов или же сменить вероисповедание. Это серьезные шаги, и человек принимает их сам. То есть никто и ничто не отнимает у человека право принимать решение о своей дальнейшей жизни.

Кроме того, после крещения человек независимо от возраста считается полноценным членом Церкви, что означает возможность приобщения к другим церковным таинствам, которых существует немало. Например, за крещенного человека можно подавать записки о здравии, заказывать молебен, он может исповедоваться и так далее.

Кстати, знаете ли вы, что на исповедь допускаются дети уже с 7 лет? Считается, что в этом возрасте малыш начинает понимать ответственность за свои поступки, умеет анализировать последствия, запоминать ошибки, стараться избегать их впоследствии.

И еще. Как ни странно, через детское крещение исходит благодать на самих родителей, что, как считается в церкви, ведет и к их спасению. Ведь оно налагает большую ответственность на родителей, на крестных родителей и заставляет людей соответствовать этому уровню, служить живым примером добродетели, а через это многие из них приходят к переосмыслению и своей собственной жизни.

Меня крестили в младенчестве, я приняла это как должное - всех так крестили. Своего ребенка я тоже крестила в младенчестве, но в 16 лет при разговоре о вере и Крещении мой ребёнок сказал, что его крестили невольно, а он хотел бы сам дойти до этого, чтобы принять крещение. (И, как я понимаю, принять эту радость крещения). Конечно, я возражала как могла, мол, это вера наших предков и тебе дается ангел, который тебя с младенчества хранит. Но потом мне самой стало интересно все это, и я начала читать и искать ответ. Люди верующие отвечали однозначно - крестить после 40 дня. Но если я правильно понимаю Крещение - это еще и снятие грехов? А какие грехи у младенца? И вот только в проповеди одного священника я нашла ответ - человек может креститься только тогда, когда принимает и понимает Символ веры. Так ли это? Если нет, то как действительно надо креститься, если это в младенчестве, то может от этого у нас столько неверующих верующих?

Светлана

Уважаемая Светлана, во-первых, радуюсь о Вашем ребенке, пришедшем к осознанному желанию ответственно подойти к Таинствам Церковным. Однако, должен напомнить Вам о том, что мы веруем «во едино Крещение во оставление грехов ». Таинство Крещения может совершаться над человеком только один раз в жизни (равно как человек только один раз рождается на свет). Повторное совершение Таинства было бы кощунством по отношению к вере Церкви. Так что заново креститься в сознательном возрасте Ваш ребенок уже не может. В Крещении человеку действительно даётся ангел-хранитель и святой покровитель, имя которого он носит.

Что касается Вашего вопроса, нужно ли крестить младенцев, тут надо сказать следующее: да, конечно, младенец личных грехов не имеет, однако, как Вам, должно быть, известно, после грехопадения первых людей в их жизнь и в жизнь их потомков вошли болезнь, смерть, поврежденность. Грехом первородным все мы поражены и ослаблены и без воплощения Сына Божия возвращение к благобытию в Боге для человека невозможно, Он приносит нам спасение, только став причастниками которого мы и можем надеяться наследовать жизнь вечную. Мы уже не расплачиваемся за этот грех Адама и Евы — за него расплатился на Кресте Господь наш Иисус Христос. Но плоды этого искупления мы разделяем именно в Таинстве Крещения. В Крещении человек очищается от всех прежде совершенных личных грехов (если это человек сознательного возраста) и от первородного греха. В Православии нет догматизированного учения, да и никто здесь на земле не даст Вам окончательного ответа об участи младенцев, умерших некрещеными. Мы знаем о душах таковых, что они на Волю Божию оставляются. Но помним мы и слова, сказанные Господом: "Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин. 3, 5).

Мы не лишаем младенцев Таинства Крещения, так как веруем в то, что человек спасается не сам по себе, не как индивидуум, единолично решающий, как ему быть и действовать в этой жизни, а как член Церкви, сообщества, в котором все друг за друга отвечают. Поэтому взрослый человек может поручиться за младенца и сказать: я постараюсь сделать так, чтобы он вырос добрым православным христианином. И пока он не может сам за себя ответить, за него залогом дают свою веру его крестный отец и крестная мать. И эта ответственность перед Богом чрезвычайно велика: на крестных лежит святая обязанность научить детей истинной вере, помочь им стать достойными членами Церкви Христовой. Вовсе ведь не потому так много у нас сейчас «неверующих верующих», что мы допускаем младенцев к Таинствам Церковным, а скорее потому, что взрослые, крестив ребёнка «на всякий случай» не заботятся о том, чтобы этот свой долг выполнять.

Вы правы в том отношении, что взрослый человек, безусловно, не может подойти к Таинству Крещения, не веря в Бога, не желая стать христианином, не понимая Символа веры. То есть, может-то он может, но только какой в этом смысл? Бога-то не обманешь. В духовном смысле этот человек покушается на свою духовную жизнь: он, как самоубийца, которого врачи спасли после попытки вскрыть себе вены, а он ищет окошко, чтобы из него выпрыгнуть. Примерно то же самое получается, если человек крестится с твердым намерением не быть христианином и лучше предостеречь его от этого, также как и предостеречь человека, собирающегося стать крестным, но не имеющим намерения воспитать ребенка христианином. Такие люди возьмут на себя обязательства, которых не думают исполнять, но за которые отвечать придется.

Не можем мы лишить наших детей и соединения с Господом в Таинстве Причастия, к которому они допускаются после Крещения. Младенцев хорошо причащать часто, так как мы веруем, что принятие Святых Христовых Таин преподается нам во здравие души и тела. И младенец освящается как грехов неимущий, телесным своим естеством соединяясь со Христом. Укрепляться же в вере ребенку будет проще, если он будет действительно жить церковной жизнью, а не смотреть на нее со стороны.

Какого-то церковного установления Крещения на сороковой день нет, это скорее практика нового времени, ХХ века, связанная с тем, что до сорокового дня Церковь удерживает женщину-родительницу от вхождения в храм по причине ее естественной женской слабости и послеродовых немощей и истечений, которые в это время у нее бывают. И первое после перерыва вхождение матери в храм сопровождается чтением особых очистительных молитв, до прочтения которых она не должна присутствовать на богослужениях. Эти молитвы напоминают нам о ветхозаветных установлениях, по которым младенец приносился в Иерусалимский храм на сороковой день. Как мы знаем, Сретение Господне также произошло именно в этот день, в соответствии с законодательством Моисея. Но непосредственно ко дню крещения не нужно относиться буквально, можно крестить младенца чуть позже, чуть раньше. Прежде, когда храмов было много и они были близко от дома, крестные могли дойти до ближайшего прихода и без присутствия матери крестить младенца. И сейчас иногда по желанию родителей мы крестим ребенка до сорокового дня. Особенно, когда есть хоть какая-то опасность здоровью ребенка. А если есть угроза его жизни, то можно крестить и в первый, и во второй, и в третий день по рождении.

Всё сказанное выше не означает, однако, что человек, крещенный в младенчестве, воспитывавшийся вне ограды Церковный и по достижении сознательного возраста стремящийся стать воцерковленным Православным Христианином не может ощутить радость вхождения в Церковь. Этим вхождением должно для него стать первое участие в таинствах Исповеди и Причастия. Ведь взрослый человек, который много лет, или никогда в жизни не каялся, не приступал к принятию Святых Христовых Тайн, — на этот момент является очень условно христианином. Лишь побудив самого себя к жизни в таинствах Церкви, он актуализирует свое христианство. А затем будет также и радость от посещения богослужений и от первой Пасхальной ночи.