Коррекционная работа психолога в школе. Выявление и развитие способностей ребёнка Что считают способностями ребенка

Любой грамотный психолог вам скажет, что в каждого человека изначально заложен какой-либо талант, да вы и сами не сомневаетесь, что у вашего бесценного сокровища обязательно есть какой-нибудь дар.

И это абсолютно верно: все дети очень талантливы, каждый обладает исключительными способностями, а вот вовремя их заметить, а затем развить и направить в верное созидательное русло – задача родителей.

Талант или амбиции родителей?

У каждого взрослого есть определенные высокие стремления, но не все они нашли реализацию в жизни, поэтому нередки случаи, когда родители пытаются их воплотить через своего ребенка, порой даже не осознавая этого. Как быть в этом случае? Мудрый родитель никогда не станет навязывать свою точку зрения собственному ребенку, а, наоборот, приложит все силы, чтобы выявить интересы собственного чада и постараться помочь ему реализовать их.

Как обнаружить талант?

Нужно просто понаблюдать за ребенком, а затем проанализировать его поведение: что ему интересно, что ему удается делать лучше других? Может быть, он рисует чудесные сюжетные картинки или ловко скачет через скакалку? Тогда, возможно, стоит записать его в изостудию или спортивную секцию.

Когда поддержка родителей очень важна?

Если вы заметили у своего чада такие способности, то в этот момент очень важно поддержать его: не жалейте похвалы за успехи, поддерживайте в трудные моменты. Такое участие ему крайне необходимо – он поймет, что родители в него верят, и это придаст ему максимум уверенности в своих силах. Не расстраивайтесь слишком сильно, если однажды ваше чадо скажет вам, что больше не хочет заниматься тем, что раньше ему очень нравилось. Не ругайте его, постарайтесь разобраться в причинах такой перемены настроения. Возможно, это просто усталость, а может быть интерес полностью исчерпан.

Если это не просто каприз, а осознанное решение, то не нужно обострять ситуацию, а постараться выбрать смежную область деятельности. Лучше заинтересовать ребенка снова, чем заниматься тем, к чему не лежит душа.

Общение с ребенком на первом месте

Активное, но ненавязчивое участие в жизни вашего чада, постоянное проявление интереса к его делам позволит ребенку понять свою важность и значимость в жизни своей семьи, а вы сможете вовремя заметить все тревожные моменты в его жизни.

Самостоятельность – это важно

Не нужно ходить за ребенком по пятам и постоянно его контролировать. Гораздо эффективнее научить его самого планировать свое время и отслеживать свои дела. Постоянное многократное напоминание сделать что-либо навряд ли достигнет цели, а вот общение на равных, доверие принесет свои положительные плоды – ребенок обязательно оценит ваше отношение и будет вам искренне благодарен.

Ищем таланты

Музыкальные способности

У вашего малыша есть музыкальные способности, если он:

  • очень любит слушать музыку;
  • легко запоминает ритм и саму мелодию;
  • с особым чувством и эмоциями играет на музыкальных инструментах;
  • а также, возможно, сам сочиняет музыку.

Технические способности

О наличии технических способностей сигнализирует:

  • пристальный интерес ребенка к различным механизмам;
  • трепетная любовь к конструкторам, деталям устройств;
  • умение чинить неисправные приборы;
  • желание рисовать интересные чертежи;
  • особый интерес к технической литературе.

Научный интерес

В вашем ребенке живет научный работник, если он:

  • способен четко и правильно выражать свои и чужие мысли;
  • делает обобщения;
  • воспринимает абстрактные понятия;
  • ему нравится читать научно-популярные статьи и книги;
  • он постоянно пытается дать свое объяснение различным реалиям;
  • не расстраивается, если его изобретения не оценили взрослые, а через некоторое время пытается разобраться снова, чтобы устранить недостатки и довести свою идею до совершенства.

Незаурядный интеллект

О наличии незаурядного интеллекта у вашего чада сообщают его способности:

  • последовательно рассуждать;
  • легкость восприятия;
  • отличная память;
  • наличие здравого смысла, а иногда и чересчур трезвого расчета;
  • наблюдательность;
  • умение быстро реагировать на новое в его жизни.

Талант к спорту

У вашего ребенка есть талант к спорту, если он:

  • чрезмерно энергичен и постоянно находится в движении;
  • его не страшат шишки и синяки;
  • он является победителем в различных потасовках;
  • вы думаете, что у него где-то есть нескончаемая батарейка, потому что он никогда не устает.

Художественные способности

Художественные способности имеют место быть, если ребенок:

  • выражает свои мысли рисунками;
  • трепетно относится к произведениям искусства;
  • постоянно лепит, рисует, чертит, пытается сделать такую поделку, которой можно найти практическое применение – украсить интерьер или одежду.

Литературный талант

Ваш ребенок отлично пересказывает сюжет произведения, фантазирует на тему реального события, создавая из этого необычную историю, а персонажи его рассказов – очеловеченные и интересные, он любит уединяться для написания своих опусов – в нем наверняка есть проявления литературного дарования.

Подведем итоги

Не при каких обстоятельствах не вздумайте сомневаться в своем ребенке! Это самая серьезная ошибка, которую совершают взрослые, а сравнение со сверстниками, которые делают что-то лучше вашего чада, очень расстраивают его и напрочь отбивают желание и стремление что-либо делать. Ваша искренняя вера в него и поддержка помогут ему свернуть горы! А ваша главная задача – помочь ребенку найти и раскрыть свой талант.

«Способный ребёнок» – такая оценка приятно тешит родителей и родственников ребёнка. Но далеко не всегда понятно, что именно стоит за этими словами. Как педагог понял, что ребёнок не просто успешен в силу своего природного трудолюбия и усидчивости, а обладает определённым набором выдающихся навыков, отличающим его в ряду других детей? Что способствует выявлению индивидуальных способностей детей? Как правильно не только выявить, но и развить эти уникальные качества и навыки?

Что значит способности?

Способности – это универсальный термин, которым называют ряд индивидуальных особенностей ребёнка, способствующих достижению им успехов в той или иной сфере его деятельности - любых видах творчества, учёбы, спорта и т.д.

Ещё совсем недавно среди педагогов преобладало мнение, что большая часть способностей маленьких детей являются врождёнными, и обусловлены именно генетикой.

Наследственность, безусловно, играет определённую роль в наличии у школьников выдающихся способностей, но многочисленные исследования, проведённые в последние десятилетия, доказали, что большее значение имеет правильное и своевременное выявление индивидуально-психологических особенностей ребёнка, а также создание благоприятного фона для их полноценного и всестороннего развития.

Кто, когда и каким образом может выявить способности ребёнка?

Школа и дошкольные учебные учреждения. Основная работа по выявлению способностей обучающихся в учебных заведениях детей лежит, прежде всего, на тех, кто чаще всего с ними взаимодействует – то есть на педагогах. Однако традиции и методы нашего школьного и дошкольного воспитания таковы, что не предусматривают специальных мероприятий по выявлению индивидуальных склонностей и интересов школьников.

Организация школьного процесса сводится в основном к достижению успехов в обучении, причём обучении, заключённом в рамки школьной программы. Вопросы самопознания, специальные методы работы с индивидуальностью детей в государственных школах сведены к минимуму.

Это приводит к тому, что учитель, анализируя успехи ребёнка, может сказать только о его достижениях в изучении предметов школьной программы. Зацикленность на отличных оценках, как показателе успеха, приводит к тому, что самооценка детей существенно снижается. Это также накладывает отпечаток на развитие личности школьника, способствует образованию у него комплекса неполноценности, низкой самооценки.

Семья. Именно поэтому выявить индивидуальные способности ребёнка лучше всего могут члены его семьи. Ведь только они, в ходе повседневного общения, могут анализировать его интересы, проводить занятия и игры, помогающие определить наличие у него тех или иных наклонностей.

Методы и способы выявления наклонностей детей

  • Наблюдение и анализ – позволяет понять, чем больше всего интересуется ребёнок, какие творческие занятия доставляют ему удовольствия, а к чему он остаётся равнодушен. Здесь нужно быть внимательным к познавательной деятельности детей: как правило, они задают больше всего вопросов о том, что интересует их больше всего.
  • Игра. Этот способ определения индивидуальных склонностей больше используется на ранней стадии воспитания и обучения – в дошкольных учреждениях. Однако наблюдения за играющими детьми в более поздний период также способны сообщить родителям много интересного. Насколько, например, развиты коммуникативные навыки ребёнка, доставляет ли ему общение со сверстниками удовольствие, какую роль отводит он себе в детском коллективе, есть ли у него задатки лидера?
  • Консультация специалистов. Если самостоятельные наблюдения и анализ родителей не дали им возможности определить, сферу интересов и способностей детей, то можно обратиться к специалистам. Существует специальные методы (тесты, опросы), которые обеспечивают выявление интеллектуального и творческого потенциала школьников. Конечно, тест можно произвести и самостоятельно, но всё-таки необходимо, чтобы обработкой его результатов занимались профессионалы.

Основные разновидности способностей, их определение и диагностика

Предполагают наличие стойкого интереса к окружающей действительности, умения не только собирать, но и систематизировать информацию. Выявить их помогут следующие признаки:

  • Усвоение большого объёма информации (например, чтение от начала до конца длинных литературных произведений, запоминание их содержания, развития сюжета, деталей повествования).
  • Богатый словарный запас с минимальным количеством пассивных, неиспользуемых слов. Быстрое пополнение словаря, анализ и правильное применение новых слов.
  • Склонность к проактивности (умение просчитывать ситуацию на несколько шагов вперёд и принимать меры необходимые, для её благополучного исхода).
  • Умение работать с информацией (устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы, находить различия, классифицировать).
  • Желание упорядочить информацию (создавать календари природных явлений, коллажи, распорядки дня и т.д.).
  • Наличие элементов критического мышления (недоверие к одному источнику информации, поиск и изучение альтернативных источников, построение гипотез, изучение и проверка их на практике).

Выражаются в активном использовании . Именно воображение влияет на умение ребёнка находить нестандартные решения возникающих проблем, активизирует развитие фантазии и образное . Каким же образом происходит выявление творческого потенциала детей?

  • Очевиден интуитивный, иррациональный подход к решению тех или иных задач. Интуиция определяет способы действий ребёнка, ему трудно объяснить, почему он решил сделать что-либо, так, а не иначе, тем не менее, интуитивное решение проблемы очень часто оказывается верным.
  • Гибкость и быстрота мышления, умение оперативно ориентироваться в ситуации.
  • Создание оригинальных идей, постоянный поиск и изобретение чего-то нового.
  • Влечение к прекрасному, определение собственной системы эстетических ценностей (любимые художники и поэты, писатели, музыканты и т.д.).
  • Развитая эмоциональная сфера: способность к эмпатии (сопереживание, умение поставить себя на место другого), терпимость, склонность к рефлексии и самоанализу, чувство юмора.

Отвечают за правильное восприятие ребёнком качественных характеристик предметов и явлений, помогают найти этим знаниям практическое применение в жизни.

  • Свободное владение разнообразными практическими навыками (умение шить, вязать, изготовить полезную вещь для дома или игрушку для младших членов семьи).
  • Любовь к процедурам ухода: за маленькими детьми, заболевшими членами семьи. Интерес к медицинским манипуляциям, овладение практическим навыками по оказанию первой помощи.
  • Желание работать с материалами и инструментами.
  • Практическая сноровка в походных условиях (умение разжечь костёр, установить палатку, правильно и быстро сложить вещи в рюкзак).
  • Интерес к манипуляциям, связанным с уходом за внешностью: изучение навыков парикмахеров и визажистов; желание создавать и демонстрировать собственные варианты макияжа и причёсок.

Перечисленные виды способностей относятся к общим способностям, то есть показывают успехи ребёнка, которые могут проявляться в универсальных сферах его деятельности (обучение в школе, и спортивных секциях, работа по дому, изучение ремёсел).

Специальные способности. Демонстрируют успехи обучающихся детей в специализированных видах занятий и вызваны предрасположенностью к их развитию.

Способности Наклонности ребёнка
Способности к точным наукам (математика, физика, химия) Склонность к вычислениям, измерениям, анализу и упорядочиванию, свободное оперирование символьной системой, выявление логических связей в рассматриваемых процессах.
Музыкальные Любовь к различным видам музыкального искусства: вокалу, игре на музыкальных инструментах, способность запоминать и воспроизводить мелодии, попытки сочинять песни и мелодии самостоятельно.
Литературные Интерес к художественной литературе, самостоятельное чтение книг внешкольной программы, попытки написать собственное литературное произведение, способности к декламации.
Театрально-художественные Любовь к подражанию, исполнению пантомим, придумыванию и образному воплощению ролевых игр.
Способности в сфере изобразительного искусства Умение рисовать, лепить, чертить, создавать поделки собственными руками.
Технические Интерес к устройству различных агрегатов, навыки работы с механизмами и сложными аппаратами.
Спортивные Хорошо развитая координация движений, ловкость, сноровка. Физические нагрузки переносятся легко, тренировки посещаются с удовольствием.
Социальные, коммуникативные Определяют уровень свободного взаимодействия ребёнка в коллективе: умение договариваться, способность вовлечь в игру остальных, влиять на других детей во время игр и занятий.

Развитие детских способностей

В наше время развить у школьников те или иные способности не представляет больших трудностей. Обилие развивающих методик, секций, кружков предоставляет родителям массу возможностей для многостороннего развития своих детей.

Однако педагоги часто наблюдают следующее противоречие: родители готовы способствовать развитию тех детских наклонностей, которые в будущем, по их мнению, смогут обеспечить ребёнку престижную профессию и позволят достичь определённого жизненного успеха.

Казалось… Оказалось?

Так, например, усиленно развивая математические способности у ребёнка-сенсорика, родители желают со временем увидеть в нём успешного программиста или финансового аналитика. Но вероятность того, что в будущем они окажутся разочарованы, достаточно велика.

Скорее всего, даже окончив нужный вуз по этой специальности, потенциальный программист не достигнет ожидаемых успехов на этом поприще, и займётся другим видом деятельности.

А вот если родители будут ориентироваться на развитие истинных потребностей ребёнка, и в случае ярко выраженных у него сенсорных способностей будут стимулировать их совершенствование, то вероятность того, что ребёнок оправдает их надежды, став врачом, ветеринаром, популярным парикмахером или известным шеф-поваром окажется достаточно большой.

Помните, что только понимание истинных потребностей детей способствует гармоничному развитию заложенных в них способностей, максимально раскрывает и реализует их возможности и таланты.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

Как выявить и развить способности у ребёнка рассказывает специалист:

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок смог реализоваться в этой жизни, найти дело по душе, стать успешным человеком. Многие прикладывают все усилия для этого, с младенческих лет развивая малыша, водя его на кружки, находя лучших учителей и репетиторов. Чтобы такой подход принес максимум пользы, необходимо как можно раньше выявить способности ребенка и целенаправленно развивать именно их. Для этого мамам и папам следует знать, какие склонности бывают у детей и в каком возрасте они определяются. Об этом мы и поговорим сегодня.

Способности, склонности и задатки

Каждый ребенок от рождения обладает определенными особенностями организма и нервной системы. У одного отличный музыкальный слух, тело другого очень гибкое и легкое, третий с младенчества выделяется нестандартным мышлением. Такие генетические предпосылки называются задатками.

Дети интуитивно чувствуют, в какой деятельности им удается достигать высоких результатов легче всего. Они с увлечением осваивают эту область, отдают ей явное предпочтение. Такая избирательность в выборе занятий получила название "склонности". Обычно заметить их можно в возрасте 4-5 лет.

На основании задатков и склонностей, при правильном обучении и воспитании ребенка, формируются способности. Они помогают человеку легко добиваться успеха в той или иной профессиональной деятельности. Однако, если малыш родился в неблагоприятных условиях, его таланты могут никогда не проявиться. Способности детей дошкольного возраста важно вовремя замечать и поддерживать. Вряд ли бы Моцарт достиг столь выдающихся результатов, если бы в его доме не было ни одного музыкального инструмента.

Задатки художника

Творческие способности детей проявляются раньше других. Будущие художники с 3-5 лет:

  • подолгу и с удовольствием занимаются рисованием, лепкой, аппликацией;
  • передают через используемый материал характерные особенности предмета или персонажа;
  • не нуждаются в шаблонах, без подсказок открывают новые техники и приемы;
  • замечают красоту вокруг себя, любуются радугой, искрящимся снегом, с удовольствием рассматривают картины в музеях;
  • мастерят поделки прикладного характера, которыми можно украсить интерьер комнаты или использовать для создания стильного образа (бусы, браслеты).

Таких малышей важно приобщать к совместному творчеству, устраивать домашние выставки. Обязательно посетите музей изобразительных искусств, покажите ребенку репродукции знаменитых картин. Обращайте его внимание, как с помощью определенных красок или мазков художник добился нужного эффекта.

Музыкальный дар

Иногда его проявления можно заметить у годовалого малыша. Будущие композиторы и исполнители:

  • эмоционально реагируют на музыку, двигаются в такт;
  • узнают песню по первым нотам;
  • легко воспроизводят услышанную мелодию;
  • сами сочиняют простые песенки;
  • любят играть с музыкальными инструментами.

Если ваш ребенок проявляет такие качества, познакомьте его с классической музыкой. Вместе сходите на концерт, в оперу, посмотрите детский балет. Приобретите музыкальные игрушки. Когда малыш подрастет, установите на компьютер программы по созданию музыки. И, конечно же, отведите чадо в музыкальную школу.

Артистические данные

Многие великие актеры в раннем детстве с удовольствием читали стихи, взгромоздись на табуретку. Вашему малышу близка эта стезя, если он:

  • любит выступать перед публикой;
  • очень эмоционален;
  • выразительно жестикулирует;
  • подражает любимым героям, пародирует их движения, поведение, голос;
  • рассказывая о чем-то, пытается вызвать у слушателя определенную реакцию.

Творческие способности проявляются ярко всего в 10-15% случаев. Возможно, ваш ребенок пробует себя в разных областях. Задача родителей заключается в заботе о Знакомство с классической музыкой, занятия лепкой и рисованием, постановка домашних спектаклей, посещение театра юного зрителя - все это должно присутствовать в комплексе.

Литературные способности

Писателю требуется не только хорошая фантазия, чувство языка, творческий склад ума, но и жизненный опыт. Поэтому литературный талант проявляется достаточно поздно. Это может произойти в юношестве или во взрослом возрасте. Однако некоторые предпосылки можно заметить уже у дошкольников. К ним относятся:

  • любовь к книгам;
  • умение увлекательно и логично пересказать сюжет;
  • большой словарный запас;
  • интерес к сочинению собственных историй, стихов;
  • богатая фантазия.

Поощряйте попытки ребенка самостоятельно придумать сказку, вместе читайте интересные книги, играйте в игры со словами и рифмами. Даже если из чада не выйдет великого поэта, на уроках русского языка эти занятия сыграют свою роль.

Родителям важно уделять особое внимание развитию творческих способностей Именно в этот период можно научить их оригинально мыслить, свободно выражать себя через разные виды деятельности. В школьные годы на первый план выходит обучение и к жизни в обществе.

Спортивные задатки

Первые шаги на пути своей карьеры известные танцоры, гимнасты, пловцы и фигуристы делали в возрасте 4-5 лет. Стоит подумать о выборе спортивной секции, если ваш малыш:

  • очень подвижен;
  • отличается хорошей координацией, гибкостью, силой, ловкостью, выносливостью;
  • не боится упасть или получить синяк, покоряя очередную конструкцию на детской площадке;
  • любит играть в спортивные игры, участвовать в соревнованиях;
  • способен проявить завидное упорство, обучаясь кататься на коньках или прыгать через скакалку.

Технические склонности

Заметить их можно в старшем дошкольном возрасте. Такие дети:

  • предпочитают играть с машинками и конструкторами;
  • собирают из имеющихся в наличии деталей новые модели;
  • часто рисуют транспорт и технику;
  • пытаются самостоятельно что-нибудь "починить";
  • любят помогать отцу с ремонтными работами;
  • разбирают игрушки и приборы, чтобы понять, как они сделаны.

Развитие способностей у малышей иногда требует жертв. Это именно тот случай. Чтобы защитить от юного исследователя домашнюю технику, приобретите детскую мастерскую, подарите сломанный телефон и запишите чадо в технический кружок с 1 класса.

Математические таланты

Явные склонности чада к той или иной науке становятся очевидными в средних или старших классах школы. Психологи предостерегают от слишком раннего навешивания ярлыков, деления детей на "гуманитариев" и "технарей". Тем не менее, свидетельством математических способностей у ребенка может быть:

  • интерес к вычислениям и измерениям;
  • легкое восприятие и запоминание знаков, символов;
  • решение сложных для его возраста задач, примеров;
  • умение ориентироваться по часам и календарю еще до школы;
  • любовь к заданиям на логику и смекалку, головоломкам;
  • способность сравнивать предметы, классифицировать их по различным признакам.

Прививать к математике стоит вне зависимости от его склонностей. В школе этот предмет считается одним из основных. Подготовить малыша к освоению формул и теорем помогут игры, развивающие логику, абстрактное мышление, а также знакомящие с числами и геометрическими фигурами. В продаже можно найти много книг с интересными заданиями подобного типа.

Интеллектуальные способности

Наклонности к истории, физике, биологии или химии проявляются обычно в подростковом возрасте. О возможном таланте к наукам у малыша свидетельствуют:

  • любознательность;
  • отличная память;
  • интерес к учебе;
  • наблюдательность;
  • способность подолгу концентрироваться на интеллектуальных занятиях;
  • попытки поставить собственные опыты, эксперименты;
  • любовь к чтению энциклопедий;
  • увлечение ребусами, загадками на сообразительность и логику.

Способности ребенка только начинают формироваться, поэтому важно направить их развитие по правильному пути. Будущему ученому требуются не только глубокие знания в определенной области, но и умения творчески работать с информацией, формулировать проблемные задачи, самостоятельно находить их решение.

Для активности предлагайте ребенку решать интересные задания, требующие тщательного анализа ситуации и гибкости мышления. Играйте в игры, которые развивают произвольное внимание, учат строить прогнозы, придумывать эффективные стратегии.

Задатки лидера

Организационные способности ребенка становятся очевидными в среднем школьном возрасте. До этого мы можем говорить о них условно, так как дети еще только учатся общаться, взаимодействовать с коллективом, дружить. Настоящий лидер не тот, кто хочет быть первым и всеми командовать. Это человек, готовый взять на себя ответственность за других людей, вдохновить их и повести за собой.

Говорить о наличии лидерских задатков у малыша можно, если он:

  • самостоятелен;
  • быстро адаптируется к незнакомой ситуации;
  • уверенно общается с посторонним человеком, как с ребенком, так и со взрослым;
  • пользуется популярностью у сверстников;
  • любит руководить другими;
  • может увлечь друзей любимой игрой;
  • умеет убеждать, не пуская в ход кулаки;
  • интересуется чувствами и мотивами поведения окружающих людей.

Родителям таких детей следует давать им возможность самим принять решение, сделать выбор. Лидер должен с детских лет понять, чем чревата ошибка и как ее можно исправить. Поручайте малышу ответственные задания, хвалите за инициативу. В конфликтной ситуации вместе ищите компромисс. Обязательно прививайте сыну или дочке правильные моральные ценности. Ведь ему предстоит стать примером для других.

Ищем таланты

Развитие способностей у детей дошкольного возраста - дело нелегкое. Часто малыши интересуются всем понемногу. Важно, чтобы мама и папа разделяли любые занятия малыша, вместе с ним рисовали, пели, разгадывали загадки или бегали за мячиком. Это вселяет в маленького человечка уверенность в себе и желание экспериментировать.

На первое место в этом возрасте выходит развитие творческих способностей у детей. Умение создавать что-то новое, мыслить нестандартно обязательно пригодится в будущем и художнику, и ученому, и руководителю фирмы.

Способности ребенка при уважительном отношении к ним станут залогом его успешного будущего. Детей без талантов нет. Родителям важно отказаться от своих стереотипов и принять малыша таким, какой он есть. Тогда он раскроется и сможет вырасти счастливым человеком.

Творческий потенциал особенно сильно ценится в современном мире, поэтому выявлять его нужно с первых лет жизни. Это поможет легче понять малыша, определить, что ему на самом деле необходимо, направить его таланты в нужное русло и не дать им исчезнуть. Нынешнее общество дает много возможностей реализовать творческие способности, начиная с самого раннего детства.

Как определить творческие способности у малыша

У малышей первого года просыпается желание постичь все новое, неизведанное. Однако, часто родители не относятся серьезно к фантазиям ребенка и делают это напрасно. Именно в этом возрасте могут впервые заявить о себе еще до конца не сформированные, творческие способности вашего ребенка. Дети не боятся пробовать все новое, каждый вид деятельности является для них открытием. Часто во время игры дети проявляют свои наклонности, поэтому именно игра для малышей является одним из способов выявления способностей. С помощью некоторых игровых тестов профессионалы могут определить, насколько развито у ребенка воображение, как устроено мышление.

Считается, что если ребенок – левша, тогда у него, возможно, имеется творческая одаренность, потому что правое полушарие, которое доминирует у таких малышей, отвечает именно за творческое начало, абстрактное мышление и развитое воображение. Среди левшей больше всего художников, а также танцоров и музыкантов.

Понаблюдайте за ребенком. Уже в возрасте 1-2 лет малыш может иметь хорошо развитое чувство ритма. Если ребенок четко улавливает мотив мелодии, чувствует ритм, может двигаться или что-то напевать в такт, возможно, у него имеется музыкальная одаренность.

В 3 года ребенок способен рисовать. Художественно одаренные дети хорошо чувствуют цвета, их оттенки, могут создавать картины.

Каждый родитель мечтает, чтобы его малыш вырос успешным человеком, чтобы в жизни он занимался любимым делом, добиваясь высоких результатов в своей деятельности. Это возможно при условии своевременного выявления и развития природных способностей ребенка. Детские психологи утверждают, что все детки по-своему талантливы, и раскрыть эти таланты нужно именно в дошкольном возрасте, поскольку от этого зависит выбор специализированной школы, класса и ВУЗа. Итак, как определить способности ребенка?

  • Наблюдение – это один из простейших способов изучения способностей детей. Наблюдая за различными сферами детской деятельности, родители могут выявить те, которым малыш отдает наибольшее предпочтение.
  • Игра. Детская психология определяет игровую деятельность как основной род занятий для ребенка. Дети склонны выбирать те игры, к которым у них есть склонность, а значит, есть способности. Причем показательными являются не только развивающие, но и любые другие игры.
  • Помощь специалистов (психологи, педагоги). Существуют центры развития детей , которые специализируются на определении детских способностей в ходе комплексного обследования. Комплексное обследование включает установление степени интеллектуального развития, оценивание потенциальных возможностей и изучение творческого потенциала.
  • Тестирование. Процедуру тестирования могут проводить не только профессиональные психологи, но и сами родители. Так, для определения интеллектуальных и технических способностей используются вопросники, а для определения музыкальных или танцевальных способностей – специальные тестовые упражнения.

Тип способности Характеристика деятельности и развития малыша
Художественные Многие дети любят рисовать, но дети с художественными способностями передают в рисунках наиболее характерные черты предметов или людей. Причем ребенок рисует не только то, что он умеет или то, что ему показывали, а все, что видит вокруг себя. Его рисунки разноцветные и зависят от настроения.
Артистические Малыш без стеснения выступает перед взрослой аудиторией, он очень эмоционален и стремится подражать артистам или героям мультфильмов.
Музыкальные Ребенок способен легко запоминать мелодии и воспроизводить их, может сочинять свои простейшие мотивы.
Литературные Часто фантазирует, причем его фантазии отличаются логичностью и имеют окончание. У ребенка богатый словарный запас, он эмоционально пересказывает прочитанное или увиденное. Довольно рано учится читать.
Интеллектуальные Малыш имеет отличную память, он очень наблюдательный, всем интересуется, легко обучается, старается найти ответ на любой вопрос.
Спортивные Очень активный и целеустремленный ребенок с отличной координацией движений и ловкостью. Он постоянно находится в движении.
Технические Любимые игры – конструкторы и машинки. Активно интересуется бытовой техникой, инструментами. Часто старается отремонтировать сломанные игрушки или другие предметы.
Общение и лидерство Ребенок довольно легко приспосабливается к новым для себя условиям, легко общается как со сверстниками, так и со взрослыми, в большинстве ситуаций сохраняет уверенность в себе.

Эта таблица поможет родителям, задающимся вопросом, как определить способности ребенка, интерпретировать результаты своих наблюдений за малышом.

К сожалению, в наших школах не существует особого разделения на классы для детей с разными способностями. Некоторое разделение наблюдается только после 9-го класса, да и то только в сфере математики – ребята, у которых есть математические способности, могут продолжить учиться в специализированных классах с углубленным изучением данного предмета.

Поэтому основная задача по развитию способностей малыша возлагается на родителей, в помощь которым приходят многочисленные кружки, секции, художественные и музыкальные школы, центры эстетического развития и многое другое.

По мере взросления психофизиологическое состояние ребенка изменяется, при этом развитие не всегда протекает равномерно. Для родителей очень важно уметь правильно оценить уровень развития ребенка на определенных этапах его жизни.

Три года - это сенсомоторный этап детского развития, новая социальная ступенька, символизирующая переход малыша в младший дошкольный возраст. Этот период детские психологи называют «кризисом трех лет». Он проявляется в повышении самостоятельности и отделении от взрослых. По каким же критериям можно оценить навыки ребенка трех лет?

В возрасте трех лет общительность ребенка может резко измениться как в положительную, так и в отрицательную сторону. Несмотря на это, малыш должен уметь:

  • четко выговаривать слова,
  • называть свой возраст и имя,
  • давать ответы на простые вопросы,
  • говорить предложениями, состоящими из 5-6 слов,
  • иметь словарный запас не менее 250 слов,
  • рассказывать различные истории, стихотворения, сказки.

С возрастом у малыша улучшается координация движений и гибкость. Основные двигательные навыки ребенка трех лет:

  • прыжки на одной ноге,
  • умение наклоняться в разные стороны, не падая,
  • способность стоять на одной ноге в течение как минимум 5 секунд,
  • умение шагать назад.

Кроме того, кроха уже должен уметь:

  • закручивать и откручивать крышку на бутылке или банке,
  • пользоваться ножницами,
  • рисовать четкие геометрические фигуры (круги и квадраты).

Социальные навыки

Важнейшее значение в развитии ребенка имеют навыки общения со сверстниками и взрослыми. В трехлетнем возрасте малыш должен демонстрировать широкий спектр позитивных и негативных эмоций, высказывать привязанность к знакомым, проявлять первую дружескую привязанность к сверстникам.

Интеллектуальные навыки

Трехлетних деток часто называют «почемучками», поскольку характерная для них любознательность и любопытство вынуждают их задавать взрослым сотни вопросов. Детки хотят получить как можно больше знаний об окружающем их мире и родители должны помочь им в этом.

В трехлетнем возрасте детки должны уметь:

  • распознавать и называть основные цвета,
  • узнавать цифры до пяти,
  • уметь считать,
  • уметь сортировать предметы по разным признакам, например, по форме и цвету,
  • узнавать себя и близких людей на фотоснимках,
  • отгадывать простейшие загадки.

Для развития интеллектуальных навыков родители могут использовать развивающие игры и игрушки, учебно-познавательные фильмы и мультфильмы

Родители должны всячески поощрять самостоятельность детей. Чем более самостоятельным будет ребенок, тем проще он адаптируется в детском саду. Кроме того, самостоятельность способствует повышению уверенности в себе и в своих силах.

Трехлетние детки должны:

  • самостоятельно кушать,
  • самостоятельно одеваться и раздеваться,
  • самостоятельно умываться, мыть руки, чистить зубы, расчесываться, пользоваться носовым платком,
  • убирать игрушки,
  • ходить на горшок.

Если вдруг, читая списки навыков и умений, вы поняли, что ваш трехгодовалый кроха чего-то делать пока не умеет, не расстраивайтесь. Все детки разные, кто-то умеет все делать уже к третьему дню рождения, а кто-то научится к 3 годам и 10 месяцам. Но научится непременно, особенно если рядом будут любящие и во всем поддерживающие его родители.