Что такое буддизм и во что верят буддисты? Должны ли буддисты бороться с джихадом? Будда один, или их много.

Изучите Буддийскую терминологию. Это позволит вам гораздо проще понимать все прочитанное, так как большинство Буддийских терминов могут быть незнакомыми, особенно это касается людей с запада. Основные термины Буддизма включают в себя, но не ограничиваются:

Ознакомьтесь с различными Буддийскими школами. Двумя наиболее популярными школами в наше время являются Тхеравада и Махаяна. Хотя у обеих школ одни и те же основные принципы учений, все же существуют некоторые различия. Махаяна сосредотачивается на становлении бодхисатвы, а Тхерадава на практике Дхармы.

  • Существует много других школ Буддизма, например Дзен-буддизм, Буддизм Чистой Земли и Эзотерический Буддизм.
  • Не имеет значения, какую из заинтересовавших вас школ вы выберите, ведь основы учения буддизма остаются прежними.
  • Из-за древности религии Буддизма существует множество запутанных различий между всеми школами, которые не могут быть здесь освещены подробно; уделите больше времени для изучения интересующей вас информации.
  • Прочитайте о жизни Сиддхартхи Гаутамы. Множество книг написано об основателе Буддизма и простой поиск в Интернете покажет вам много статей о его жизни. Сиддхартха Гаутама был принцем, который оставил свой дворец и расточительный образ жизни для того, чтобы искать просветление. Несмотря на то, что он не является единственным воплощением Будды, однако он считается историческим основателем Буддизма.

    Узнайте о Четырех Благородных Истинах. Одно из фундаментальных понятий Буддизма – это учение, называемое Четыре Благородных Истины: истина о страдании, истина о причине страдания, правда об окончании страдания и истина пути, который ведет к концу страданий. Другими словами, страдание существует, у него есть причина и окончание, но и существует способ положить ему конец.

    • Четыре Благородных Истины не негативны, на самом деле они означают уменьшение страданий через их созерцание.
    • Четыре Благородных Истины подчеркивают, что преследование удовольствия абсолютно не важно.
    • Если вы запутаетесь в понятиях Четырех Благородных Истин, не думайте, что вы одиноки в этом; у большинства людей уходит много лет на полное осмысление этого учения.
  • Узнайте о реинкарнации и нирване. Буддисты верят в многократное перерождение каждого существа. После смерти человека он перерождается в новом обличии, и этот цикл жизни и смерти прерывается только тогда, когда сущность достигает нирваны. Сущность может переродиться в человека, небесное тело, животное, ад, асуру или голодного призрака сферы.

  • Понятие кармы. Карма тесно переплетается с реинкарнацией и нирваной, потому что именно карма определяет место и время перерождения сущности. Карма состоит хороших или плохих поступков, совершенных в этой и предыдущих жизнях. Плохая или хорошая карма может повлиять на сущность даже тысячи лет спустя, или же через пять следующих жизней, в зависимости от того, когда последствиям суждено произойти.

    • Плохая карма зависит от плохих действий или мыслей, таких как убийство, воровство или ложь.
    • Хорошая карма зависит от положительных действий или мыслей, таких как щедрость, доброта и распространение Буддийского учения.
    • Нейтральная карма вытекает из действий, которые не дают никакого реального эффекта, например, дыхания или сна.
  • Вопрос, послуживший заголовком для нашей статьи, может показаться, по меньшей мере, праздным: буддизм и христианство – совершенно разные религии, ничем не связанные между собой. Если человек является буддистом, он никак не может одновременно с этим быть христианином, так же как никто, будучи христианином, не может, вместе с тем, считать себя буддистом. Таким образом, сама постановка подобного вопроса кажется бессмысленной, однако, как ни странно, лишь на первый взгляд. Мы сформулировали этот вопрос, познакомившись с трудами ныне здравствующего четырнадцатого Далай–ламы Тэнзин Гьяцо.

    Для пояснения обратимся в прошлое. Весной 1988 года, в Лондоне, Тэнзин Гьяцо провел четырехдневный цикл лекций о тибетском буддизме, организованный лондонской Тибетской миссией. Открывая свой лекционный цикл, Далай-лама, в частности, сказал: "Здесь … присутствуют люди, хотя и не считающие себя буддистами, однако искренне стремящиеся узнать побольше о буддизме вообще и о тибетском буддизме в частности. Сюда так же относятся те, кто, следуя своей религии, живо интересуются чужими духовными традициями. Я уверен, что в буддийском учении они смогут найти решение различных близких им вопросов…" . Англия - страна, имеющая глубокие христианские корни. Несложно предположить, что большая часть тех, кто присутствовал на лекции Далай-ламы и кто "следует своей религии", - христиане, а значит, пожелание Тэнзин Гьяцо "обрести решение различных вопросов" в буддизме относится именно к ним.

    Эта уверенность в том, что христианин может найти духовную пользу в буддизме, и послужила основой написания данной статьи. В ней мы попытаемся ответить на следующие вопросы: совместимо ли мировоззрение, формируемое буддизмом, с мировоззрением христианина, может ли христианин практиковать буддизм и имеет ли он право при этом продолжать считать себя христианином, а также может ли христианин с помощью буддизма решить какие-либо духовные проблемы? Статья предназначена для неукрепленных в вере христиан, которые по неосведомленности полагают, что между религиями нет серьезной разницы, и пытаются расширить свой духовный опыт с помощью чуждых христианству религий.

    Прежде всего, немного познакомимся с буддизмом. Буддизм был основан Гаутамой Сиддхартхой из рода Шакья, жившим примерно в VI-V вв. до Р.Х., буддисты называют Сиддхартху Буддой, но Будда – это не имя, а титул, в переводе с санскрита означающий "пробудившийся". Гаутама был принцем и жил на территории нынешнего Непала. Познакомившись с людьми, страдающими болезнями, вплотную столкнувшись со старостью и смертью, Сиддхартха был потрясен, отказался от царства и стал отшельником. Как считают буддисты, в возрасте 35 лет Гаутама достиг состояния пробуждения. В течение всей своей жизни - он прожил 80 лет - Будда проповедовал учение, основой которого послужило его собственное мистическое озарение. Буддизм зародился на территории нынешнего штата Бихар в Индии. От традиционного индуизма буддизм отличается неприятием ведийского канона , а также отрицанием ключевого понятия индуизма "атман". Понятие "атман" имеет в индуизме множество значений, например оно может использоваться как синоним понятия "абсолют" . Так как сейчас в России не составляет труда найти в продаже книги, посвященные буддизму, мы не будем здесь подробно рассказывать о нем и перейдем к рассмотрению сформулированных выше вопросов.

    Огромное значение в буддизме играет личный духовный опыт: в основе буддизма лежит мистический опыт Будды : "…великая религиозная традиция, возникшая в Индии и распространившаяся по всей Центральной и Восточной Азии и даже за пределами этой части света, не была скована скриптуральными авторитетами индуизма и прямо возводила доктринальные основания к психотехническому опыту своего коренного Учителя. Речь идет о буддизме" . Помимо того, буддизм учит, что духовный опыт является критерием истинности любого духовного учения, и буддизма в частности: "…психотехника и йогический опыт всегда играли определяющую и доминирующую роль в буддизме,… именно результаты созерцания ложились в основу того или иного учения и именно они служили критериями его истинности…" ; "…истина выражается не в теории, а переживается в йогическом опыте, приводящем к… способности интуитивировать онтологическую реальность, то, что есть в действительности" . Это представление не ново, но, по сути, несостоятельно : любой духовный опыт содержит элементы теоретического знания и всегда интерпретируется на основании имеющихся у мистика мировоззренческих установок, не говоря уже о том, что мистический опыт может быть неверно истолкован. Если духовный опыт является главным критерием истинности буддийского учения, то каким образом можно объяснить тот факт, что для обретения этого опыта требуется ни больше ни меньше, как "…трансформация сознания, переворот в самой его основе…. Но для этой трансформации необходимо понимать природу обыденного, эмпирического сознания и характера психических процессов" . Разве понимание природы обыденного и характера психических процессов уже не заложено буддийской философией? Согласно буддизму, любое философское буддийское учение является указателем пути и методов, с помощью которых достигается высшая цель буддизма, нирвана . В сущности, буддисты признают, что для достижения поставленных перед ними духовных целей необходимо иметь правильное видение проблемы и правильную решимость для ее разрешения, но такая логика вызывает удивление. По сути, она призывает к получению "непредвзятого" духовного опыта, изначально определяя рамки этого опыта в своем учении. Главная цель, которую ставит перед собой буддизм, заключается в преодолении страдания, но для этого оказывается необходима "религиозная буддийская установка": "религиозная буддийская установка – вот то единственное, что приведет к окончательному решению проблемы страдания" . Если я ожидаю, что в результате какой-либо психотехники ко мне явится Будда, мой мистический опыт уже не может считаться непредвзятым, потому что я буду интерпретировать его в соответствии со своими ожиданиями. А если пришедший был не Будда, а, например, бес в образе Будды? К тому же, даже если в процессе какой-либо медитации мистика посещает некое видение, это доказывает только то, что в результате исполнения данной медитативной техники это видение может предстать перед человеком, любое же описание видения, тем более формулировка каких-либо мировоззренческих установок, основанных на содержании видения, является уже творчеством самого мистика, его собственной интерпретацией смысла всего увиденного, однако здесь не следует забывать, что эта интерпретация может быть ошибочна.

    Изучая буддизм, мы узнаем, что "…ни одна буддийская система никогда не рассматривалась в качестве учения, возвещающего истину в последней инстанции,… буддийский взгляд вообще заключается в том, что истина не может быть постигнута дискурсивно, ни описана в категориях дискурсивного мышления, ни быть выражена средствами дискурса" . Мы можем согласиться с тем, что любое описание истины не выражает всей ее полноты, но не с тем, что имеющееся выражение объективной реальности не является истинным только в силу того, что представляет собой описание истины, а не саму истину. Впрочем, лишь при условии, что под "истиной" понимается объективная реальность и ее описание адекватно реальной действительности . Дискурсивными средствами нельзя отразить полноту истины, но это не означает, что все, отражаемое методами дискурса, является ложным по определению. Ведь если это так, то буддистам придется выбросить все книги, посвященные буддизму. Если ни одно буддийское учение не "возвещает истину в последней инстанции", а главным источником истинности для буддистов является их личный духовный опыт, который, как выше уже указывалось, в свою очередь, так же абсолютным критерием истинности выступать не может, то какие выводы из этого можно сделать? На наш взгляд, вывод очевиден: у буддизма нет надежных критериев истинности, и все, чему учит буддизм, фактически принимается буддистами на веру!

    Для христианина, знакомящегося с любым религиозным движением, имеет огромное значение образ Бога в этой религии. Каким представляют себе Бога буддисты; тождественно ли буддийское представление о Боге образу Бога в христианстве? Процитируем здесь слова современного нам Далай-ламы: "В одной своей речи сам Будда говорит, что Будды не могут смыть водой причину несчастья, которой являются все злые дела и свойства. Не могут они смыть и само несчастье, не могут передать просветление другим. Будды могут только дать нам свое учение и показать нам дорогу к просветлению. Мы сами, в конечном счете, являемся своими собственными спасителями, и счастье находится в наших руках. Несчастье и счастье существ находится в их руках, зависит от их дел и не зависит от Будд. Поэтому в буддизме не принимается существование одного Бога как творца мира. Мы сами являемся господами самих себя. Ответственность за наше счастье или несчастье несем мы сами" . В отличие от буддизма, христианство учит о Боге-Творце, Боге-Спасителе мира: "всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший все [есть] Бог" (Евр.3:4), "Отец послал Сына Спасителем миру" (1Ин. 4:14), "ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" (Деян. 4:12), Бог христиан – это Бог любви, Которому далеко небезразлична как земная судьба человека, так и его посмертная участь: "Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его, сотворившего небо и землю, море и все, что в них, вечно хранящего верность, творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников, Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных. Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову" (Пс.145:5-9); "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3:16). Будда же закончил свою жизнь "призывом к своим ученикам, дабы они надеялись на собственные силы, были бы сами себе светильниками и усердно трудились во имя освобождения" . Подобное учение о спасении и источнике спасения является выводом из следующей предпосылки: "…согласно Махаяне1, каждое живое существо наделено природой Будды (то есть является Буддой потенциально), которую оно может реализовать через достижение пробуждения (бодхи) и таким образом стать Буддой"2. Если Православие учит, что между природой Бога и человека лежит пропасть, преодолеть которую невозможно, что обожение есть результат стяжания благодати Божьей, то учение буддизма основано на вере в возможность человека раскрыть якобы имеющуюся божественность собственной природы. Последователи махаяны учат: "Махаянская концепция Будды называется сверхмирской…. В ней Буддой в собственном смысле этого слова называется Дхармовое тело Будды (дхармакая ), которое представляет собою вечное и изначальное пробужденное сознание, составляющее основу и природу всех прочих состояний сознания" . В махаяне "дхармакая явно приобретает черты некоего вечного, неизменного и недвойственного Абсолюта…. Сколько бы не являлось Будд в бесчисленных мирах сансары , их подлинная природа, Дхармовое тело, будет одной и той же же. Другими словами, у всех Будд одно и то же Дхармовое тело. Более того, дхармакая образует истинную природу сознания всех живых существ, которые таким образом оказываются потенциальными буддами" . Подобная теория позволяет буддийским учителям "…рассматривать собственную личность и личность Шакьямуни как тождественные, а следовательно, они могли на полном основании писать сутры от имени Будды" . Концепция буддистов о дхармовом теле Будды очень похоже на оккультное учение о Христе . В силу того, что в буддизме человек сам для себя бог, то "бессмысленно молится Будде и о чем-либо просить его" .

    Интересно учение буддистов о личности. Сразу нужно отметить, что христианское понимание личности буддизм отвергает . Для буддиста личность "не является некоей единой сутью, единой "вещью"…. Она "лишь имя", данное агрегату различных психофизических элементов, структурно упорядоченное соединение которых и образует личность" . Личность в буддизме - это конгломерат дхарм , при этом "дхарма" понимается не как субстанция, а как психофизическое состояние, которое обладает каким-либо одним качеством, дхарма мгновенна. Каждая новая дхарма обусловлена предыдущей. Такое понимание личности приводит буддистов к отрицанию индивидуальной души . Следствием отрицания существования индивидуальной души является следующая идея: "…с точки зрения абсолютной истины Бодхисаттвам спасать некого и не от чего" . Спасение, с точки зрения буддизма, это самоуничтожение своего "я", своей души: "Бодхисаттва изживает саму идею "я", которое может быть спасено…" . При этом, нирвана – духовное состояние, к которому устремляются буддисты, – понимается как "… высшее внеличностное бытие, состояние покоя и блаженства" . Правда, возникает вопрос – бытие и блаженство кого? Ведь никого нет. Фактически "спасение", с точки зрения буддизма, выглядит так: жизнь есть кошмарный сон, но когда спящий просыпается, оказывается, что его самого не существует. Приняв буддийскую концепцию личности, христианину придется вычеркнуть из своей жизни, например, такое понятие как "любовь". Профессор Верховский прекрасно сказал о любви: "Любовь есть абсолютная воля к единству со всем сущим или со всем благим" . Говоря о тайне любви Бога, он продолжает: "В Боге каждое Лицо Пресвятой Троицы любит другие, т.е. всецело живет Ими как Собой" , прот. Сергий Булгаков писал о Божественной внутритроичной любви: "Бог есть самоотвергающая любовь Трех, которая имеет такую полноту взаимности, что соединяет Трех в одной жизни" , ведь "величайшее значение и назначение любви в том, что она соединяет любящих, так что у них становится одна общая жизнь, они живут друг в друге, обладая всем сообща" . Если нет личности, то нет любящих, которые могут соединиться. Буддизм отвергает личность, следовательно, он отвергает любовь, так как любовь личностна по своей природе. Буддизм – религия, которая призывает к милосердию, но при этом убивает любовь. Хорошим примером тому служит следующая история: "Два великих монаха-йогина плыли из Индии на Ланку и везли с собой много золота на строительство на Ланке буддийской ступы. Об этом прознала команда корабля и решила убить монахов, чтобы завладеть золотом. Монахи благодаря своим телепатическим способностям узнали об этом и решили защищаться. Они рассудили так: если эти матросы убьют монахов- бодхисаттв, они совершат ужасный поступок, из-за которого они наверняка попадут в ад … (пять поступков, непременно ведущих к рождению в наихудшем из адов- убийство отца, убийство матери, убийство архата, внесение смуты и раскола в монашескую общину и пролитие крови Будды), а население Ланки останется без ступы, которая тоже нужна для его совершенствования. Поэтому монахи и их сопровождающие первыми напали на матросов, повязали их и бросили в море. Побудительным мотивом такого, казалось бы, жестокого поступка было сострадание как к самим матросам (чтобы спасти их от адских мук), так и к жителям Ланки, которые могли остаться без буддийской святыни" . Представить, что православный святой действовал бы в соответствии с логикой буддийских монахов, принципиально невозможно.

    Вышеописанная история с монахами демонстрирует нам характерную черту буддийского мировоззрения: для буддиста мотивация совершенного поступка важнее самого поступка, так как благая, с точки зрения, буддиста, цель является оправданием средств ее достижения: "…во всех школах буддизма наиболее важна мотивация, в соответствии с которой практик принимает решение и ответственность за свои поступки" . История буддизма знает немало случаев, когда буддийские подвижники, борясь с тем, что они считали злом, прибегали к насилию. Эта вероучительная установка буддизма заставляет исследователей этой религии сделать интересный вывод: "…в современном буддизме есть тенденции, которые со временем могут привести к появлению организаций, склонных к насильственным, даже террористическим действиям" . Такие организации в буддизме уже существуют: можно привести пример буддийской школы "Новая традиция кадампа", созданной Геше Келсанг Гьяцо, объявленным своими сторонниками третьим Буддой, задачей которого является распространение буддизма на Западе. Эта организация имеет около ста центров в тридцати шести государствах. Последователи "Новой традиции кадампа" – противники далай-ламы, они обвиняют его в модернизме, суеверии и проамериканизме. Одним из деяний последователей школы "Новая традиция кадампа" является убийство 6 февраля 1997 года в Индии в Дхарамсале (штаб-квартира тибетского правительства в изгнании) трех монахов: директора школы буддийской диалектики Лобсанга Гьяцо и двух его воспитанников. В результате проведенного расследования выяснилось, что помимо совершенных злодеяний, сторонники Геше Келсанга Гьяцо планировали убийства еще более десяти человек, включая далай-ламу . Таким образом, несмотря на то, что буддизм имеет репутацию "мирной" религии, его учение уже сейчас позволяет совершать буддистам далеко не мирные поступки.

    Что буддизм говорит о страдании? "Страдание, согласно буддизму, не является следствием утраты некоего совершенного состояния (грехопадение), а есть фундаментальная и безначальная характеристика существования как такового, что сильно отличает позиции буддизма от позиций других мировых религий" .

    В буддизме, как и в индуизме, важнейшую роль играет закон кармы, учение о котором никак не может быть совместимо с христианством : "…огромную роль в буддизме играет закон кармы, который поистине можно считать стержнем буддийской доктрины" .

    Вывод, который может сделать христианин, познакомившись поближе с буддизмом, прекрасно сформулировали И.М. Концевич и В.А. Кожевников: "Мрачно и жутко становится при соприкосновении с буддизмом, хотя последний и рядится в тогу величия. Он ведет человека к величайшему греху – греху духовного самоубийства, вечного отлучения бессмертной души от источника жизни – Бога. На нем печать гордого отвержения духа отрицания, смерти" ; "В лице буддизма тварь забыла и отринула своего Творца и Промыслителя, поставив на его место роковой, бессмысленный круговорот будто бы безначальных, слепых, космических сил. Отсюда неутешная, неисцелимая скорбь буддийского пессимизма, этого законченного воплощения "души, не имеющей упования"" . Как видим, буддийское мировоззрение принципиально отлично от христианского, практиковать буддизм, рассчитывая на его духовную помощь, и при этом оставаться христианином невозможно, конечно, если христианин не решит совершить духовное самоубийство, в чем буддизм, несомненно, ему сможет помочь.

    Виталий Питанов

    Вероятно, у каждого в возникают вопросы, ответы на которые найти не так просто. Многие задумываются о духовном начале, начинают искать путь к осознанию своего бытия. Одна из древнейших религиозных конфессий - буддизм, помогает в таких поисках, учит постижению мудрости и повышению собственной духовности.

    Что это за религия

    Ответить кратко, что такое буддизм, сложно, поскольку эта , её постулаты больше напоминают философское учение. Одним из принципиальных положений является утверждение того, что постоянно только непостоянство . Говоря проще, в нашем мире постоянен лишь непрекращающийся круговорот всего: событий, рождения и смерти.

    Считается, что мир возник сам по себе. А наша жизнь это, по сути, поиск причин нашего появления и осознания , для которых мы появились. Если говорить о религии кратко, то буддизм и его путь - это нравственное и духовное , осознание того, что вся жизнь есть страдание: рождение, взросление, привязанности и достижения, боязнь потерять достигнутое.

    Конечная цель - просветление, достижение высшего блаженства, то есть «нирваны». Просветлённый независим от каких-либо концепций, он постиг своё физическое, ментальное, разум и дух.

    Истоки буддизма

    На севере Индии в городке Лумбини в царской семье родился мальчик Сиддхартха Гаутама (563-483 гг. до н. э., по другим сведениям - 1027-948 гг. до н. э.). В возрасте 29 лет, задумавшись о смысле жизни, Сиддхатрха, покинул дворец и принял аскетический . Поняв, что суровый аскетизм и изнуряющие , не дадут ответов, Гаутама решил очистить путём глубокой .

    К 35 годам он достиг просветления, став Буддой и учителем для своих последователей. Основатель буддизма Гаутама прожил до восьмидесяти лет, проповедуя и просвещая. Примечательно, что буддисты принимают в качестве учителей просветлённых других религий, например, Иисуса и Магомета.

    Отдельно о монахах

    Сообщество буддийских монахов считают самым древним религиозным сообществом. Образ жизни монахов не подразумевает полное отдаление от мира, многие из них активно участвуют в мирской жизни.

    Обычно путешествуют небольшими группами, останавливаясь вблизи от мирян, разделяющих их веру, так как именно на монашество возлагается миссия сохранения, просвещения в вере, наставление и распространение учения Гаутамы. Примечательно, что после принятия решения посвятить свою жизнь монашеству от посвящённых не требуется полного разрыва с семьёй .

    Монахи живут за счёт пожертвований мирян, довольствуясь лишь самыми необходимыми вещами. Кров, и им предоставляют миряне. Считается, что мирянин, помогающий монаху в его миссии, улучшает свою , прорабатывая её негативные моменты. Поэтому верующие миряне обеспечивают монастыри материально.

    Задача же монахов - показать своим примером правильный образ жизни, изучать религию, самосовершенствоваться и нравственно и духовно, а также хранить религиозные письмена, священную книгу буддизма - Трипитака.

    Знаете ли вы? Вопреки существующему мнению, что монахами в буддизме являются только мужчины, женщины среди них также были, называли их бхикшуни. Классический тому пример - мать Гаутамы Махапраджапати, которую он сам и возвёл в монашеский сан.

    Основы учения

    В отличие от других религий в буддизме больше философии, чем мистицизма или слепой веры. Основные идеи буддизма зиждутся на «четырёх благородных истинах». Рассмотрим кратко каждую из них.


    Истина о страдании (духкха)

    Истина о страдании заключается в том, что оно непрерывно : мы рождаемся из страдания, в течение жизни испытываем его же, постоянно возвращаясь мыслями к каким-то проблемам, достигнув чего-либо, боимся потерять, опять страдая по этому поводу.

    Мы мучаемся в поисках исправления поступков прошлого, испытываем вину за проступки. Постоянные переживания, боязнь , страх пред неминуемой старостью и смертью, неудовлетворение, разочарования - это и есть круговорот страдания. Осознание себя в этом круговороте - это первый шаг к истине.

    О причине страдания (тришна)

    Следуя по пути самосознания, мы начинаем искать причину постоянной неудовлетворённости. При этом все и поступки поддаются скрупулёзному анализу, в результате приходим к тому, что жизнь - это постоянная борьба со страданием . Стремясь к чему-то и получая желаемое, человек начинает желать ещё большего, и так по кругу. То есть первоисточником наших страданий является ненасытная жажда всё новых и новых свершений.

    О прекращении страдания (ниродха)

    Вращаясь в круговороте борьбы с собственной неудовлетворённостью, многие ошибочно полагают, что избавиться от страданий можно путём победы над своим эго. Однако этот путь приводит к саморазрушению. Прийти к пониманию пути без страдания можно, лишь прекратив борьбу с ним .

    Отпустив негативные мысли (злость, зависть, ненависть, разрушающие ум и душу ), начав искать в себе благочестие, мы можем отстранёно посмотреть на свою борьбу. При этом приходит понимание об истинной цели - прекращение борьбы есть нравственное очищение, отказ от нечестивых мыслей и желаний.


    Истина о пути (марга)

    Важно правильно понять истинный путь к просветлению. Будда называл его «серединным путём», то есть саморазвитие и духовное очищение без фанатизма. Некоторые его ученики понимали истину о пути превратно: они видели её в полном отречении от желаний и потребностей, в самоистязании, а в медитативной практике вместо спокойного сосредоточения, старались ввести довести себя до .

    Это в корне неверно: даже Будда нуждался в еде, одежде, чтобы иметь силы для дальнейшего проповедования. Он учил искать путь между суровым аскетизмом и жизнью в наслаждениях, без крайностей. На пути просветления важную роль играет медитативная практика: при этом сосредоточение направлено большей частью на обретение душевного равновесия и наблюдения за потоком своих мыслей в настоящий момент.

    Научившись разбирать свои поступки здесь и сейчас, в будущем можно избежать повторения каких-либо ошибок. Полное осознание своего «я», умение шагнуть за пределы эго приводят к осознанию истинного пути.

    Знаете ли вы? На холмах к востоку от г.Монива в Мьянме есть необычные статуи Будды. Обе полые внутри, открыты для всех желающих, внутри же находятся изображения событий, связанных с развитием религии. Одна из статуй возвышается на 132 метра, вторая изображающая Будду в лежащем положении, имеет длину 90 метров.


    Во что верят буддисты: этапы буддийского пути

    Последователи учения Будды считают, что каждый человек появился на этой земле не случайно, у каждого из нас с каждым нашим появлением (реинкарнация) есть шанс очистить карму и достичь особой благодати - «нирваны» (освобождение от перерождений, состояние блаженного покоя). Для этого нужно осознать истину и освободить свой разум от заблуждений.

    Мудрости (праджня)

    Мудрость заключается в решимости следовать учению, осознании истин, проявлении самодисциплины, отречении от и желаний . Это - видение ситуации сквозь призму сомнений и принятие самого себя и окружающей действительности таковыми, какими они есть.

    Постижение мудрости заключается в противопоставлении своему «я», интуитивном прозрении путём медитации, преодолении заблуждений. Это - одна из основ учения, заключающаяся в постижении реальности, незамутнённой мирскими предубеждениями. Само слово на санскрите означает «сверхзнание»: «пра» - высший, «джня» - знание.

    Нравственности (шила)

    Нравственность - ведение правильного образа жизни : отказ от насилия в любой его форме, торговля оружием, наркотиками, людьми, злоупотребление . Это соблюдение морально-этических норм: чистота речи, без употребления бранных слов, без сплетен, лжи, грубого отношения к ближнему.


    Сосредоточения (самадхи)

    Самадхи на санскрите - объединение, завершение, совершенство. Овладение методами сосредоточения, осознание себя не как индивидуальности, а в слиянии с высшим космическим разумом . Подобное просветлённое состояние достигается путём медитаций, успокоения своего сознания и созерцания, в итоге просветление приводит к совершенному сознанию, те есть к нирване.

    О течениях буддизма

    За всю историю учения образовалось много школ и ответвлений от классического восприятия, на сегодняшний момент выделяют три основных течения, о них и поговорим. По сути, это три пути к знанию, которые Будда передал ученикам разными методами, в разной интерпретации, но все они ведут к одной цели.

    Хинаяна

    Хинаяна представляет собой старейшую школу, претендующую на точную передачу учения его основателем - Буддой Шакьямуни (в миру - Гаутамой), основанной на первых проповедях учителя о четырёх истинах. Основные постулаты веры последователи черпают из самых авторитетных (по их утверждению) источников - Трипитаки, священных текстов, составленных после ухода Шакьямуни в нирвану.

    Из всех школ (восемнадцать) хинаяны сегодня существует «тхеравада», больше практикующая медитативные занятия, чем философия учения. Цель последователей хинаяны - уйти от всего мирского путём строго отречения, достичь просветления, подобно Будде, и покинуть цикл сансары, уйдя в состояние блаженства.

    Важно! Ключевое отличие Хинаяны от Махаяны: в первой Будда - реальная личность, достигшая просветления, во второй - метафизическое проявление.


    Махаяна и Ваджраяна

    Течение Махаяна связывают с учеником Шакьямуни - Нагарджуной. В этом направлении теория Хинаяны переосмыслена и дополнена. Это направление получило распространение в Японии, Китае и Тибете. Теоретическая основа - это сутры, письменная форма духовных откровений, по утверждению практиков самого Шакьямуни.

    Однако сам учитель воспринимается как метафизическое проявление природы, первоматерия. Сутры утверждают, что учитель не покидал сансару и не может её покинуть, поскольку часть его находится в каждом из нас.

    Основы Ваджраяны - . Само направление вместе с практикой Махаяны использует , различные ритуалы и обряды, чтение для укрепления личности и её духовного роста, и самосознания. Наиболее почитают тантристы Падмасамбхаву, основателя тантрического течения в Тибете.

    Как стать буддистом

    Для человека, заинтересовавшегося учением, есть несколько рекомендаций:

    • До того как стать буддистом, почитайте соответствующую литературу, незнание терминологии и теории, не позволит погрузиться в учение полностью.
    • Следует определиться с направлением, выбрать подходящую для себя школу.
    • Изучите традиции выбранного течения, медитативные практики и основные постулаты.

    Чтобы стать частью религиозного учения, необходимо пройти восьмеричный путь осознания истины, который состоит из восьми этапов:

    1. Понимание, которое достигается путем размышления об истинности бытия.
    2. Решимость, которая выражается в отречении от всего сущего.
    3. Данный этап заключается в достижении речи, в которой отсутствуют любая ложь и бранные слова.
    4. На данном этапе человек учится совершать только благие дела.
    5. На данном этапе человек приходит к пониманию истинной жизни.
    6. На данном этапе человек приходит к осознанию истинной мысли.
    7. На данном этапе человек должен достичь полного , отрешения от всего внешнего.
    8. На данном этапе человек достигает просветления, пройдя все предыдущие этапы.

    Пройдя этот путь, человек познаёт философию учения и приобщается к ней. Новичкам рекомендуют обратиться за наставлением и некоторыми разъяснениями к учителю, это может быть странствующий монах.

    Важно! Учтите, что несколько встреч не дадут того результата, который вы ожидаете: учитель не сможет дать ответы на все вопросы. Для этого рядом с ним нужно прожить бок о бок продолжительное время, возможно годы.

    Главная работа над собой заключается в отречении от всего негативного, нужно применять в жизни всё, о чём вы прочтёте в священных текстах. Отказаться от вредных привычек, не проявлять насилия и грубости, сквернословия, помогать людям, не ожидая ничего взамен. Только самоочищение, самосовершенствование и нравственность приведут вас к пониманию самого учения и его основ.

    Официального признания вас как истинного последователя можно добиться на личной встрече с Ламой. Только он решит, готовы ли вы следовать учению.


    Буддизм: отличия от других религий

    Буддизм не признаёт одного бога, творца всего сущего, учение основано на том, что в каждом есть божественное начало, каждый может стать просветлённым и достичь нирваны. Будда - это учитель.

    Путь просветления, в отличие от мировых религий, состоит в самосовершенствовании и достижении нравственности и морали, а не в слепой вере. Живая религия признаёт и признавала науку, плавно под неё подстраиваясь, признаёт существование других миров и измерений, считая при этом Землю благословенным местом, откуда путём очищения кармы и достижения просветления можно попасть в нирвану.

    Священные тексты не являются непререкаемым авторитетом, а лишь руководством и наставлением на пути к истине. Поиск ответов и осознание мудрости лежит через познание самого себя, а не беспрекословное подчинение постулатам веры. То есть сама вера основывается, прежде всего, на опыте.

    В отличие от христианства, ислама и иудаизма, буддисты не признают идею об абсолютном грехе. Грех с точки зрения учения - это ошибка личности, которую можно исправить в последующих перевоплощениях. То есть, нет строгого определения «ад» и «рай» , поскольку в природе нет морали. Всякая ошибка поправима и в итоге любая личность путём реинкарнации может очистить карму, то есть погасить свой долг перед Вселенским разумом.

    В иудаизме, исламе или христианстве единственным спасением есть Бог. В буддизме спасение зависит от самого себя, постижения своей природы, следованию морально-этических норм, воздержании негативных проявлений своего эго, самосовершенствования. Есть отличия и в монашестве: вместо полного бездумного подчинения настоятелю, монахи принимают решения всей общиной , руководителя общины выбирают также коллективно. Конечно, к старшим и опытным должно проявляться уважение. В общине также, в отличие от христианских, нет званий или рангов.

    Всё о буддизме узнать сразу невозможно, учение и совершенствование идёт годами. Проникнуться истинами учения можно, лишь всецело посвятив себя этой религии.

    Вопрос: Что такое буддизм и во что верят буддисты?

    Ответ: Буддизм является одной из ведущих мировых религий по количеству приверженцев, географическому распространению и социально-культурному влиянию. Воспринимаясь, в основном, как «восточная» религия, он становится все более популярным и влиятельным в западном мире. Это – уникальная мировая религия, хотя она имеет много общего с индуизмом, так оба учат о карме (причинно-следственная этика), Майя (иллюзорность мира) и Самсара (цикл перевоплощения). Буддисты верят, что конечной целью жизни является достижение «просветления» в их понимании.

    Основатель буддизма, Сиддхартха Гаутама, родился в королевских владениях Индии около 600 лет до н.э. Как гласит легенда, он жил в роскоши, под слабым воздействием из внешнего мира. Его родители желали избавить его от влияния религии и защитить от боли и страданий. Тем не менее, вскоре гармония в его убежище была нарушена – он имел видения старца, больного человека и трупа. Его четвертым видением был мирный монах-аскет (тот, кто отрицает роскошь и удобства). Видя спокойствие монаха, он сам решил стать аскетом. Он отказался от своей жизни в богатстве и достатке, стремясь к просветлению через аскетизм. Он достиг успеха в этом роде укрощения плоти и интенсивной медитации, став лидером среди своих сверстников. В конце концов, его усилия завершились последним актом. Он «побаловал» себя миской риса и сел под смоковницей (также называемой деревом Бодхи), чтобы медитировать до тех пор, пока не достигнет «просветления» или же погибнет. Несмотря на его мучения и искушения, на следующее утро он достиг просветления. Таким образом, он стал известен как «просветленный» или «Будда». Он взял на вооружение свое новое понимание и начал преподавать своим собратьям-монахам, над которыми уже приобрел значительное влияние. Пять товарищей стали его первыми последователями.

    Так что же Гаутама открыл? Просветление лежит «посредине», а не в роскошной неге или самоуничижении. Также он обнаружил то, что в последствии стало известно как «Четыре благородные истины»: 1) жить – значит страдать (Дукха); 2) страдание вызвано желанием (Танха или «привязанность»); 3) устранить страдания можно избавившись от всех привязанностей; 4) это достигается за счет следующих благородного восьмиэтапного пути. «Восьмиэтапный путь» заключается в наличии правильных 1) точки зрения; 2) намерений; 3) речи; 4) действий; 5) образа жизни (монашество); 6) усилий (направлять энергию должным образом); 7) сознания (медитации); 8) концентрации. Учения Будды были собраны в Трипитаку или «Три корзины».

    В этих отличительных доктринах заложены учения, общие с индуизмом, а именно: реинкарнация, карма, майя и тенденция воспринимать реальность пантеистичной в своей ориентации. Буддизм также предлагает замысловатую теологию божеств и возвышенных существ. Однако, как и в индуизме, в буддизме сложно точно определить взгляды на Бога. Некоторые течения буддизма могут по праву называться атеистическими, тогда как другие можно назвать пантеистическими, а третьи, такие как буддизм Чистой Земли, – теистическими. Классический буддизм, однако, не упоминает о реальности высшего Существа и поэтому считается атеистическим.

    Буддизм достаточно разнообразен. Его в общем можно разделить на две широкие категории: Тхеравада (Учение старцев) и Махаяна (Великая колесница). Тхеравада является монашеским течением, которое закрепляет просветление и нирвану за монахами, в то время как буддизм Махаяны расширяет эту цель просвещения и на мирян, не монахов. В рамках этих категорий можно найти многочисленные ответвления, включая в частности Тэндай, Ваджраяну, Нитирэнизм, Сингон, Чистую землю, Дзэн и Ребу. Для людей извне, стремящихся понять буддизм, важно не претендовать на знание всех деталей конкретной школы буддизма, если они изучили лишь классический, исторический буддизм.

    Будда никогда не считал себя богом или божественным существом. Напротив, он считал себя «проводником» для других. Лишь после смерти некоторые из его последователей присвоили ему божественный статус, хотя и не все его ученики согласились с этим. Тем не менее, в Библии говорится совершенно ясно, что Иисус был Сыном Бога (Матфея 3:17: «И голос с неба сказал: Это Мой любимый Сын, в Нем Моя отрада») и что Он и Бог едины (Иоанна 10:30). Никто не может считать себя христианином, не исповедуя веру в Иисуса как в Бога.

    Иисус учил, что Он есть путь, а не просто тот, кто показал его, как подтверждает Евангелие от Иоанна 14:6: «Я – Путь, Истина и Жизнь. Только через Меня можно прийти к Отцу». До смерти Гаутамы, буддизм обрел значительное влияние в Индии, а триста лет спустя он охватил значительную часть Азии. Писания и высказывания, приписываемые Будде, были написаны около четырехсот лет после его смерти.

    В буддизме грехом, в основном, считается невежество. И хотя грех воспринимается как «моральная ошибка», контекст, в котором различаются «зло» и добро», является аморальным. Карма считается балансом природы, на который невозможно повлиять лично. Природа не имеет морали, поэтому карма – не моральный кодекс, и грех, в итоге, не является аморальным. Таким образом, можно сказать, что, согласно буддистскому учению, наша ошибка не является моральной проблемой, так как она – это безличная ошибка, а не межличностное нарушение. Последствия этого понимания разрушительны. Для буддистов грех больше похож на проступок, чем на преступление против природы святого Бога. Это понимание греха не согласуется с врожденным нравственным сознанием того, что люди находятся в положении осужденных за свои грехи перед святым Богом (Римлянам 1–2).

    Последователи буддизма считают, что грех является безличной и поправимой ошибкой, но это противоречит учению о порочности – основной доктрине христианства. Библия говорит нам, что грех человека является вечной проблемой и имеет бесконечные последствия. В буддизме нет нужды в Спасителе для избавления людей от их гибельных грехов. Для христианина Иисус является единственным средством спасения от вечного проклятия. Буддисты же основываются только на этике жизни и медитативном обращении к возвышенным существам, в надежде на возможное достижение просветления и окончательной нирваны. Более чем вероятно, что им придется пройти через ряд перевоплощений, чтобы погасить огромные накопления кармических долгов. Для истинных последователей буддизма религия является философией морали и этики, воплощенной в жизни в воздержании от собственного «я». В буддизме реальность является безличной и относительной, поэтому она не важна. Кроме того, что Бог рассматривается как иллюзорное понятие, растворяя грехи в неморальные ошибки и отвергая все материальные реальности как майя («иллюзия»), даже мы сами теряем «себя». Личность становится иллюзией.

    Относительно вопросов о создании мира и вселенной, а также об их создателе учение Будды умалчивает, потому что в буддизме нет ни начала, ни конца. Вместо этого существует бесконечный круг рождений и смертей. Можно было бы спросить, какой вид Существа создал нас, чтобы жить, терпеть такую боль и страдания, а затем умирать снова и снова? Это может заставить задуматься – а в чем же смысл, зачем? Христиане знают, что Бог послал Своего Сына умереть за нас, один раз, чтобы нам не пришлось страдать всю вечность. Он послал Своего Сына, чтобы дать нам знание, что мы не одиноки и что мы любимы. Христиане знают, что в жизни есть нечто большее, чем страдания и смерть: «…теперь сделал ее зримой явлением нашего Спасителя Христа Иисуса, уничтожившего смерть и Радостной Вестью открывшего миру жизнь и бессмертие» (2 Тимофею 1:10).

    Буддизм учит, что нирвана является высшим состоянием бытия, состоянием чистого бытия, которое достигается за счет заслуг каждой отдельной личности. Нирвана не поддается рациональному объяснению и логическому порядку, и поэтому ей не можно научить, а только реализовать. Небесное учение Иисуса, напротив, весьма конкретно. Он учил нас, что наши физические тела умирают, но души возносятся, чтобы пребывать с Ним на небесах (Марка 12:25). Будда учил, что люди не имеют индивидуальной души, что индивидуальность или «эго» являются иллюзией. У буддистов нет милосердного Небесного Отца, пославшего Своего Сына умереть за нас, для нашего спасения, чтобы обеспечить нам путь для достижения Его славы и величия. В конечном счете, именно поэтому буддизм должен быть отвергнут.

    Принял православие и уехал жить в Россию, чтобы учиться в духовной семинарии Петербурга, вызвала немало споров среди интересующихся буддизмом. Поводом для них послужила причина отказа тайца от родного вероисповедания: по его словам, в этой религии (или философском течении – как угодно) нет личности единого Бога, Творца. Монотеизм и буддизм – якобы, несовместимые понятия. Приводились контраргументы, выражались сомнения, сомневалась и задавалась вопросами и я.

    Чтобы вместе со своими читателями начать распутывать клубок наших не знаний об основной религии Таиланда, начну с примитивной преамбулы. Перевожу лекцию компетентного в этом вопросе человека – буддиста, исследователя учения Будды из США.

    Автор – Кусалу Бхикшу, буддистский духовный деятель из США, Лос-Анжелес. В 1979 году он заинтересовался практикой медитации, а в 1981 году официально принял буддизм. Получил степень бакалавра, закончив лос-анжелесский Колледж буддистских исследований. Живет и работает в Международном центре буддистской медитации, в Лос-Анжелесе. Общественно-религиозный деятель, волонтер. Проповедует для студентов, учащихся школ и заключенных.

    Источник: urbandharma.org

    Почему буддисты не обсуждают опрос о Боге

    “Будда никогда не упоминал о едином Боге. Значит ли это, что все буддисты – атеисты, и не верят в Бога? Верил ли в него сам Будда?

    Принц Сиддхартха Гаутама – Будда – появился на свет за 500 лет до Рождества Христова, на территории современного Непала, которая в то время была частью Индии. Отец будущего основателя буддизма хотел, чтобы сын посвятил свою жизнь правлению королевством.

    Мир, в котором родился Будда, был волшебным. Природа была в полной в гармонии с богами, все в нем было будто живым. Деревья, озера, горы, небо – на каждое явление приходилось свое божество. Если люди нуждались в дожде, они просили помощи у одного духа, если же им нужно было прекратить дождь, они просили другого. Религиозные обряды были работой индийских жрецов, и за нее исправно и высоко платили. В те времена жрецами становились только люди, родившиеся в надлежащей семье. Никакие другие факторы не могли на это повлиять: ни образование, ни приобретенные в течение жизни звания.

    Но в обществе были религиозные люди совсем другого плана. Нищие монахи оставляли свои семьи, друзей, работу для того, чтобы найти ответы на главные вопросы. Они уходили жить в пещеры и леса, где целыми днями практиковали медитации. Намеренно отказавшись от всех удобств, странствующие аскеты стремились понять суть земных страданий.

    Монахи практиковали разные виды медитаций. К примеру, в медитации умиротворения нужно было думать только об одной вещи: как дуешь на свечу или произносишь одни и те же слова снова и снова. Когда разум становится сосредоточенным на одном, в человеке появляется великое миролюбие. Даже если монах, медитируя, просидел весь день под холодным дождем, он нашел в своей практике сущность счастья.

    Отречение – это когда, человек отказывается от всех материальных вещей, которые делают его жизнь наполненной удовольствиями. Богатые люди покупают много вещей, чтобы сделать себя счастливыми, а свою жизнь – более комфортной, полагая, что счастье и комфорт зависят от количества и качества того, чем они владеют.

    Когда с помощью медитации и долгих лет отречения странствующие монахи могли ясно видеть свои собственные страдания, они приходили к пониманию того, что счастье не зависит от количества вещей, которыми владеют люди. Оно зависит только от того, какую жизнь ты проживаешь.

    Сам Сиддхартха Гаутама в 29 лет перестал молиться и просить прекратить свои мучения и страдания других людей. Оставив родных и друзей, он ушел в чащу леса, где снял с себя всю одежду и драгоценности, прикрыл свое тело ветошью, остриг волосы и приступил к медитации. Он стал тем самым нищим монахом. Шесть лет Сиддхартха Гаутама старательно трудился, и в итоге он прекратил свои страдания навсегда – достиг нирваны. После этого он начал помогать другим людям избавиться от их страданий.

    Верил ли Будда в какого-либо бога

    Для Будды понятие монотеизма (учение о едином Боге) было чуждо. В его мире существовала много богов, один из них – Брахма, главный Бог-Творец.

    Во времена Будды, за 500 лет до того как в этот мир пришел Иисус Христос, единственным народом, верующим в единого Бога, были евреи.

    Будда никогда не покидал Индию, он странствовал из деревни в деревню. В течение своей жизни, он никогда не уходил дальше 200 миль от своего родного дома. За всю свою жизнь он никогда не встречал еврея, поэтому никто ему никогда не рассказывал о едином Боге.

    Учение Будды не объясняет, как нужно поклоняться богам Индии, не говорит о том, кто является истинным Богом. Несмотря на это сам Будда был теистом – он верил в богов индийского пантеона, но его учение не является теистическим. Будда был сосредоточен на состояние самого человека: его рождении, болезнях, несчастьях, старости и смерти. Путь буддиста – поиск согласия с этими неприятными аспектами жизни, избавления от страданий во время их прохождения.

    Таким образом, буддисты не воспринимают Будду, как бога, которому нужно поклоняться. Его почитали и воспринимали, как великого учителя, подобно тому, как мы уважаем Авраама Линкольна как великого президента.

    Будда был человеком, который открыл для себя совершенство в Нирване. Благодаря ей, он узнал причины страдания людей и стал просвещенным. Таким образом он прекратил свои страдания навсегда.

    Значит ли это, что все буддисты атеистичны

    Нет. В своей жизни я встречал очень много буддистов, которые верят в Бога, также встречал и атеистов. Есть и те, кто попросту сами не могут ответить на этот вопрос. В буддизме намного важнее достичь состояния нирваны, чем то, являешься ли ты атеистом или верующим.

    Если у буддистов нет Бога, что послужило началом Вселенной

    Когда Будду спросили о том, что было причиной создания Вселенной, он не ответил ничего. В буддистской религии не описывается первый случай появления на свет жизни. Вместо этого в ней существует понятие о бесконечном круге рождения и смерти. Он просто не прекращается.

    Итак, если ты буддист, можешь верить в то, что первым на Земле был рожден Бог. Это никак не противоречит учению Будды, которое было сконцентрировано на достижении состояния нирваны. Также ты можешь верить в научные теории происхождения жизни на Земле (например Теория большого взрыва и др.) Некоторых буддистов этот вопрос никогда не волновал, что также нормально для буддизма. Знание о том, как был создан мир, не положит конец твоим страданиям, оно просто вам даст больше материала для размышления.


    Буддист может верить в Бога или богов, может быть атеистом

    Учение Будды может помочь человеку прекратить его страдания, с помощью мудрости и сочувствия ко всему живому. И Священные Писания буддизма не говорят о том, должны вы верить в Бога или нет, вам оставляется выбор. На протяжении всей своей жизни и всего учения Будда никогда не упоминал о едином Господе.

    Мудрый человек однажды сказал:

    1. Я не принимаю это за правду. 2. Я не принимаю это за ложь. 3. Я не говорю, что это неправильно. 4. Я не говорю, что это правильно. 5. Я не говорю, что это является правдой или ложью. 6. Это одновременно является и правдой, и ложью, одновременно верно и в то же время – нет”.

    Послесловие от Марты

    Духовные поиски и исследование религий – такое же важное для меня занятие… Что я несу? Это главные занятия моей жизни с самого детства. Семья? Спокойно, семья – и есть часть духовного пути всякого нормального человека, так что все паззлы мировоззрений у меня не так уж плохо складываются. Позже непременно поведаю о том, как я пошла по наклонной и ненормально много задавала себе вечные безответные вопрос: “Кто я, да зачем я, да почему то и се”. Вкратце же, лет в 10 я подумала, что буддизм мне подходит больше православия, потому что Будда велел не убивать животных и не есть их. А родной Христос ничего насчет “не есть” вроде как не говорил. В общем, личность азиатского Учителя вызывает во мне не меньшее (как бы странно ни звучало последнее слово, если произнести его вслух), чем наш православный Спаситель.

    Спустя 20 лет, так и не ставши буддисткой, прожив 3 года в Таиланде, я поняла, что ничего толком не знаю о религии этой страны. Ведь последние годы меня увлекли за собой Кришна, Рама,Ганеша, Брахма, да Лакшми вместе с Сарасватей. Ведические истории, как индийское кино, ворвались в мою жизнь, и мне хотелось все больше и больше узнавать о богах Индии… Пришло время неспешно восполнять досадный буддистский пробел.


    Ганешу в Таиланде уважают, всюду его статуи. Нам с Викторалексеичем он тоже очень нравится.

    Лекция Кусалу Бхикши – проста и отчасти поверхностна, но в ней содержится ответ на главный вопрос: есть ли Бог в буддизме. И получается, буддизм – удобнейшая штука: можно следовать заповедям Будды, соблюдать аскезы, заниматься медитациями. Но при этом никто не запрещает верить, например, в Христа или Аллаха. Да хоть в Одина верьте или в Перуна – имеете право.
    Наверняка все не так просто, и существуют разные направления буддизма. Например, в Таиланде распространена тхеравада – старейшая школа буддизма. Но об этом – в следующий раз. Пока закроем вопрос с богами Индии или единым Богом в буддизме.

    С пожеланиями Просветления или хотя бы духовного процветания или хотя бы земного счастья в благости, искренне ваша, Marta.

    P.S. Соавтор этого материала, литературный негритенок и помощница – начинающий переводчик и моя любимая племянница Алина Мартынова. Она боится любит свою тетушку, к тому же ей нужно наработать портфолио, посему вызвалась помочь. Еще она тоже любит Азию, в связи с чем живет и учится на лингвомонстра в Китае. Спасибо, племяшка. Я знала в 95-ом, что не зря стираю подгузники! 🙂