Ребенок боится заниматься спортом. «Как заинтересовать ребенка заниматься спортом дома» консультация по физкультуре на тему

Что такое спортивная мотивация и что делать родителям, чтобы интерес ребенка к спорту не угас? Рассказываем в этой статье.

Спорт - неотъемлемая часть гармоничного развития ребенка. Именно поэтому все больше родителей отдают своих детей в секции, но ребенок - существо непоседливое, и энтузиазм, вызванный новыми впечатлениями, очень быстро угасает. Еще вчера ваше чадо радостно бежало на тренировку, а сегодня капризничает и хочет смотреть мультики вместо похода в спортзал.

Чаще всего кризис наступает в первые полгода, и рано или поздно перед родителями встает вопрос, что делать в этой ситуации: заставлять, ругать, наказывать или, наоборот, не давить на ребенка и сдаться?

Психология мотивации

Осознанная деятельность невозможна без мотивации, и спорт - не исключение. Чтобы мотивировать и себя, и другого человека (особенно ребенка) правильно, нужно понимать, что это явление из себя представляет и как работает.

Совершать любые действия нас побуждают мотивы. Они могут быть самые разные: желание получить материальную вещь или самоутвердиться, моральный долг, интерес к самому процессу и так далее. Мотивацией психологи называют совокупность этих мотивов плюс какие-либо внешние факторы (например, влияние другого человека или жизненные условия).

Самыми распространенными мотивами, побуждающими человека заниматься спортом, являются:

  • стремление к физическому и моральному совершенству - спорт развивает тело, укрепляет организм, воспитывает характер;
  • стремление к самоутверждению - спорт дает возможность стать лидером, снискать уважение окружающих, получать похвалу и признание, а также иметь успех у другого пола;
  • социальные факторы - мода на здоровый образ жизни, престиж спорта в городе/стране/мире, много друзей-спортсменов, семейные традиции;
  • стремление к удовлетворению духовных потребностей - спорт дарит новые впечатления, позволяет почувствовать себя частью чего-то большего, дает больше возможностей для общения со сверстниками и авторитетными фигурами.

В целом все эти мотивы объединяет чувство удовлетворения, которое испытывает спортсмен.

В спорте мотивация бывает:

  • общая - формируется постепенно и постоянно, в сознание закладываются долгосрочные цели и мотивы для занятий спортом;
  • конкретная - актуальная для отдельной тренировки, соревнования или этапа подготовки.

Это обязательно нужно учитывать и подогревать интерес ребенка как к занятиям в принципе, так и к каждому отдельному событию.

Подходящий спорт

Ни один совет по правильной мотивации не поможет, если заставлять ребенка заниматься тем, что ему не нравится и не подходит. Именно поэтому в первую очередь нужно хорошо подумать, какая дисциплина подойдет вашему малышу.

Хорошо, если он уже без ума от футбола или мечтает стать пловцом, но, если у самого ребенка нет конкретных пожеланий, стоит выбирать спорт по следующим критериям:

  • Темперамент ребенка. Безусловно, использовать как жесткое руководство к действию и рассматривать только подходящие его темпераменту виды спорта не стоит. И все-таки особенности характера малыша нужно учитывать и рассматривать те дисциплины, в которых ему будет комфортно и в которых он с большой вероятностью добьется успеха.
  • Физические данные. Истории профессиональных спортсменов регулярно доказывают, что изначальные параметры не приговор и не гарантия успеха, но учитывать физическую форму вашего ребенка все же стоит. Так, например, высоким и подвижным дорога в баскетбол и волейбол, быстрым и ловким - в футбол, а легким и координированным - в гимнастику или легкую атлетику.
  • Цели и задачи. Между занятиями спортом для души и с заделом на профессиональный уровень есть принципиальная разница. В первом случае лучше со щадящими нагрузками и удобным расположением, во втором - искать максимально профессионального тренера и тот вид спорта, которым ребенок будет по-настоящему «гореть».

После того как вы определитесь с видом спорта, заинтересуете ребенка и отведете его на первое занятие, начнется непростой путь воспитания спортсмена. Как правило, дети приходят в секцию уже с какими-то первоначальными мотивами. Главная задача - сохранить и развить их. На тренировках этим будет заниматься тренер, в остальное же время важно участие и правильное поведение родителей.

Как же привить малышу любовь к спорту и мотивировать его продолжать тренировки?

Демонстрируйте поддержку

Это первый и самый главный способ мотивировать ребенка. Поддерживайте его во всех начинаниях, старайтесь ходить на все соревнованиях, забирайте и встречайте из секции хотя бы первое время и, конечно, подбадривайте в случае проигрыша. Дайте ребенку понять, что вы им гордитесь, а его старания для вас приятны и важны. Особенно родительское участие важно для совсем маленьких спортсменов, ведь в этом возрасте мама и папа все еще остаются центром вселенной.

Важно: мотивируя таким образом, не переусердствуйте. Если ребенок будет думать, что только таким образом заслужит ваше признание, уважение и похвалу, он может продолжать заниматься тем, что ему совсем не нравится или не подходит. Родительская поддержка должна быть спокойной, без оттенка жертвенности.

Рассказывайте о плюсах

Регулярно, но ненавязчиво рассказывайте ребенку, почему спортом заниматься полезно и нужно. Главное - делайте это соответственно возрасту. Вряд ли пятилетнему мальчику покажется убедительным аргумент «спортсмены нравятся девочкам», а подростков сложно привлечь разговорами о профилактике заболеваний. Подумайте, что важно для вашего ребенка (популярность, уважение, самоутверждение, карьера, красота), и делайте упор именно на это.

Используйте книги и фильмы

Этот пункт логично вытекает из предыдущего. Подкрепите аргументы интересными книгами и фильмами о том виде спорта, которым занимается ваш ребенок. Особенно хороши киноленты о великих спортсменах - они очень вдохновляют и заряжают на успех. На Youtube можно смотреть зрелищные видео с соревнований и показательных выступлений. А еще лучше, если среди спортивных звезд ребенок найдет кумира и, глядя на него, будет стремиться достичь таких же высоких результатов

Замечайте мелочи

Конечно, вы не ожидаете, что после недели тренировок ваш ребенок станет вторым Харламовым или Акинфеевым. Очень важно показать это малышу - подмечайте даже самые, казалось бы, незначительные изменения и хвалите ребенка не только за крупные победы, но и за маленькие успехи. Освоил новый прием, пришел первым на кроссе, занял призовое место в районном соревновании - все это можно и нужно отмечать. Самое главное - не перехвалить юного спортсмена, чтобы ни он, ни вы сами не заразились .

Будьте примером

Личный пример важен в любом аспекте воспитания, и спорт - не исключение. Очевидно, что увещевания о пользе спорта от родителей, которые все свободное время проводят на диване перед телевизором, не подействуют даже на маленького ребенка. Точно так же в семье, где физическая активность - органичная часть повседневной жизни, проблем с мотивацией у малышей практически не бывает.

Если вы «не дружите» со спортом, хотя бы измените образ жизни: регулярно делайте зарядку, много гуляйте пешком, отправляйтесь вместе с ребенком в аквапарки и на природу. Покажите на своем примере, что движение - это жизнь, что спорт приносит море положительных эмоций. Также можно устраивать совместные занятия: это не только полезно, но и повод проводить с ребенком больше времени.

Не сравнивайте с другими детьми

А вот чего делать точно не нужно, пытаясь мотивировать ребенка заниматься спортом, так это сравнивать со сверстниками в контексте «А вот Саша из параллельного класса…». В лучшем случае вас ждет еще большее сопротивление, помноженное на упрямство, в худшем - поломанная самооценка, неуверенность ребенка в себе и все вытекающие из этого проблемы.

Введите систему поощрений

Этот пункт неслучайно стоит в конце списка. Самый просто способ мотивировать ребенка - обещать ему награды за посещение тренировок и победы на соревнованиях. Никто не захочет упустить новую игрушку, гаджет или любимый десерт, но такая мотивация не будет подлинной, да и ребенок привыкнет к товарно-рыночным отношениям. Впрочем, это не значит, что нельзя поощрять детей за старания на тренировках, - просто убедитесь, что малыш ходит на них не только ради подарков.

Не давите

Если ребенок категорически не хочет ходить на тренировки, капризничает, плачет или отказывается стараться, не игнорируйте эти тревожные сигналы. Возможно, причина в тренере, коллективе или слишком больших нагрузках - выявив проблему, вы сможете ее решить. Но может оказаться и так, что вашему ребенку просто не нравится спорт или он хочет заниматься чем-то другим.

Поговорите с ним по душам. Если вместо отработки приемов или забрасывания мяча в кольцо он мечтает учить иностранный язык, рисовать или углубленно изучать математику, дайте ему эту возможность. Физическую же активность можно перенести из зала в парк или домой, заменив тренировки подвижными играми и выездами на природу.

Подводим итог

Маленькие дети не всегда понимают, чего хотят, поэтому, отдав ребенка в секцию, родители должны деликатно и мудро его направлять. Независимо от того, планируете ли вы вырастить чемпиона или ваша цель - занятия для общего развития, спорт подразумевает трудности и упорную работу, которая чаще всего и вызывает желание бросить занятия.

Помните, что для ребенка спорт должен быть источником здоровья и положительных эмоций, поэтому мотивировать нужно также через позитив. Проводите больше времени вместе, смотрите фильмы и передачи о спортсменах, хвалите ребенка за достижения и обязательно объясните, что неудачи - такая же часть этого пути, и в них нет ничего страшного.

Если вы чувствуете, что нежелание ребенка заниматься спортом становится категорическим и вы не справляетесь сами, поговорите с тренером и не стесняйтесь обратиться к психологу. Компетентные люди помогут разобраться в проблеме и не травмировать малыша.

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку в нашей статье, напишите нам об этом в комментариях. Мы обязательно ее исправим. Спасибо!

В последние годы всё тише дворовые игры, всё реже мальчики просят купить клюшку, а девочки — скакалку. Забыты летние догонялки и зимний хоккей. Дети чуть не с трёхлетнего возраста погружены в телефонные и планшетные игры, реальный футбол заменяет игра в гаджете. Такая ситуация часто родителям на руку - ребёнок занят, не мешает, тихо. А когда родители спохватятся и попытаются увлечь ребёнка спортом, то получают в ответ слёзы и нежелание посещать спортивные секции. Что делать в этом случае, как и в каком возрасте приучить ребёнка к занятиям спортом? К вашему вниманию советы и рекомендации, основанные на практическом опыте и знаниях детских психологов.

Зачем детям нужен спорт?

Важен ли спорт? Конечно, да. Спорт - часть здоровой жизни. Спорт:

  • Укрепляет , помогает телу быть крепче и выносливей;
  • Избавляет от лени;
  • Активизирует работу мозга;
  • Приучает к режиму и максимальной активности;
  • Дисциплинирует.

Аргументы весомые, и тем досадней, что ребёнок сопротивляется даже физической зарядке.

Ребёнок из спортивной семьи

Если ребёнок родился в семье спортсменов, велика вероятность, что он пойдёт по стопам родителей. Родители часто берут малышей на тренировки или на соревнования, дети видят радость побед, пытаются стать похожими на известных спортсменов. В три-четыре года ребёнок заявляет: «Хочу быть таким же сильным, как папа». В этом случае сценарий спортивной карьеры уже написан. Это идеальное развитие событий и так, к счастью, случается. Родителям остается лишь подбадривать и поддерживать своего ребёнка, помогать ему, по возможности, тренироваться вместе (даже если выбран другой вид спорта).

Однако нередко возникают ситуации, когда подросший ребёнок из чувства противоречия отказывается заниматься спортом. Мотивируя это фразами: «Не хочу быть, как вы, мотаться по соревнованиям и по 10 часов пахать в спортзале». Такая ситуация требует терпения. Не должно быть жесткого навязывания, типа, «Ты должен, никуда не денешься!» Результат будет нулевым, к тому же можно окончательно испортить отношения с ребёнком. Не нужно тянуть в спортзал насильно, лучше почаще вместе ездить на природу на лыжах или ходить в горы. Летом наперегонки устраивать морские заплывы. Всё это - спорт. Возможно, у ребёнка появится спортивный азарт, и он сам попросится в секцию плавания или хоккея.

Видео как приучить ребенка заниматься спортом

Совместные занятия спортом с ребенком

Отлично работает личный пример. Неважно, есть ли в семье спортсмены и занимались ли вы раньше спортом. Никогда не поздно начать. Можно устроить семейный марафон. Например, кто через месяц сделает больше отжиманий или приседаний. Придумайте приз для каждого: особенно это важно ребёнку. Детям нужен стимул, иначе неинтересно что-то делать. Старайтесь проводить выходные не на диване, а на воздухе - устраивать пробежки, катание на роликах, коньках или лыжах. Даже на загородном пикнике старайтесь проводить время активно, а не только поедая шашлыки. Можно устроить забеги на короткие дистанции, поиграть в бадминтон.

Вечером старайтесь хотя бы на 15-30 минут выходить на прогулку с ребёнком. Замечательно, если в доме есть собака, можно совместить приятное с полезным и совместно выгулять собаку. Можно немного пробежаться или поиграть в мяч.

Вариантов совместных занятий много, включайте фантазию. Главная цель - пробудить интерес, дать понять, что занятия спортом - не скучная обязанность, а увлекательный квест, результатом которого является крепкое здоровье и красивое тело.

Домашнее спортивное оборудование для детей

Отличный, ненавязчивый способ увлечь ребёнка спортом — это наличие спортивных снарядов дома, лучше в детской. Шведская стенка, кольца и канат вряд ли оставят детей равнодушными. Малыши (и дети постарше) очень любят лазать, крутиться и прыгать. Отличное времяпровождение и подготовка к более серьёзным занятиям.

Что говорят психологи о занятиях детским спортом?

Прежде чем отдать ребёнка в спортивную секцию, поговорите с ним, присмотритесь и прислушивайтесь. Наблюдения за малышом на улице и дома помогут понять, к какому виду спорта он склонен. Например, худенькой, гибкой девочке отлично подойдёт гимнастика. Маленький крепыш-мальчик, вероятно, добьётся успеха в силовом спорте. Если ребёнок ловко управляется с велосипедом, можно попробовать велоспорт и т.п. Если ребёнок не любит большие шумные компании, попробуйте занять его индивидуальными видами спорта: фехтование, стрельба, плаванье.

Главные правила:

  • Не заставлять ходить на секции. Старайтесь договориться. «А давай попробуем сходить 3 раза, если не понравится, больше ходить не будем»;
  • Не навязывать своё мнение. Задавайте больше вопросов. «Чем бы ты хотел заниматься?», «Какие спортсмены тебе нравятся?», «Что тебе больше нравится: прыгать, кувыркаться или плавать?» и т.д.;
  • Поощрять каждое, даже самое маленькое, достижение;
  • Не бойтесь менять секции. Пробуйте разные виды спорта. Это нужно, чтобы понять, где ваш ребёнок проявляет наибольшие способности.

Пробудите у ребёнка веру в себя. «Ты же сильный, ты сможешь!». Только не превращайте эту мотивацию в навязчивую идею. Ребёнок не должен действовать по принципу: «Если я не буду ходить, то я слабый, и меня будут ругать». Ищите золотую середину, тактично высказав свое мнение и прислушавшись к детскому.

Спорт - это жизнь! Жизнь полноценная, полная открытий и достижений. Помогите ребёнку стать сильным и выносливым. И пусть он не станет чемпионом, но здоровым человеком станет наверняка!

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

20.03.14, 17:55

Каждый родитель хочет для своего чада всего самого лучшего — от здоровья до судьбы в целом. А здоровье почти неразрывно связано со спортом. Вопрос о том, как привить ребёнку любовь к спорту, не нанеся при этом вреда ни физического, ни морального, мы решили задать людям сведущим — тем, кто тренирует самых маленьких спортсменов.

Александр Натфуллин, нокдаун-карате

В первую очередь необходимо прислушиваться к желаниям самого ребёнка. Ни в коем случае нельзя заставлять заниматься тем, чем не хочется, нельзя перегружать. Начинать вообще лучше с непродолжительных занятий, буквально по полчаса. На первые тренировки стоит прийти вместе с ребёнком, чтобы ему было спокойнее. Обязательно обратите внимание, как тренер ведёт себя со своими подопечными, в каких условиях проходят занятия.
В карате основная задача начальной подготовки — развить координацию, гибкость, повысить уровень общего физического воспитания. Если ребёнок на время хочет прекратить занятия, лучше пойти ему навстречу. Иначе можно вовсе отбить желание заниматься каким-либо спортом.

Марина Хоменко, лёгкая атлетика

В деле приобщения ребёнка к спорту большую роль играет учитель физкультуры в школе. Именно он может разглядеть способности к какому-то конкретному виду спорта и посоветовать пойти в определённую секцию. Бывает, что дети узнают от друзей про секцию и сами приходят, записываются, потому что хотят заниматься, потому что именно этот вид спорта привлекает.
А вообще, конечно, нужно пробовать разные варианты, смотреть, что ребёнку понравится, к чему есть способности, и развивать их.

Нуриман Арасланов, бокс

Должны быть отношения искренние между взрослым и ребёнком. Родителю нужно действительно интересоваться тем, что его чаду хочется, нравится, а не просто делать что-то для галочки. И обязательно помнить, что ребёнок находится в стадии поиска, ищет то место, где ему действительно будет хорошо, где будет нравиться.
Конечно, ни в коем случае нельзя ругать, если что-то не получается или если ребёнок решил прекратить занятия и поучиться чему-то другому.

Юрий Ложкин, хоккей

Чего точно нельзя делать, так это заставлять. К ребёнку надо относиться заинтересованно, помочь ему с выбором. Тут роль родителя куда важнее, чем роль тренера. Ещё очень хорошо работает личный пример: если родители спортом увлекаются, то и ребёнок скорее всего заинтересуется. Ну, а совместные занятия спортом — это вдвойне хорошо: польза и ребёнку, и родителям.

Оксана Сафроненкова, плавание

Родителям нужно поддерживать все начинания ребёнка. В свободное время хорошо вместе позаниматься: бассейн, на коньках покататься, на лыжах — в зависимости от того, каким видом спорта ребёнок увлекается. Заодно можно и посмотреть, чего чадо достигло в своих занятиях, какие успехи делает, а потом и в совместных спортивных соревнованиях можно поучаствовать. И хвалить! Хвалить надо обязательно.
Даже если ребёнок каким-то видом спорта позанимается, потом решит сменить направление — ничего страшного. В самом младшем возрасте всё равно больше общая физическая подготовка, специализация начинается чуть позднее.


В чём все тренеры единодушны, так это в том, что к желаниям ребёнка нужно непременно прислушиваться и ни в коем случае не навязывать то, что ему делать не хочется. Иначе недолго отбить всякое желание заниматься.


И не забывайте про личный пример!
Недаром говорят, что воспитывать надо не детей, а себя — ведь именно на вас будет похож ваш ребёнок.

От автора:
Меня часто спрашивают как я «убеждаю» или «договариваюсь» со своими детьми чтобы они ходили на тренировки. Дело в том, что я никого не убеждаю, у детей всегда есть выбор - идти или не идти (и за два с половиной года наших занятий таких «да, я совершенно точно знаю, что сегодня не пойду» было, может, раза четыре, у всех троих).

Но было много случаев наоборот, когда с температурой, больные, эти дети, как какие-то сектанты рвались в зал, как будто нет на свете дел важнее. А самое страшное наказание в самом зале - отстранение от тренировки или выполнения определенного упражнения.

Еще они любят прийти пораньше и негласным правилом хорошего тона, а также поводом для гордости, у них считается уйти попозже, вообще позже всех. Тренер для них -самый большой авторитет на свете, они ловят каждое слово и тренерские подарки для них самые драгоценные. Сейчас им 12, и почти по 8 лет и они намного взрослее, самостоятельнее, целеустремленнее и, мне кажется, счастливее, чем была я в их возрасте.

Я подумала о том, как мы пришли к такому состоянию дел, когда дети сами добровольно рвутся в зал, где тяжело тренируются по 4, а иногда и по 5 часов, где на них могут накричать и сделать больно, когда готовы не опуская рук трудится над каким-то элементом, который может не получаться месяцами… ну и вообще в состоянии трудиться самостоятельно, даже когда рядом никого нет и не сачковать. Разумеется, таких детей готовыми «не выдают» .

И происходящее результат некоторой «политики партии», проводившейся на протяжении этого времени.

Принцип первый, самый главный - это дело должно быть таким, которое нравится и ребенку и родителям.

Если дело не нравится, ну не лежит к нему душа - ничего не получится. Например, старшие дети занимались карате несколько лет, и ходили на занятия с деловитой печалью маленького существа, у которого выбора все равно нет (да, тогда в нашей семье было так). Мне казалось, что карате это важно. Детям казалось, что бить друг друга это не правильно. И за почти три года, что мы отзанималсиь там - их мнение не изменилось. Они получили синие пояса с желтыми нашивками. Спорт не увлек их. То есть если это что-то такое, что только нравится родителям, а мнением ребенка никто особо не интересуется (распространенный сценарий с музыкальными школами), то вариант «стерпится-слюбится» может и не прокатит.

Но важно еще и вот что: если родитель сам не увлечется тем, что полюбил ребенок, то детская незрелая психика может легко «сдуться» при первых неудачах. Любое занятие имеет свои радостные и темные стороны. Гимнастика, например - это так красиво, а вот растяжка - это так больно. Маленькая девочка может очень хотеть стать гимнасткой и очень не хотеть терпеть боль. Задача родителя - быть рядом если не на самих тренировках, то реально быть в теме в общем, показывать, что «я с тобой», это важно и интересно для него. Вдвоем идти интереснее, особенно по незнакомой дороге. А если это дело такое, что у взрослого ну совсем душа не лежит - ребенок может скиснуть (… ну раз родителям это не важно, то мне и подавно …)

Принцип второй - плавный старт. Никакой человек не выдержит моментального погружения в тренировочный режим профессионального спортсмена. Дети первого года учатся просто ходить на эти занятия, а что на них там происходит - уже не так важно Когда мы только начали - дети занимались три раза в неделю по полтора часа и этого было как раз достаточно. Иногда мне казалось, что так мало времени прошло, мы только расслабились - а тут снова тренировка… и это было всего лишь 4,5 часа в неделю. А сейчас их бывает и 27. Мы начали с цирковой студии, детям понравилось. Бывает так, что амбициозные родители приводят детей в серьезную группу, мол «мы очень серьезно настроены», там они начинают пахать и просто перегорают - тяжело, ничего не получается, нам за остальными детьми не угнаться никогда и т.д. Прежде чем развить скорость, нужно разогнаться, и в нашем деле разгон должен быть плавным. Мы наращивали обороты на протяжении многих месяцев. Когда начались ежедневные тренировки в спортивной группе, мы б не выдержали, если бы полгода не занимались до того в цирковой студии. Детей сперва отпускали через два часа и я не представляла, как выдерживают дети, которые тренируются по 4-5.

Принцип третий - у каждого свой путь и своя скорость. Мои трое детей, которые тренируются у одного тренера, в одной группе - совершенно разные. Старшая дочка одарена данными, силой, но часто ей не хватает драйва и настойчивости. Она - грустная бледная принцесса. Вторая дочка - маленький трактор. Я бы написала «тупой» трактор, но так о детях нельзя, а особенно о своих. Она не одарена данными, ей с трудом даются новые элементы, выучить танцевальную связку - вообще кошмар. Но она фантастически работоспособна и очень любит то, чем занимается.

Чтобы ее «запустить» в работу нужны совсем другие рычаги, чем у старшей. Еще у нас есть младший мальчик. Будучи братом-близнецом маленького трактора, он стал ее антиподом, скажем так. Мальчик четко знает свои границы комфорта, занимается ровно столько, сколько ему комфортно и тренеры быстро приняли позицию «ненасилия» по отношению к нему. Пока он где-то на полтора года отстает от сестер по умениям. Но мы все почему-то верим в его большое будущее.

Просто именно этому мальчику нужно время , чтобы проявить себя, раскрыться. Если бы не его сестры, я не знаю, хватило бы у меня терпения водить его каждый день на тренировки, на которых он делает процентов десять от того, что мог бы. Ведь на фоне остальных детей - этот мальчик самый отстающий. Но это не главное - ведь ему нравится то, чем он занимается. Он не готов работать, как остальные, но вообще тренировки ему по душе. И это - главное!

Принцип четвертый - выбор есть всегда. Меня часто спрашивают «а вот если они решат бросить?… тебе не жаль будет потраченного времени?». Во-первых, это время - очень качественное, это прекрасное время. И мы ходим на тренировки не только для того, чтобы в будущем чего-то достичь, а потому что это классно. Как поход в кино, например. Но, с другой стороны, если мы тренируемся там, где есть всякие соревнования, то, конечно, хочется, чтобы исход этих тренировок привел детей к призовым местам. Об этом все помнят. А если захотят бросить я сделаю вот что: попрошу их подумать как следует о своих партнерах, которых они бросают на полпути. О тренерах, которые может имеют какие-то планы на них, верят в них и по-своему любят. И все взвесить еще раз: проблема, ведущая к уходу лежит в сфере спорта, в сфере отношений, в сфере личных умений-неумений и тд.

Дальше мы поговорим о том, что могло вызвать такое решение. Моя младшая дочь сказала что «на акробатике ей больше нечего делать» когда их разлучили с сестрой, с которой они весьма неплохо выступили в паре и она осталась без состава. Мы пришли к выводу, что это не «акробатика плохая», а так сложились обстоятельства, и бросить сейчас будет очень тупо, когда все только началось.Мы обсудили то, что ее личное мастерство не зависит от партнера рядом и есть много чего, что она может освоить самостоятельно. Дочку успокоил этот разговор. Вообще дети доверяют мне, они знают, что я на их стороне и никогда не скажу «нет, потому что я так решила». Мы много говорим про их тренировки, мы с мужем знаем по именам всех детей в группе, и это занятие стало частью нашей семьи в некотором роде. Не просто место, куда дети ходят тренироваться.

Принцип пятый - помогаем с первой победой. Я считаю, единственный период, когда на новобранца можно жестко наезжать (родителям, в смысле, можно - у тренера это работа каждого дня:), прессовать и не оставлять выхода кроме как стараться - это начальный этап, перед первыми соревнованиями.

«Неообстрелянные» дети не умеют навыка работать и стараться в принципе. Представьте лицо типичного сколиозного школьника, отводящего взгляд от планшета «что-о-о-о-о-? рабо-о-о-о-отать?».

Важно понимать, что это бой не с человеком, а бой с ленью.

Мои были точно такими же. Я бесконечно благодарна нашим первым тренерам из цирковой студии, которые сказали что мои дети, которые ходили туда три месяца чтобы потусоваться, не готовы работать и в этом кружке им делать нечего. Вот тут-то мы за них и взялись. «Вы хотите продолжать?» Они хотели. «Вы расстроитесь если вас выгонят?» Они расстроились. И тогда мы договорились с ними, что мы их подтянем до уровня той группы, но будем действовать как надо, а не как может быть им привычно и приятно. Ведь игра стоит свеч? Можно подписать контракт с ребенком, кстати. Чтобы было ясно - ЭТО имеет четкие временные границы. Скажем - месяц. Первые дни домашних тренировок были адом - я стояла за дверью и слушала как воют дети, которых Дима учил кувыркаться. Они выли от офигения, от протеста, от того, что вся их суть не хотела прилагать усилия. Но спустя пару недель они научились кувыркаться вперед, назад, делать «колесо» и стали уже сами вприпрыжку бежать на занятие.

Нам было важно пробить этот барьер, сломить силу притяжения и вывести их на новую орбиту.

Да, можно было махнуть рукой - кувыркаться назад сложно. На шпагат садиться больно. Это не наше. Но в любом деле так - оно сперва кажется сложным, а потом появляется столько радости, когда дело получается!

Я видела много детей, которые отказывались идти на тренировку потому что им казалось, что они просто никогда не смогут так. Зачем браться. Потому тренеры так орут иногда на детей - мол, не смей сомневаться, ленивый мешок с костями, ты сможешь! И они могут.

Принцип шестой - поддержка самых маленьких достижений. Парадоксальным образом, чем больше ребенка хвалишь - тем больше он работает. Должна быть точка опоры, когда весь мир против тебя - судьи, соперники, все только и ждут, кода ты оступишься.

Потому теплый, честный родительский тыл так важен.

Я никогда не ругаю детей за то, что у них что-то не получается, хотя было множество таких ситуаций, как в анекдоте, про «не плач девочка, у тебя голова не квадратная» У нас правило - радоваться любой, самой крошечной победе. Многие родители боятся перехвалить детей, испортить их - но дело в том, что дети не останавливаются, когда достигают одной какой-то победы, им нужно двигаться дальше, наращивая количество побед. Потому похвалой их не испортишь.

Принцип седьмой - не все сразу и всему свое время. Мой старший сын пока еще не нашел дело, которым он готов заниматься сутки напролет. То есть нашел, но нам нужно еще прийти к разумному консенсусу - чтобы его хобби обрело структурированную форму с профессиональной огранкой. Ему 15 и я считаю, что все еще впереди. Старшая дочка поменяла более десяти кружков от танцев до зоологии, прежде чем неожиданно для всех укоренилась на акробатике. Ей было 11 лет, когда она, совершенно не подготовленная, не растянутая, пришла в спорт, где принято начинать лет в 6. Но в 6 лет она была совсем другим человеком, ей было просто рано.

Принцип восьмой - там, где хороший тренер. У нас на дорогу уходит где-то два с половиной - три часа в день. Мы ездим через весь город и это, порой, выматывает. Конечно, есть секции и поближе. Но даже если вдруг наша группа переедет еще дальше и неудобнее - мы продолжим ездить, потому что все начинается с тренера. Мне кажется, если нужно будет - мы даже переедем в другой город. Очень важно, чтобы дети любили своего тренера, доверяли ему.


Скачать:


Предварительный просмотр:

«Как заинтересовать ребенка заниматься спортом дома»

Подготовила: Полежака И.В.

Декабрь 2016 г

Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным и крепким, однако они часто забывают о том, что хорошие физические данные обусловлены в первую очередь двигательной активностью ребенка, что помимо достижения определенного роста и веса он должен быть ловким, подвижным и выносливым.
Хотим мы этого или нет, но возрастающие требования к глубине и качеству знаний каждого человека, уменьшение движений и связанное с этим нарушение естественного образа жизни будут закономерно сказываться на наших детях. Чем более крепким здоровьем и хорошими физическими данными мы вооружим наших детей в младенчестве, тем лучше они потом приспособятся к новым социальным условиям. Забота о формировании двигательных навыков ребенка, о достижении необходимого уровня ловкости, быстроты, силы и других качеств является первоочередной задачей матери и отца еще до поступления ребенка в школу.
Физическое воспитание - составная часть интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания ребенка. Порицая в ребенке рассеянность, беспорядок и непослушание, мы требуем и во время занятий повторять упражнение до тех пор, пока ребенку не удастся выполнить его правильно. Общение с ребенком родители должны осуществлять как бы в форме игры, при этом всегда следует учитывать возраст ребенка, его возможности. Во время занятий ценятся главным образом те упражнения, которые ребенок выполняет с радостью, без нажима со стороны взрослых, не подозревая о том, что подчиняется их желаниям. Мягкая, последовательная манера обращения с ребенком требует от родителей большого терпения и самообладания. Не должно возникать ссор и споров, которые могли бы отвратить ребенка от занятий и тем самым лишить его благотворного влияния физического воспитания.

Когда начинать заниматься.

Начинайте заниматься с ребенком с первых же дней его жизни. Бережно относитесь к нежным тканям младенца, вооружившись основательными знаниями, подробно приведенными в специальной литературе. Основным периодом занятий родителей с детьми является возраст от 2 до 6 лет. Но и после 6 лет не следует прекращать занятий в семье, хотя в этом возрасте появляются и другие возможности для физического развития ребенка - в школе, спортивной секции, где ребенок занимается под руководством специалиста, следите за его его состоянием, настроением.

Сколько заниматься.

Возможность включить в распорядок дня совместные занятия одного из родителей с ребенком существует почти всегда. Необходимо уделять ребенку ежедневно хотя бы несколько минут. Постарайтесь определить оптимальное время дня для занятий в режиме вашей семьи и затем придерживайтесь его. Прежде всего следует соблюдать принцип систематичности, чтобы ребенок постепенно привыкал к занятиям, чтобы они стали для него ежедневной потребностью.
Продолжительность занятий родителей с ребенком различна. Она зависит от возраста ребенка, от наличия свободного времени у родителей, от времени суток, а также от того, что делает ребенок до или после занятий (если ребенок устал после долгой прогулки или же прогулка еще предстоит, продолжительность занятий будет меньше, чем после отдыха).
Утренние занятия обладают тем преимуществом, что сразу после сна «разминаются» мышцы тела, улучшается кровообращение в тканях. Во время зарядки лучше использовать легкие и уже знакомые упражнения, поскольку обычно не хватает времени и терпения для разучивания новых, более сложных упражнений. Продолжительность утренних занятий - не более 10 мин.
До обеда обязательно дайте ребенку возможность погулять, покататься на детском самокате или велосипеде, поиграть в песочнице, с игрушками, особенно на свежем воздухе. Если есть время, можно в эти часы провести 15 - 20-минутный более интенсивный урок, включив в него упражнения для больших групп мышц.
После обеда необходим покой; ребенок дошкольного возраста должен спать или хотя бы спокойно лежать не менее 2 ч. После сна полезны непродолжительные взбадривающие упражнения и более длительные, по возможности на открытом воздухе.
Занятия во второй половине дня должны предоставить ребенку больше времени для освоения разнообразных движении с предметами (игрушки, велосипеды, самокаты) и для упражнений на различных снарядах (гимнастические стенки, качели, горки), желательно в обществе сверстников. В эти же часы удобно провести более длительное занятие физкультурой с одним из родителей (около 20 мин).
Упражнения перед ужином - наиболее частая форма совместных занятий, так как родители, как правило, дома и хотя бы один из них может заняться ребенком. В этот период есть время для разучивания акробатических упражнений, проведения игр и совершенствования достигнутых результатов. Продолжительность занятий с детьми до 6 лет- 20 - 30 мин, с шестилетками - до 45 мин.
После ужина заниматься с детьми физкультурой не рекомендуется: интенсивная двигательная деятельность после еды вредна (это касается любого времени суток), а кроме того, после физических упражнений дети трудно засыпают.
Обязательно нужно использовать любую возможность подвигаться вместе с ребенком на свежем воздухе. Чаще всего она представляется в выходные дни.

Как заинтересовать ребенка занятиями физкультурой.

Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой - он сам нуждается в движении и охотно выполняет все новые и новые задания. Ни в коем случае не следует принуждать ребенка к выполнению того или иного движения или превращать занятие в скучный урок. Дошкольники еще не испытывают потребности учиться в буквальном смысле слова. В связи с этим занятия должны проходить в виде игры. Постепенно вовлекайте ребенка во все новые игры и забавы, систематически повторяя их, чтобы ребенок закрепил изученные движения. Прекрасно, если вы ободрите ребенка похвалой, удивитесь тому, какой он крепкий, ловкий, сильный, сколько он уже умеет. Пробудить у ребенка интерес к занятиям поможет также демонстрация его умений перед остальными членами семьи или же его сверстниками. Так постепенно у ребенка развиваются уверенность в своих силах и стремление учиться дальше, осваивая новые, более сложные движения и игры.
Если у ребенка нет желания заниматься, проанализируйте причины такого негативного отношения к занятиям, чтобы в дальнейшем создавать более благоприятные условия. Некоторые полные дети не любят заниматься потому, что им тяжело двигаться, они склонны к лени. Таких детей следует лечить с помощью диеты и всячески стремиться привлечь к занятиям, чтобы они не отставали в двигательном развитии. Кроме похвалы, поощрением для них может служить и убедительное объяснение, почему так необходимы занятия физкультурой (чтобы он не был похож на медвежонка, чтобы его не перегнали другие дети, чтобы он скорее научился плавать). Кстати, полные дети обладают прекрасными данными для освоения плавания.