Откуда выражение «посыпать голову пеплом»? Значение фразеологизма посыпать голову пеплом Посыпание головы пеплом.

Обычай, для демонстрации великой скорби, посыпать волосы пеплом является очень древним. Первые упоминания о нем относятся ко временам

  • Древнего Египта;
  • Древней Греции.

Так у Гомера в «Иллиаде» главный герой Ахилл, выражая свое горе при получении известия о смерти своего друга, схватил в обе руки горсть пепла и осыпал им свою голову. Это означало огромную печаль и боль, которую испытывает человек, скорбя по умершему.

Кроме посыпания пеплом люди рвали одежду, рвали свои волосы, катались по земле. Проявление
скорби в те времена должны были быть показаны всем окружающим, и пепел был очень нагляден в этом смысле. Кроме того, он символизировал тленность всего живого.

В более поздние времена этот обычай был описан у еврейского народа в Ветхом Завете. Если человек узнавал о какой-то смертельной опасности, он так же мог выразить свое отчаяние, посыпая свою голову пеплом. Иудей Мардохей в книге Есфирь, при получении известия о том, что весь еврейский народ будет уничтожен по приказу персидского царя, вышел на середину города и с воплями разорвал на себе одежду и осыпал себя прахом и пылью.

Значение фразеологизма

Именно с тех времен и пошло выражение «посыпать голову пеплом», что является проявлением крайней степени горя и несчастья. Однако в наши дни подтекст этого фразеологизма несколько изменился. Очень часто его используют в некотором ироническом контексте.
«Что же мне теперь, голову пеплом посыпать?» Такое возможно услышать в ответ на обвинение в том, что человек несерьезно относится к проблеме или неудаче.

Конечно, сегодня никто не будет выражать свои эмоции таким экстравагантным способом, как посыпание головы пеплом. Но обычай использования пепла для выражения тленности бытия, как ни удивительно, сохраняется до сих пор и не где-то в племенах Африки или Ближнего Востока, а в католической церкви.


Например, в Польше существует так называемая Пепельная среда. В этот день в костелах священники посыпают головы своих прихожан пеплом. Этот обычай в таком виде существует только у католиков латинского обряда и некоторых протестантов. Иногда вместо посыпания головы священник рисует на лбу прихожанина пеплом крест. Обычай этот не связан с выражением скорби, но также демонстрирует тленность и конечность человеческой жизни и связан с обычаем исповедоваться. Еще в первые века нашей эры пепел являлся неотъемлемым атрибутом ритуала публичной исповеди в католической церкви.

Как известно, некоторые устойчивые словосочетания содержат в себе информацию о различных народных традициях, которые совершали или же совершают по сегодняшний день. К ним относится выражение «посыпать голову пеплом». В этой статье мы рассмотрим, что же оно означает, как появилось, где, когда и зачем его употребляют в речи и можно ли подобрать к нему синонимичные фразы.

«Посыпать голову пеплом»: значение фразеологизма

Толкование выражения – сильно горевать из-за случившейся беды, потери ценного. Вот что значит «посыпать голову пеплом». Это выражение передает глубокую скорбь при утрате, беде. Например, если произошло какое-то большое горе, будь то смерть близкого человека или другая крупная потеря.

Дословно устойчивые выражения не стоит воспринимать. Чтобы понять их значение, необходимо рассматривать этимологию фразы. С ее помощью выражение приобретает смысл и становится понятным.

История происхождения данного фразеологизма

Чтобы узнать, откуда в нашей речи появилась эта устойчивая фраза, необходимо открыть Библию. В ней мы узнаем о необычной традиции евреев, которую они совершали при смерти или другом большом несчастье своих близких, а также при собственных бедах. В такие моменты они сыпали на свою голову пепел или же землю. Такой ритуал показывал их скорбь и отчаяние. Он был знаковым и содержал в себе глубокий смысл.


Теперь, после ознакомления с этимологией выражения «посыпать голову пеплом», значение фразеологизма кажется нам вполне понятным и объяснимым.

Синонимы устойчивой фразы

Рассматриваемый нами фразеологизм можно заменить различными глаголами и выражениями. Например, употребить вместо него следующие слова и сочетания: горевать, скорбеть, тосковать, впасть в уныние. Или же можно заменить другим устойчивым выражением: «рвать на себе одежду». Его смысл такой же, как у фразы «посыпать голову пеплом». Значение фразеологизма также выражает крайнюю степень отчаяния и скорби. При этом ее происхождение также связано с народной традицией. Только она принадлежит уже не евреям, а древним грекам и славянам. Также ее заимствовали и некоторые другие народы. В знак скорби они рвали на себе одежду.


Как ни странно, но такая архаичная традиция до сих пор соблюдается некоторыми народами. Стоит также отметить, что рвали не только одежду, но и волосы. Это выражало полное отчаяние. Не случайно есть такое выражение, как «рвать на себе волосы». Оно тоже является синонимичным фразеологизмом для рассматриваемой нами фразы.

Употребление выражения

Вряд ли в современной разговорной речи мы можем услышать фразу «посыпать голову пеплом». Значение фразеологизма, даже если и известно кому-то, немногие решатся употребить такое словосочетание. Оно может украсить их речь и с таким же успехом может поставить собеседника в неловкое положение. Скорее этот фразеологизм стоит использовать в СМИ и художественной литературе.

Журналисты и писатели любят вставлять в свои произведения различные устойчивые обороты. Таким образом они оживляют свои работы, делают язык ярче, а описания – более глубокими. В качестве примера можно привести отрывок из повести писателя Юрия Нагибина «Встань и иди». «И то, что после ареста отца меня лишили воскресного рубля, было скорее ритуальным жестом, вроде посыпания пеплом главы, нежели необходимостью». Как мы видим, писатель использовал в своей повести рассматриваемое нами выражение. Таким образом он сумел показать читателям, что жест был ритуальным, то есть он был хоть и не оправдан, но обязателен, словно традиция посыпать голову пеплом, как у древних евреев.

Заключение

Рассмотрев данное выражение, мы узнали его значение, историю происхождения, подобрали ему синонимы и выяснили сферу его применения.

Пепельная среда

Значение Отмечается Дата В 2017 году Традиции Связан с
Пепельная среда


Посыпание головы пеплом.

(Ю. Фалат. «Пепельная среда» 1881.)

первый день Великого поста

христианами западной традиции

Пепельная среда[d]

посыпание голов верующих освящённым пеплом

началом Великого поста

Пепельная среда на Викискладе
Нанесение на лоб пеплом знака креста Карл Шпицвег. «Пепельная среда»

Пепельная среда (лат. Dies Cinerum ) - день начала Великого поста в латинском обряде католической, англиканской и некоторых лютеранских церквей. Отмечается за 46 календарных дней (1,5 месяца) до праздника Пасхи. В католицизме в этот день предписывается строгий пост. В православии соответствует чистому понедельнику.

Значение

Евангельское чтение этого дня - фрагмент из Нагорной проповеди от милостыне и посте (Мф. 6:1-6, Мф. 6:16-18). Литургический цвет - фиолетовый.

На католических мессах этого дня проводится специальный обряд посыпания голов верующих освящённым пеплом (иногда вместо посыпания пеплом головы наносится на лоб пеплом знак креста). Этот обряд знаменует сокрушение и покаяние, которые требуются от христиан во время поста. Во время обряда священник говорит каждому верующему «Покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1:14), либо «Прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:19). Пепел, по традиции, получается от сожжения ветвей, сохранявшихся с прошлого Вербного (Пальмового) воскресенья.

Пепельной среде предшествует так называемый жирный вторник, который является последним днем периода карнавалов, времени празднеств и развлечений перед Великим постом (Марди Гра).

Этот обычай имеет древнее библейское происхождение - в Ветхом Завете посыпание головы пеплом являлось символом покаяния и смирения.

История

Пепельная среда - начало Великого поста, который входит в употребление лишь в IV веке. Первоначально пост был 40-дневным, но затем в VIII веке к нему прибавили ещё несколько дней, так что его начало пришлось на среду. Хотя есть сведения и о более ранней спорадической практике Иногда традиции Пепельной среды ассоциируются с Григорием Великим. Однако сама практика посыпания головы пеплом появилась гораздо позже, в X веке. Эльфрик Эбингдонский, архиепископ Кентерберийский в 995-1005 годах писал:

Мы читаем в книгах и Ветхого, и Нового Завета, что люди, каявшиеся в своих грехах, посыпали себя пеплом и облачали свои тела в рубище. Будем же совершать это немногое в начале нашего Поста, посыпать наши головы пеплом в ознаменование того, что нам следует приносить покаяние в наших грехах в течение Великого Поста

Славянские традиции

Подробнее по этой теме см. Пепельная среда в славянской традиции.

Пепельная среда в народном сознании была границей, отделяющей мясопустные весёлые празднования и ряженье и строгий длительный пост. В народной традиции завершала Мясопуст: несмотря на церковные предписания, у славян-католиков часто в этот день ещё продолжались мясопустные игры и развлечения.

Даты

Дни на которые выпадает Пепельная среда в ближайшие годы:

  • 2014 - 5 марта
  • 2015 - 18 февраля
  • 2016 - 10 февраля
  • 2017 - 1 марта
  • 2018 - 14 февраля
  • 2019 - 6 марта
  • 2020 - 26 февраля
  • 2021 - 17 февраля
  • 2022 - 2 марта
  • 2023 - 22 февраля

Откуда пошно выражение "посыпаю голову пеплом"? И что оно значит?

Из Библии. Встречается во многих местах Ветхого Завета (Пятикнижие, Книга Иова, Книга Есфири и др.). Везде имеется в виду древний обычай евреев посыпать голову пеплом или землею, оплакивая несчастье свое или своих близких. Так, в Книге Есфири (гл. 4, ст. 1) говорится о том, как некий человек по имени Мардохей, узнав о том, что царь Артаксеркс издал указ об истреблении всех иудеев, «разодрал одежды свои и возложил на себя вретище и пепел; и вышел на середину города, и взывал с воплем великим и горьким...»,
«Вретище» в переводе со старославянского языка означает «рубище» и «старая, ветхая одежда».
Так же поступает и царица Есфирь, узнав об этой вести (Книга Есфири, гл. 4, ст. 17): «И царица Есфирь прибегла к Господу, объятая смертной горестью, и, сняв одежды славы своей, облеклась в одежды скорби и сетования, и, вместо многоценных мастей, пеплом и прахом посыпала голову свою...»
Употребляется как иносказание для крайней скорби, печали или разочарования, для сожаления о своих неверных поступках.
Аналог другого известного выражения - «рвать на себе волосы».

Анталья

Это сюжет Библии о праведнике Иове. У этого Божьего человека отобрали все, что он имел, хотели проверить его на верность Богу. Когда Иов потерял все богатство, 10 детей, друзей, здоровье, он сел на землю плакал и посыпал голову пеплом...
Но т к Иов в этой ситуации не гневил Бога, не жаловался не обижался. Он получил в 10 раз больше того что потерял

Кто-нибудь может СВОИМИ СЛОВАМИ объяснить что означает выражение "Посыпать голову пеплом"? Заранее спасибо!

Тамара колыханова

Каяться. Раскаиваться в содеянном.
Когда христиане каются, то посыпают голову пеплом (равняют с себя с землёй, ниже плинтуса, мол, я!) , надевают рубище (грубую, царапающую до крови кожу одежду, весьма непривлекательного вида - с той же целью.).

Пользователь удален

Смотря чью голову пеплом посыпать:-)))
Вообще, кажется вдовы посыпали голову пеплом с погребального костра -высшее выражение скорби, еще рвать на себе одежду, тоже хорошо.
Но у мужчин это вылилось в рвать на груди рубаху, а посыпают пеплом голову они обычно чужую, чтобы объяснить, как правильно ты должна по нему скорбеть.

Пользователь удален

Посыпать голову пеплом
Из Библии. Встречается во многих местах Ветхого завета (Пятикнижие, Книга Иова, Книга Есфири и др.) Везде имеется в виду древний обычай евреев посыпать голову пеплом или землею, оплакивая несчастье свое или своих близких. Так, в Книге Есфири (гл. 4, стих 1) говорится о том, как некий человек по имени Мардохей, узнав о том, что царь Артаксеркс издал указ об истреблении всех иудеев, "разодрал одежды свои и возложил на себя вретище и пепел, и вышел на средину города и взывал с воплем великим и горьким... "
"Вретище" в переводе со старославянского языка означает "рубище" и "старая, ветхая одежда".
Так же поступает и царица Есфирь, узнав об этой вести (Книга Есфири, гл. 4, стих 17): "И царица Есфирь прибегла к Господу, объятая смертной горестью, и, сняв одежды славы своей, облеклась в одежды скорби и сетования, и, вместо многоценных мастей, пеплом и прахом посыпала голову свою... " Употребляется как иносказание для крайней скорби, печали или разочарования, для сожаления о своих неверных поступках.
Аналог другого известного выражения - "рвать на себе волосы".

В этой статье пойдет речь о выражении, которые каждому из нас приходилось слушать: «посыпать голову пеплом». Что значит и откуда пришло к нам это выражение, смысл которого настолько глубок и неоднозначен, и не оставит равнодушным ни одного человека?

Как говорят, человек за одну ночь может стать седым, так и пепел в волосах на голове символизирует печать и скорбь. Это раскаяние и принятие всех мук на свои плечи.

История возникновения

Посыпать головы пеплом было принято в давние времена среди представителей еврейской национальности. Более того, описанное действо можно встретить в Библии. В книге Есфири рассказывается о Мардохее, который в знак скорби и отчаянья от настигшего его горя посыпал голову пеплом, когда узнал о гибели иудейского народа, вырезанного по приказу царя Артаксеркса.

В древние времена у еврейского народа был такой обычай: в знак скорби в связи со смертью родных и близких людей посыпать голову землей или пеплом. Было принято в день похорон или в момент получения страшного известия бурно проявлять свои чувства: громко кричать, плакать. Возможно, чувство вины поглощает человека, перенесшего потерю, поэтому посыпание головы пеплом расценивалось как последнее «прости». Нежелание расставаться с родным и близким человеком, уходящим в сырую землю, выглядело как ритуал возможного соединение с умершим.

Значение

Посыпать голову пеплом - это другими словами: скорбеть, горевать, громко плакать о смерти близкого человека, потеря которого вызывает две сильные эмоции, действующие поочередно, волнообразно: печаль и горе. Горе выплескивается бурно, оно протестует, восстает против потери, требует вернуть все на круги своя, а печаль – чувство смирения и осознания настигнувшего горя. Печаль пассивна, она держит в своем плену человека долгое время, горе подобно удару волны о каменную скалу с невероятной силой, которая тут же отпускает свою добычу, но полностью ее лишает самообладания.

Значение выражения «посыпать пеплом голову» имеет сходство с чувством печали. Пережить этот тяжелый период можно лишь в присутствии тех людей, которые вместе способны разделить горечь утраты. Значение этого печального события становится глубоким и значимым, если о нем рассказать другим людям, увидеть их реакцию на происшедшее. Толкование значения «посыпать пеплом голову» может быть крайне важно, она подобна сигналу того, что человек «нормально, а главное, правильно» реагирует на горе. Тревогу должен вызывать не крик и слезы, а отсутствие таковых, которое свидетельствует о неосознании факта потери близкого, что может привести в дальнейшем к психологическим проблемам.

День сегодняшний

В настоящее время не принято бурно или открыто выражать свои эмоции по поводу потери близкого человека. Нам кажется неуместным поступать так, как это делали наши предки: рвать на себе одежду или посыпать голову пеплом. Что только люди не придумали, что только не изобрели! Но никто не даст четких инструкций, как пережить горе, что делать, как быть? Как принято говорить: жизнь продолжается и ее не остановить, так же всходит солнце, рождаются дети, смеется молодежь. Чувство смирения, раскаяние завладевают душой.

Стоит упомянуть о том, что выражение подобного рода хоть и используется в разговорной форме, но смысловое значение в сравнении с давними временами искажено. Когда говорят «посыпать голову пеплом», могут иметь в виду, что человек принимает нарочито несчастный вид, выставляет свое горе напоказ, как один из вариантов для того, чтобы разжалобить.

Заключение

В заключение, подводя итоги сказанному, хотелось бы отметить, что жизнь человека состоит из взлетов и падений, счастья и горя, потери и приобретений. Переживая тяжелые времена в жизни, люди научились несколькими словами передавать ту бездну горя, которую хоть раз в жизни, но придется испытать каждому живущему на Земле. Облегчить это чувство не удастся никому, но стоит знать, что страдания по умершему близкому человеку – это процесс принятия и осознания.

Посыпать голову пеплом

Посыпать голову пеплом
Из Библии. Встречается во многих местах Ветхого Завета (Пятикнижие, Книга Иова, Книга Есфири и др.). Везде имеется в виду древний обычай евреев посыпать голову пеплом или землею, оплакивая несчастье свое или своих близких. Так, в Книге Есфири (гл. 4, ст. I) говорится о том, как некий человек по имени Мардохей, узнав о том, что царь Артаксеркс издал указ об истреблении всех иудеев, «разодрал одежды свои и возложил на себя вретище и пепел; и вышел на середину города, и взывал с воплем великим и горьким...».
«Вретише» в переводе со старославянского языка означает «рубище» и «старая, ветхая одежда».
Так же поступает и царица Есфирь, узнав об этой вести (Книга Есфири, гл. 4, ст. 17): «И царица Есфирь прибегла к Господу, объятая смертной горестью, и, сняв одежды славы своей, облеклась в одежды скорби и сетования, и, вместо многоценных мастей, пеплом и прахом посыпала голову свою...»
Употребляется: как иносказание для крайней скорби, печали или разочарования, для сожаления о своих неверных поступках.
Аналог другого известного выражения - «рвать на себе волосы».

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Посыпать голову пеплом" в других словарях:

    посыпать голову пеплом - книжн. предаваться крайней скорби по случаю какой либо утраты, бедствия. Выражение восходит к Библии, где описывается обычай евреев посыпать головы пеплом или землей во время траура или по поводу какого нибудь несчастья. Этот обычай был… … Справочник по фразеологии

    См. Посыпать голову пеплом (ГОЛОВА) …

    Посыпать голову (главу) пеплом - ПОСЫПАТЬ ГОЛОВУ (ГЛАВУ) ПЕПЛОМ. ПОСЫПАТЬ ГОЛОВУ (ГЛАВУ) ПЕПЛОМ. Книжн. Предаваться глубокой скорби (обычно по поводу тяжёлой утраты). А народ гибнет! Неужели можно так жить? Обсуждаем положение народа, и бичуем, бичуем себя без конца, посыпаем… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    Книжн. 1. Предаваться скорби по поводу несчастья, тяжелой утраты. 2. Покаянно признавая свою вину, ошибки, обещать исправиться. ФСРЯ, 347. /i> Восходит к Библии. БМС 1998, 110 … Большой словарь русских поговорок

    Выражение возникло из Библии, в которой рассказывается о древнем обычае евреев посыпать голову пеплом или землею, оплакивая несчастие свое или близких (Иов, 2, 12; Есфирь, 4, 1). Употребляется в значении: глубоко скорбеть по поводу какого нибудь… … Словарь крылатых слов и выражений

    Посыпать пеплом главу - крыл. сл. Выражение возникло из Библии, в которой рассказывается о древнем обычае евреев посыпать голову пеплом или землею, оплакивая несчастие свое или близких (Иов, 2, 12; Есфирь, 4, 1). Употребляется в значении: глубоко скорбеть по поводу… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    Посыпать пепломъ главу (иноск.) знакъ печали, скорби (скорбѣть). Ср. Чтобы сдѣлать мою теперешнюю исповѣдь полною, т. е. еще разъ посыпавъ пепломъ мою убѣленную голову, я долженъ покаяться еще въ трехъ... увлеченіяхъ... Н. Макаровъ. Исповѣдь. 2,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    посыпать пеплом главу - Посыпать пе/плом главу (голову), книжн. Предаться крайней скорби, печали по случаю какой л. утраты, бедствия и т.п. (первоначально: древнееврейский обряд, символизирующий общий траур) … Словарь многих выражений

    1) посыпать плю, плешь; сов. 1. перех. (что и чего). Насыпать немного чего л. Тут же показались и воробьи: этим посыпали на шлюпку крупы; они наелись и улетели. И. Гончаров, Фрегат «Паллада» [Павел] аккуратно посыпал соль на кусок хлеба. М.… … Малый академический словарь

    - (иноск.) знак печали, скорби (скорбеть) Ср. Чтобы сделать мою теперешнюю исповедь полною, т.е. еще раз посыпав пеплом мою убеленную голову, я должен покаяться еще в трех... увлечениях... Н. Макаров. Исповедь. 2, 4. Ср. Посыпал пеплом я главу, Из… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Как известно, некоторые устойчивые словосочетания содержат в себе информацию о различных народных традициях, которые совершали или же совершают по сегодняшний день. К ним относится выражение «посыпать голову пеплом». В этой статье мы рассмотрим, что же оно означает, как появилось, где, когда и зачем его употребляют в речи и можно ли подобрать к нему синонимичные фразы.

«Посыпать голову пеплом»: значение фразеологизма

Толкование выражения - сильно горевать из-за случившейся беды, потери ценного. Вот что значит «посыпать голову пеплом». Это выражение передает глубокую скорбь при утрате, беде. Например, если произошло какое-то большое горе, будь то смерть близкого человека или другая крупная потеря.

Дословно устойчивые выражения не стоит воспринимать. Чтобы понять их значение, необходимо рассматривать этимологию фразы. С ее помощью выражение приобретает смысл и становится понятным.

История происхождения данного фразеологизма

Чтобы узнать, откуда в нашей речи появилась эта устойчивая фраза, необходимо открыть Библию. В ней мы узнаем о необычной традиции евреев, которую они совершали при смерти или другом большом несчастье своих близких, а также при собственных бедах. В такие моменты они сыпали на свою голову пепел или же землю. Такой ритуал показывал их скорбь и отчаяние. Он был знаковым и содержал в себе глубокий смысл.

Теперь, после ознакомления с этимологией выражения «посыпать голову пеплом», значение фразеологизма кажется нам вполне понятным и объяснимым.

Синонимы устойчивой фразы

Рассматриваемый нами фразеологизм можно заменить различными глаголами и выражениями. Например, употребить вместо него следующие слова и сочетания: горевать, скорбеть, тосковать, впасть в уныние. Или же можно заменить другим устойчивым выражением: «рвать на себе одежду». Его смысл такой же, как у фразы «посыпать голову пеплом». Значение фразеологизма также выражает крайнюю степень отчаяния и скорби. При этом ее происхождение также связано с народной традицией. Только она принадлежит уже не евреям, а древним грекам и славянам. Также ее заимствовали и некоторые другие народы. В знак скорби они рвали на себе одежду.

Как ни странно, но такая архаичная традиция до сих пор соблюдается некоторыми народами. Стоит также отметить, что рвали не только одежду, но и волосы. Это выражало полное отчаяние. Не случайно есть такое выражение, как «рвать на себе волосы». Оно тоже является синонимичным фразеологизмом для рассматриваемой нами фразы.

Употребление выражения

Вряд ли в современной разговорной речи мы можем услышать фразу «посыпать голову пеплом». Значение фразеологизма, даже если и известно кому-то, немногие решатся употребить такое словосочетание. Оно может украсить их речь и с таким же успехом может поставить собеседника в неловкое положение. Скорее этот фразеологизм стоит использовать в СМИ и художественной литературе.

Журналисты и писатели любят вставлять в свои произведения различные устойчивые обороты. Таким образом они оживляют свои работы, делают язык ярче, а описания - более глубокими. В качестве примера можно привести отрывок из повести писателя Юрия Нагибина «Встань и иди». «И то, что после ареста отца меня лишили воскресного рубля, было скорее ритуальным жестом, вроде посыпания пеплом главы, нежели необходимостью». Как мы видим, писатель использовал в своей повести рассматриваемое нами выражение. Таким образом он сумел показать читателям, что жест был ритуальным, то есть он был хоть и не оправдан, но обязателен, словно традиция посыпать голову пеплом, как у древних евреев.

Заключение

Рассмотрев данное выражение, мы узнали его значение, историю происхождения, подобрали ему синонимы и выяснили сферу его применения.